Мотокросс: по полю вприсядку
Мы начинаем серию публикаций, посвященную езде на эндуро, что называется, «по науке». И помогут нам в этом инструкторы школы SVR Team во главе с призером чемпионата России по эндуро Александром Самойловым. Один из столпов успеха - правильное положение тела. Этому посвящен наш первый материал.
УРОК ПЕРВЫЙ: ПОСАДКА
Тренировка начинается с пятиминутной гимнастики. Наклонами и вращением, от головы к ногам, разминаем мышцы шеи, плеч и рук, затем разминаем таз и гнем, будто перекидываем через мотоцикл, колени - как борцы сумо. В завершении приседаем, резко «роняя» тело и останавливая его примерно при 90-градусном сгибании колена в суставе.
Правильная посадка - основа всех дальнейших упражнений. Сев в седло, копчиком находим самую нижнюю точку (ближе к баку). В таком положении вес равномерно распределяется по осям мотоцикла. Спина должна быть изогнута подобно вопросительному знаку, голова - находиться примерно над баком.
ПОСАДКА
Садимся в нижнюю точку седла, чтобы вес распределился по осям максимально равномерно.
Руки на руле должны быть расслаблены, а локти - расставлены шире руля. Держаться за рукоятки нужно так, будто сжимаешь птицу: не слишком слабо, чтобы не улетела, но и не слишком сильно, чтобы ее не задушить.
Плотно сжимаем коленями и голенями бак и пластик: это обеспечит стабильность мотоцикла, а главное - снимет нагрузку с рук. Чтобы ноги могли свободно гнуться, наколенники должны быть с шарниром, другие могут стеснять движения или натирать ногу.
Прямой спине на эндуро не место, поэтому сидеть нужно немного ссутулившись.
Взгляд должен быть направлен вперед, а не под колесо.
Подножки должны располагаться примерно посередине подошвы мотобота, чуть ближе к пяткам.
Пренебрегать «сутулостью» не стоит: впоследствии, при сильных ударах и возможном пробое подвески, изогнутый позвоночник будет эффективнее амортизировать, а прямой - с большой вероятностью закончит компрессионным переломом.
С ногами и руками все привычней: подножки должны делить подошву сапога примерно пополам, чуть ближе к пяткам. При этом мотоботы не должны касаться лапок тормоза или КП (возможно, придется отрегулировать лапки по высоте - так как по длине они не регулируются). Нужно научиться максимально плотно сжимать мотоцикл коленями и голенями, чтобы освободить руки - они не должны держаться за руль, только управлять.
А чтобы рулить правильно и не уставать, локти должны быть широко расставлены и высоко подняты. Говорят, «если локти уже руля, мотоцикл управляет тобой, если шире - ты им». Если это неудобно - либо вы сидите слишком далеко, либо стоит поменять руль. Он должен быть достаточно высоким и без больших загибов ручек внутрь или вверх.
И последний по порядку, но не по значению элемент, общий для всех водителей, - взгляд. Смотреть нужно вперед и только туда, куда хочешь приехать. Под переднее колесо смотреть ни в коем случае нельзя.
УРОК ВТОРОЙ: ПРОХОЖДЕНИЕ ПОВОРОТОВ СИДЯ, КОНТРСМЕЩЕНИЯ
Привыкнув к мотоциклу и правильной посадке, начинаем «вкатываться». Для прохождения крутых поворотов при хорошем сцеплении с грунтом необходимо загружать заднее колесо и заваливать машину в поворот, оставаясь при этом вертикально относительно земли. На первый взгляд просто, а на деле над этим приходится долго работать.
Итак, входя в поворот, отодвигаем грудь от руля, не забывая высоко держать локти и оставаться в «ямке» седла. Одновременно с этим переползаем по сиденью наружу поворота и, сев на ребро седла, наклоняем мотоцикл внутрь поворота. При этом всю массу тела переносим на «наружную» ногу, максимально загружая, соответственно, «наружную» подножку. Важно помнить о расслабленных руках: локти вверх и никакого напряжения. Чем выше скорость, тем меньше смещение тела наружу поворота, но к этому мы еще вернемся.
Стало получаться? Отлично. Теперь немного увеличиваем скорость, а добавить стабильности поможет выставленная внутрь поворота нога. Выставлять ее нужно максимально прижимая бедро к мотоциклу и выносить немного вперед. А для того, чтобы при встрече с твердыми «сюрпризами» трассы минимизировать риск травмы, немного сгибаем колено и поднимаем мысок. Так нога не зацепится, а при ударе, например о камень, просто согнется сильнее, не выбив ездока из седла.
УРОК ТРЕТИЙ СТОЙКА
Стоика - основная позиция райдера на мотоцикле эндуро, поэтому езде стоя уделяем особое внимание. Для начала встаем на подножки: стопа должна быть немного смещена назад: так, чтобы мыски мотобот почти доходили до рычагов тормоза и КП. Как и в положении сидя, мы держимся за мотоцикл ногами, поэтому плотно прижимаем к пластику колени и голени. Немного сгибаем колени и поясницу. Локти также широко расставлены, а руки на руле расслаблены.
Здесь очень важно иметь правильно подобранныи по высоте руль, чтобы не тянуться к нему, излишне напрягая спину. К тому же, это не позволит без напряжения смотреть вперед: взгляд будет невольно падать, вместе с опущенной головой. Также, возможно, придется подрегулировать лапки, чтобы тормозить и переключать передачи было удобно. Очень часто задрана вверх именно лапка тормоза, поэтому тормозить приходится отрывая ногу от подножки.
ЧЕТВЕРТЫЙ: ПРОХОЖДЕНИЕ ПОВОРОТОВ СТОЯ, КОНТРСМЕЩЕНИЯ
Проходить повороты в стойке следует по той же схеме, что и сидя, с той лишь разницей, что здесь мы не пересаживаеся,а перевешиваемся наружу поворота, а также не имеем дополнительной точки опоры в виде выставленной ноги.
Маневрировать в стойке нужно так: ногу, находящуюся снаружи поворота, нужно немного довернуть внутрь, толкая коленом бак и заваливая мотоцикл. Одновременно с этим переносим на нее вес тела, вынося таз наружу. Руками помогаем корпусу толкать мотоцикл от себя, наклоняя его в поворот и сохраняя вертикально
Проходить повороты в стойкеследует по той же схеме, что и сидя, с той лишь разницей, что здесь мы не пересаживаемся, ное положение тела. Как и при прохождении поворотов сидя, корпус отодвигаем назад, разгружая руки и переднее колесо.
Разобравшись с контрсмещениями в поворотах, переходим к следующему - смещению при разгоне и замедлении. Из обычной стойки смещаемся вперед при открытии газа, компенсируя силу инерции; сохраняем руки расслабленными. То же и с торможением: одновременно с нажатием рычагов смещаемся назад. Если в любой момент разгона или торможения вы можете убрать руку с руля, сохранив равновесие, упражнение вы выполняете идеально.
Источник: http://avtotrans-m.ru
|