ВТОРАЯ ЖИЗНЬ АККУМУЛЯТОРА
В Омске создана технология по восстановлению старых аккумуляторов. Наш собеседник директор ООО «Фирма «Алекто-Электроникс» Андрей СУРКОВ
Не спешите выбрасывать
Сколько живет аккумулятор в вашем автомобиле? Два? А может, три года? Ред?ко попадается экземпляр, честно отслуживший под капотом пять лет и более. Это особенно актуально для владельцев отечественных автомобилей, у которых реле регулятора зарядки словно специально создано для того, чтобы убивать аккумуляторную батарею. Что такое неработающая АКБ? Обычно это батарея, неспособная брать заряд и выдавать ток, необходимый для запуска холодного двигателя. Отчего это происходит? Причины могут быть разные. Например, низкий уровень электролита или сульфатация внутренних пластин, в результате чего на пластинах образуется крупный кристаллический сернокислый свинец. Пластины теряют проводимость, и аккумулятор не принимает зарядный ток. Такая неисправность может произойти вследствие невыполнения правил обслуживания АКБ:
понижение уровня электролита ниже нормы, и, соответственно, работы части пластин на воздухе;
долгое хранение аккумулятора без подзарядки;
пониженная плотность электролита;
глубокий разряд аккумуляторных батарей ниже 1,7 вольт на одну «банку», когда автомобиль оставляют на длительный срок со включенными электроприборами.
Бытует мнение, что в этих случаях аккумулятор нужно выбрасывать и покупать новый. Но, оказывается, если не было короткого замыкания, вызванного осыпанием пластин, то батарею в большинстве случаев можно восстановить!
Это лишний раз подтвердили специалисты омского предприятия ООО «Фирма «Алекто-Электроникс». Разработчики создали установку по реанимации аккумуляторов. После опытной эксплуатации этой установки одиннадцатилетний «опелевский» аккумулятор стал работать, как новый. Специалисты ООО «Фирма «Алекто-Электроникс» отмечают, что лучше всего восстанавливаются аккумуляторы известных брендов Varta, Panasonic, AC Delko, Yuasa. Из российских марок лучшие результаты показали аккумуляторы «Аком», выпускаемые Жигулевским заводом.
Неизученный вопрос
Мы еще помним те времена, когда автомобилисты постоянно проверяли уровень электролита, заряжали батареи дома, держали в гараже дистиллированную воду и электролит. Сегодня же на уровень электролита в АКБ во время эксплуатации практически никто не смотрит, а если и делает это, то тогда, когда аккумулятор умер окончательно. Перестал крутить? Покупают новый. Иногда пытаются зарядить в домашних условиях, дедовскими способами, применяя простейшие зарядные устройства, основанные на подаче постоянного тока напряжением 14-15 вольт. Но это не всегда помогает. А если и помогает, то ненадолго. Почему?
Аккумуляторная батарея – одно из самых сложных устройств современного автомобиля. В ней непрерывно протекают электрохимичес-кие и физические процессы, многие из которых до сих пор до конца не изучены. Причина тому – очень агрессивная среда. Есть определенные исследования этих процессов. Но когда начинаешь копать глубже, рано или поздно утыкаешься в формулировку: «Этот вопрос недостаточно изучен»... Это касается и свойств электролитов, и моделей сепараторов, и самой глубокой разрядки как таковой. Мало кто понимает, даже из специалистов, что в аккумуляторе происходит на самом деле...
У компании «Алекто-Электро-никс» огромный опыт в измерениях параметров электрического тока, есть образцы лучшего в мире метрологического оборудования. Вот на этом оборудовании здесь и занялись экспериментами по реанимации аккумуляторных батарей.
Специалисты компании задались такой идеей, начали собирать информацию, оказалось, что на рынке почти никого нет. Всего три компании в мире занимаются разработками в этом направлении. Одна из них в Канаде. Они восстанавливают приборные аккумуляторы для измерительной техники и для мобильных телефонов. Вторая фирма в Тюмени. Они реанимируют громадные тяговые аккумуляторы. Автомобильными же аккумуляторами занимается только одна фирма в США.
Проблема в том, что этот сегмент рынка не сильно востребованный и очень рискованный. Ситуация такая: автосервис восстановил аккумулятор, но теперь на него нужно давать гарантию. Но как батарею эксплуатируют, не проверишь. А если взять отечественный автомобиль, то его реле-регулятор словно специально создан, чтобы убивать АКБ. Другими словами, одна и та же батарея на какой-нибудь «Тойоте» будет служить гораздо дольше, чем, например, на той же «девятке». Тем не менее в компании «Алекто-Электроникс» уверены, что благодаря новому прибору смогут в два-три раза продлить жизнь еще живой АКБ и восстановить, казалось бы, мертвую аккумуляторную батарею.
Принцип действия
Как такового прибора еще нет. Есть действующая модель реаниматора. Но состоит она из отдельных импортных высокоточных метрологических приборов. Стоимость каждого из них сравнима со стоимостью автомобиля. Сейчас задача специалистов в том, чтобы создать недорогой компактный прибор, действующий по определенному алгоритму. Принцип его действия в том, что на полумертвый аккумулятор воздействуют токами разной величины и формы. Весь цикл занимает от восьми до двадцати четырех часов. В некоторых случаях, удается восстановить емкость до 90, а то и до 100 процентов от указанной производителем АКБ. Конечно, все очень сильно зависит от конструкции батареи и условий эксплуатации. Если конструкция прогрессивная, то даже после очень глубокого разряда АКБ можно восстановить.
Конечно, автолюбителя больше интересуют чисто практические вопросы. Сколько будет стоить такая реанимация? На сколько ее хватит? Сколько будет стоить сам прибор? К примеру, очень хороший американский тестер, которым можно проверить генератор, аккумулятор и другие электроприборы прямо на автомобиле, стоит около полутора тысяч долларов. Это очень хороший прибор, но он позволяет лишь найти, но не устранить неисправность. Новый стенд специалисты компании «Алекто-Электроникс» планирует сделать в пределах семидесяти пяти тысяч рублей, но при этом он не только будет проверять аккумулятор, а еще и восстанавливать. Сейчас как раз ведутся работы над тем, чтобы сделать его конструкцию простой в эксплуатации, надежной и, самое главное –
работающей автоматически, то есть без участия человека.
Что касается области применения, то создавать специализированное подразделение по восстановлению аккумуляторов нерентабельно. А вот как дополнительная услуга в крупном СТО или на АЗС – очень заманчивое предложение.
Для некоторых компаний применение такого оборудования эффективно при использовании для собственных нужд. Например, для фирм, торгующих автомобили с аукционов, дилеров. Так как машины идут по холоду в контейнерах и сетках, к моменту прибытия в Омск аккумулятор больше похож на кусок льда. В большинстве случаев, если доставка осуществлялась зимой, батареи в аукционных машинах выбрасывают сразу после доставки, зарядить их обычными методами уже невозможно. А если у компании есть свой реаниматор АКБ, то эта проблема практичес-ки исчезает. Сейчас ООО «Алекто-Электроникс» как раз отрабатывает свое оборудование именно на таких батареях, предоставленных компанией «Кристалл-Омск».
Кроме аукционных компаний есть еще транспортные компании, Иртышское пароходство, электрокарные хозяйства, общественный транспорт, наконец. Там экономия была бы громадной. Комплект АКБ на «КамАЗ» или городской автобус стоит сейчас более 15000 рублей. Даже при наличии десяти единиц тяжелой техники реаниматор стоимостью 75000 рублей окупается в течение двух лет гарантированно, и это без оказания платных услуг. Если продлить срок службы АКБ всего однажды, то экономия двойная. А возьмите электрокары, там аккумуляторные секции очень дорогие (около 100 тысяч рублей за комплект), у них реаниматор окупится в первые месяцы после покупки.
В современных условиях кризиса очень выгоден был бы новый прибор и омским предприятиям общественного транспорта. Ведь там тратятся огромные деньги на покупку новых АКБ
Сейчас «Алекто-Электроникс» проводит опыты над самыми разными батареями. К примеру, удалось полностью восстановить одиннадцатилетнюю АКБ, о которой упоминалось выше. Она эксплуатировалась в страшных условиях: стояла на сломанной машине в течение года, потом валялась в гараже, несколько лет разряжалась на морозе. После реанимации эта АКБ даст фору многим новым батареям, стоящим на полках магазинов.
Нас ждут в Европе!
И все же, возвращаясь к стоимости услуги. Выгодно ли будет авто-владельцу восстанавливать аккумулятор в автосервисе?
По словам рукоовладельцу, и сервису. Первый экономит на покупке новой батареи и получает гарантию, второй за год окупает аппарат и получает прибыль.
К сожалению, мы ограничены форматом журнала и не можем рассказать про все разработки и начинания «Алекто-Электроникс», коих у компании великое множество. Сотрудники полны энтузиазма, оптимизма и новых идводства компании «Алекто-Электроникс», в Омске эта услуга будет плохо продвигаться. «Мы очень рассчитываем на Европу. У нас есть контакты, крепкие связи с западными компаниями. Например, в нескольких европейских прокатных фирмах уже ждут наши реаниматоры, – рассказывает Андрей Сурков. – Дело в том, что их услуги востребованы только в период туризма. Четыре месяца в году прокатные машины стоят без дела, и АКБ разряжаются практически в ноль. А автомобилей в одной небольшой фирме около 50. Причем в Европе избавиться от старого аккумулятора – целая проблема. Из-за борьбы за экологию приходится платить большие деньги на утилизацию».
Но подобный реаниматор должен понравиться и омским СТО. Человек приезжает на автосервис, где ему выполняют какую-то работу в течение дня. За это время можно проверить и, если нужно, восстановить умирающую батарею. Стоимость должна быть не больше 350-400 руб-
лей. При этом выгодно и автей. О некоторых из них мы постараемся рассказать в следующих номерах журнала. К тому же постараемся проследить за судьбой разработки реаниматора. Ведь руководство компании «Алекто-Электроникс» уверено, что прибор обретет товарный вид уже в следующем году.
Александр ЗАРЕМБА
Источник: http://avtotrans-m.ru
|