ВОИНСТВУЮЩИЕ ЛЕЖАЧИЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ
Дорожная тема россиянами всегда воспринималась близко к сердцу: все слышали, что у нас две основные беды и вместо дорог – направления. Однако сегодня дороги качественно улучшаются, но проблема обернулась другой стороной: при низкой пропускной способности автомобильный парк ежегодно прирастает минимально на 10-15% в год и необходимы меры безопасности пешеходов, особенно для детей.
Дороги без дураков
Несколько лет назад признаком полноценного российского города были асфальтированные дороги, светофоры и пешеходные переходы. Теперь неотъемлемой его частью стали искусственные дорожные неровности (ИДН) - «барьеры скорости», «валики безопасности», а в простонародье - «лежачие полицейские». Столь дружеское название эти ИДН получили в Великобритании, где они и были впервые внедрены (в начале восьмидесятых годов, как вынужденная мера) сначала близ школ и колледжей, а затем и повсеместно.
В России барьеры скорости стали сооружать в начале нашего века. Правда, с оговоркой на местный менталитет. Кстати, ГОСТ «Искусственные неровности» в России долго не утверждали, и за это время их «лепили» кто во что горазд. Были рекомендации, согласно которым ИДН «стряпали» двух видов: округлые из асфальта и трапециевидные из резинопластика. Высота «горба» могла составлять от 5 до 10 см, в зависимости от его вида, разрешенной скорости (от 10 до 30 км) и наличия на дороге общественного транспорта.
ИДН рекомендуется применять на участках улиц перед школами, больницами и поликлиниками. Запрещена установка ИДН на магистралях, улицах, где проходят маршруты троллейбусов, у остановок общественного транспорта и, что самое интересное, во дворах. Но там жители справляются своими силами, - просто кладут бетонные блоки посреди дорог. Согласно временным нормам, о приближении искусственной дорожной неровности должны предупреждать знаки ограничения скорости. А сам «полицейский» и полоса дороги шириной 20 см перед ним должны быть обозначены специальной разметкой.
Убийцы подвесок
Но на практике чаще случается так. Дают, например, власти срочный сигнал (как правило, к визиту официального Высокого гостя) установить по городу ИДН, вечером укладчики наспех сооружают «асфальтовые баррикады». Часто такие искусственные неровности на дорогах не сопровождаются специальными знаками и видны (в лучшем случае) только вблизи, что заставляет водителя резко давить по тормозам. Кроме того, под них может быть замаскировано все что угодно, от залитых бетоном труб до смеси асфальта с другим «бутом». Кажется, и размер таких «лежачих копов» зависит лишь от воли укладчиков. В результате при соприкосновении с такими превентивными мерами у автомобиля может разлететься подвеска.
На своей исторической родине ИДН хоть и делают с соблюдением всех правил и в обязательном порядке обозначают разметкой и знаками, а все же суды Туманного Альбиона завалены многочисленными исками автовладельцев. В качестве претензий - излишняя жесткость «лежачих полицейских», что кроме износа подвески вызывает, по мнению водителей, боли в позвоночнике. Кроме того, статистическая служба скорой помощи Лондона подсчитала, что каждый год из-за вынужденных снижений скорости карет «скорой помощи» перед «лежачими полисменами» гибнет около 500 человек!
Альтернативные решения
Англичане нашли выход из ситуации: компания Dunlop в сотрудничестве с Кембриджским университетом придумали второе поколение «лежачих полицейских». Это изобретение, включающее в себя систему клапанов на резиновых препятствиях на дороге, само определяет скорость автомобиля и автоматически делает горб на дороге жестким, надувая его. Если датчики фиксируют адекватную скорость, то бугор не надувается и ИДН водитель не заметит. Интерес к новинке проявили уже шведы и датчане. Судя по всему, англичане всерьез прониклись резиновым решением дорожных проблем.
Так, специалисты британской компании HoldFast Level Crossings предложили резиновую дорогу-гибрид, которая делается из старых автопокрышек, причем 300 метров резиновой дороги четыре человека могут проложить за пять дней, - дешевизна проекта очевидна. Предварительно фирма провела тестирование дороги, подвергнув ее испытанию как палящим солнцем, так и самым настоящим огнем: горючее выливали на дорогу и поджигали, однако плотные резиновые блоки не горели ярким пламенем, а лишь обугливались сверху. Еще один тест показал, что на такой трассе даже в дождливую погоду автомобиль заносит не больше, чем на обыкновенном асфальте.
А в Италии, где проблема дисциплины на дорогах также актуальна, и средства сэкономили, и обеспечили эффективную меру воздействия. На некоторых участ-ках дорог применяют вместо реальных горбов их муляж: соответствующая разметка абсолютно ровной дороги создает оптический эффект «лежачего полицейского».
Колдобину на рытвину
У нас в стране инженеры «Росремдора» изобрели еще более оригинальный и остроумный способ, не требующий к тому же значительных средств, ведь традиционные «лежачие полицейские» стоят 30–50 тысяч рублей и требуют реконструкции каждые три года. Российская разработка, по эффективности не уступающая лежачим полицейским, в случае внедрения обойдется более чем в два раза дешевле, так как не требует дополнительного сырья и имеет почти неограниченный срок эксплуатации. Затраты приходятся только на знаки с указателями и оплату работы. Изобретение прямо противоположно бугру, и, по сути, это яма, - обычное углубление поперек дороги. Однако, по большому счету, и это – полумера, ведь подвеске не легче от того, что автомобиль провалится в яму, клюнув носом, а не врежется в бугор. Остается надеяться, что варианты «резиновых полицейских» вскоре появятся и у нас.
Дмитрий ПУШКАРЕВ
В тему:
С 1 января 2008 года вступил в силу новый стандарт ГОСТ Р 52605–20–06, который регламентирует технические требования к состоянию искусственных дорожных неровностей. В соответствии с новыми стандартами высота «лежачего полицейского» не должна превышать 1 см, а длина – быть не менее ширины проезжей части при допустимом отклонении в 20 см. Перед препятствием должны быть установлены предупреждающие знаки, а поверхность дороги необходимо отмечать специальными светоотражающими элементами. «Лежачий полицейский» снижает максимальную скорость автомобиля до 40 км/ч.
Источник: http://avtotrans-m.ru
|