Омску – новый авторынок!
Омску – новый авторынок!
Александр ЗАРЕМБА
Огромный выбор, разнообразие цен, свежий воздух, улыбчивые продавцы. Нет, это не реклама нового автосалона. Сегодня поговорим об авторынке. Об авторынке в гор. Нефтяников и его альтернативе в более удобном месте
Полтора километра «нелегалки»
В нашу редакцию постоянно обращаются читатели с вопросом: «Как решается и решается ли вообще вопрос о переносе авторынка в более удобное и цивилизованное место?» Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос.
Раннее воскресное утро. Сворачиваем с улицы Энтузиастов на 1-ю Заводскую. Уже через двести метров приходится снизить скорость, так как под колеса бросаются перекупщики, решившие, что мы едем продавать машину. Еще метров через сто – затор. Длинная очередь автомобилей пытается протиснуться по узкой улочке, заставленной с двух сторон машинами с табличками «Продам». Решаем бросить свое авто здесь, у начала улицы, и прогуляться пешком. Чтобы пройти только вдоль дороги, где машины продаются нелегально, требуется около получаса. Бесплатный рынок (за въезд сюда платить не нужно), именуемый в народе «лохотрон», как огромный удав с железной чешуей, растянулся на расстояние почти в полтора километра вдоль дороги!
- Эй, Миша, ты где две недели пропадал? Смотрю, уже на новой тачке! - кричит проезжающему мимо «Ниссану» молодой парень.
- Свою толкнул - вот теперь машину друга продаю, - отвечают ему из автомобиля.
- Пирожки! Горячие пирожки! - Неспешно катит свою тележку бабушка в грязно-сером пальто.
Одним словом, настоящий рынок со всеми его атрибутами.
- Нормального кафе на рынке нет и не было сроду. - Жалуется один из постоянных продавцов машин. – Конечно, есть ларьки с пловом, шашлыками, кофе, шаурмой, но это же антисанитария сплошная. Ну в здании рынка парочка кафешек поприличней. А вообще их недавно Роспотребнадзор проверял, даже закрыл несколько. С туалетами еще хуже. Все удобства – в кустах. А если девушка машину продает?
Нужно заметить, что вдоль всей 1-й Заводской наставлены знаки «Остановка запрещена». Но это никого не смущает.
- А где нам еще стоять-то? - улыбается мужчина, высунувшийся из окошка темной «девятки». - Здесь платить никому не надо, выбор для покупателя огромный, да и приезжаешь, когда тебе удобно. А ведь авторынков, кроме этого, в городе нет. Где-то нужно продавать машины!
Немного истории
В далекие 70-е годы прошлого века точка продажи стареньких машин стихийно образовалась на «пятачке» возле магазина «Автомобильный» по ул. Нефтезаводской. В воскресное утро здесь появлялись 2-3 автомобиля, вокруг которых сразу собиралась огромная толпа потенциальных покупателей.
Постепенно автомобилей на стихийном рынке становилось больше. Этому способствовало формирование небольшой прослойки автомобилистов, занимающихся перепродажей машин. Рынок плавно переместился на «Французскую дорогу».
Лет десять стихийный авторынок располагался вдоль этой дороги. Но однажды на ул. Губкина открылся первый специализированный комиссионный магазин с площадкой автомобилей для обезличенной продажи. А напротив него администрация выделила огромную, по масштабам того времени, площадку под авторынок. Теперь в выходные дни любой желающий мог выставить свой автомобиль на продажу, причем въезд на новый рынок был совершенно бесплатный! А тех автопродавцов, кто по привычке ехал на «Французскую дорогу», выгоняли сотрудники ГИБДД.
В середине 90-х вновь грянули перемены, рынок опять сменил местоположение. Его перенесли на ул. Заводскую, на территорию бывшего автохозяйства. Все стало строго: въезд через КПП, охрана, пронумерованные места парковки... И самое главное, исчезла халява! Въезд для торговли стал платный. Конечно, это не понравилось продавцам. Пусть даже за эти деньги предоставлялись цивилизованные условия для торговли. Отдельные продавцы даже пытались бунтовать. Обычно это выливалось в стихийные места продажи в других местах. Но ни к чему это не привело.
Рынок рос, границы раздвигались. Совсем недавно он «перешагнул» дорогу. На другой стороне теперь так называемый «социальный» («вазовский») рынок, где продаются бывшие в употреблении автомобили отечественного производства и иномарки, изрядно побегавшие по дорогам Омска. А сам авторынок, находящийся справа от дороги (если ехать в сторону ул. Губкина), народ теперь называет «японским».
С тех пор ничего не меняется, город растет, увеличивается парк автомобилей, количество продаваемых машин умножается год от года. Администрация рынка, наверное, и рада бы расширить территорию, да некуда - со всех сторон промышленная зона, огороженная заборами.
Выход есть!
Главная проблема сегодня заключается в том, что такому крупному городу, как Омск, необходим современный цивилизованный вместительный авторынок. Справедливости ради надо отметить, что определенные шаги в этом направлении уже делаются.
Буквально на днях в Омске открывается совершенно новый современный автомобильный комплекс на выезде из города по Тюкалинскому тракту.
Организаторы автокомплекса «Адмирал» обещают вывести торговлю автомобилями в Омске на совершенно новый качественный уровень. На восьми гектарах земли все, что необходимо для цивилизованной торговли автомобилями. Это и удобные подъездные пути, и гостевая парковка, и асфальтовое покрытие, и своевременная и качественная уборка территории, и разделение автомобилей по маркам и моделям. Современный сервис включает в себя и определенные услуги (круглосуточное кафе, мойка, оформление справок-счетов, представители банка для оформления кредита, мелкосрочный ремонт, постановка и снятие с учета, продажа и замена автошин и т. п.) Торговать отечественными и иностранными автомобилями будут не только частные лица, но и солидные фирмы. В них можно и приобрести машину на месте, и заказать до-ставку из Японии, Германии, Арабских Эмиратов и т. д. Появится возможность обмена старого авто на более свежее.
Будет организована продажа лодок, катеров, моторов российского и иностранного производства, снегоходов. А возможность круглосуточного выезда и заезда понравится владельцам большегрузных машин.
Я за качественный сервис! Олег ВЛАСОВ, соучредитель автокомплекса «Адмирал»:
Омску не хватает хорошего сервиса, и авторынку особенно. Я сам очень давно занимаюсь продажей подержанных автомобилей и знаю все проблемы изнутри. Постараемся всего того безобразия, что творится сегодня на рынке в Нефтяниках, не допустить. Например, все платные услуги будут производиться по пластиковым карточкам, а на выходе осуществляться расчет. Чтобы не возникало соблазнов, как сейчас происходит на 1-й Завод-ской: охранник кого-то знает в лицо – полтинник за въезд возьмет, а кого не знает – 60 рублей.
На новом рынке весь комплекс услуг для покупки и продажи автомобилей будет в одном месте: мойка, СТО, справка-счет, нотариус, представители банков, продажа запчастей, продажа и установка легковых и грузовых шин, стоянка для продажи грузовиков и спецтехники.
Не менее важна и инфраструктура: биотуалеты, пункты питания (не ларьки с пирожками, а нормальные просторные кафе) и т.п. Всего этого так не хватает на авторынке в городке Нефтяников.
Комментарий специалиста
Соучредитель автомобильного комплекса «Адмирал» Александр БАТУХТИН:
— Мы все в этом заинтересованы- Александр Степанович, авторынок в Нефтяниках, по мнению многих омичей, не соответствует современным тенденциям бурно развивающегося города. Сможет ли новый рынок решить проблему?
- Если поставить цель продать или купить автомобиль, то сталкиваешься с таким количеством сложностей, что просто руки опускаются. Я это испытал на собственном опыте совсем недавно. Нужно было продать старую машину. Оказывается, в десять утра на рынок уже невозможно заехать. Люди, может быть, и рады были заехать на территорию, да мест нет. Вот и бросают машины прямо на дороге.
Чтобы осмотреть все предложения, приходится идти прямо по дороге, движение автотранспорта по которой никто не отменял. Мало того, летом здесь все залито водой, а зимой завалено снегом, который никто и не думает убирать.
Все машины стоят вплотную друг к другу, при покупке и продаже невозможно подойти. Отсутствует эстакада, чтобы проверить дефекты автомобиля.
В зимнее время светает поздно, и с утра покупателям приходится бродить в потемках, так как освещение практически отсутствует. Нет не то что какой-то разметки, там вообще асфальт отсутствует как таковой, машины стоят в грязи, все завалено мусором. В общем, никаких условий.
Мы постараемся сделать все, что только можно, чтобы на новом месте не было всех этих проблем.
- Пойдут ли городские власти вам навстречу?
- Город сам заинтересован в этом. Все что требуется от властей – продлить на две-три остановки маршруты общественного транспорта, заканчивающиеся сегодня на ДСК-2. Даже в этом мы готовы помочь, совместно сделаем разворотные площадки, карманы для остановок. Это очень удобное место, вдали от каких-либо строений, вблизи оживленной тюменской трассы.
- Поедут ли люди так далеко?
- Для этого нужно время, согласен. Когда-то я был директором омской «толкучки», помните такая была на улице 10 лет Октября? Городские власти перенесли торговлю на Левый берег, туда, где сейчас «Торговый город». Мы переезжали 26 ноября. Переехали, открылись, а покупателей нет. Почти три месяца понадобилось омичам, чтобы привыкнуть к новому месту.
У старой «толкучки» были точно те же проблемы, что и у авторынка. Она исчерпала возможности своего развития. Нужно расширяться, а некуда! С одной стороны мешает дорога, с другой – фабрика, тут – кладбище, а здесь – жилые дома. Все! Пришлось переносить. С трудом. Там была целая война. Но этот перенос себя оправдал. В трудную минуту «Торговый город» дал Омску столько рабочих мест. Только официально на постоянной основе там сегодня трудится около семи тысяч продавцов, а сколько еще на трудовых договорах?
Но и «Торговый город» скоро себя изживет. С 2010 года полностью запрещается торговля на улицах, палатках, контейнерах. Не зря же кругом все застраивают торговыми центрами.
Кстати, что касается нашего нового автокомплекса, то со временем, в соответствии с законом, мы сделаем его крытым.
- Что будет со старым рынком в Нефтяниках?
- Это не мне решать. В одном уверен, он умрет в любом случае. На днях мы откроем свои двери. Постепенно торговля машинами переместится, и старый просто не выдержит конкуренции.
Мы будем использовать опыт Новосибирска. Там была схожая ситуация с авторынками. И в итоге все разрешилось благополучно в пользу, прежде всего, обычных автовладельцев.
- Люди, продающие машины вдоль дороги, не готовы платить за въезд на рынок. Не получится ли так, что и вдоль Тюкалинского тракта выстроится вереница любителей «халявы»?
- Мы предусматриваем возможность и бесплатного въезда на территорию. Ну а вообще, я считаю, что большинство из них не заезжают на рынок не из-за денег, а из-за отсутствия мест. Шестьдесят рублей – это не те деньги, которые может пожалеть человек, продающий свое авто. Там же с вечера занимают места, чтобы утром не толкаться.
Мнение власти
Проблему нужно решать комплексно
Мэр Омска Виктор ШРЕЙДЕР:У нас проблема не только с авторынком. Если говорить о рынках в целом, то есть решение и федеральных властей, и рекомендации президента страны: в течение двух лет привести торговлю на рынках в цивилизованное русло.
Местные власти должны создать условия. Муниципальной власти Омска задача такая поставлена, в том числе и на заседании правительства Омской области, которое вел губернатор Леонид Полежаев. Мы сейчас готовим комплексную программу. И уже к середине этого года начнем ее реализовывать.
В тему
А как у них? Новосибирская война
Пару лет назад в Новосибирске ситуация с продажей автомобилей частниками была очень похожа на нашу. Бардак на автобарахолке, расположенной на Гусинобродском шоссе, заставил городские власти в срочном порядке выделять землю под новый авторынок и переносить торговлю автотранспортом в другое место. Когда автобарахолка работала на Гусинобродском шоссе, все обочины улицы, и даже тротуары, занимали выставленные на продажу автомобили, но городские власти ничего не могли поделать с этой несанкционированной торговлей - место на легальной стоянке стоило 80 рублей в сутки, а штраф ГИБДД за неправильную парковку - всего лишь 50 рублей.
Вместе с открытием нового рынка прекратил свое существование старый. Городские власти волевым решением в оперативном порядке очистили «Гусинку» от дикой торговли машинами, что сразу разгрузило выезд из Новосибирска в сторону Ленин-
ска-Кузнецкого и разрядило социальную обстановку в микрорайоне.
Под новый авторынок на Петухова власти выделили участок — 14 гектаров. На первых порах эксплуатировались только 6, что, впрочем, втрое больше площади всех авторынков, располагавшихся на Гусинобродском шоссе.
Рядом с авторынком отстроили гостиничный комплекс для иногородних продавцов и покупателей. Правда, так просто победить не удалось. Война растянулась на несколько месяцев.
С переносом автобарахолки с Гусинобродского шоссе на улицу Петухова власти Новосибирска заявили о намерении создать современный межрегиональный автокомплекс со всеми атрибутами цивилизованной торговли. Однако на новом месте остались все те же проблемы. Вместе с переносом торговли автомобилями, на обочинах улицы Петухова также возникла несанкционированная торговля.
Мэрия пыталась ужесточить наказания, усиливала патрулирование улицы. Однако ожидаемого результата в полной мере это не дало. Несанкционированная торговля автомобилями за пределами авторынка продолжалась долго, автомобили выстраивались длинными рядами вплоть до площади Кирова.
Порядок был все-таки наведен. На территории нового автомобильного рынка подрядчики закончили строительство ливневой канализации, заасфальтировали дополнительные площади и освободили место под стоянку еще полутора тысяч машин, предназначенных для продажи, увеличив территорию в два раза. Со временем здесь появились СТО, мойки, «шиномотажки», уютные кафе. В результате в Новосибирске сегодня один большой удобный авторынок.
Алтайский арбитраж
В Барнауле после появления цивилизованного авторынка старую «барахолку» удалось снести только по решению арбитражного суда.
Автомобильный рынок, где в выходные дни нелегально собиралось несколько тысяч машин, решением городских властей закрыть не удалось. Собственники земли категорически отказывались от этого.
В результате в ноябре 2006 года решение о том, что автомобильный рынок должен прекратить существование, вынес арбитражный суд Алтайского края в ответ на иск город-ской администрации.
На предписание убрать строения с территории барахолки руководство рынка не откликнулось, и за дело взялись судебные приставы. В результате старый рынок удалось за-крыть за несколько дней.
Теперь в Барнауле также один современный автомобильный рынок. Его удаленность от жилых кварталов составляет примерно полтора километра, а общая площадь - пять гектаров. Для откачки сточных вод построены два очистных комплекса, смонтирована канализационная напорная станция. Авторынок оборудован водопроводом и канализацией.
Источник: http://avtotrans-m.ru
|