Дизель дороже бензина: чем выгоднее заправляться
Цены на бензин и дизельное топливо: дизель становится «золотым»?
Стоимость дизельного топлива в Москве и Петербурге за последнее время почти достигла цены 95-го бензина. В столице, по информации «Московской топливной ассоциации», по состоянию на 20 августа средневзвешенные цены на 95-й бензин и солярку практически сравнялись: ДТ - 29,68 рублей за литр, АИ-95 - 29,69 руб./л. При этом на целом ряде столичных АЗС дизтопливо и вовсе стало стоить дороже 95-го!
В городе на Неве, по наблюдениям корреспондентов, ситуация немногим лучше. Розничная цена литра 95-го вплотную приблизилась к 30 рублям, а на некоторых заправках – уже превзошла эту «психологическую отметку». Дизельное топливо в Питере пока на 40-50 копеек дешевле.
В европейской же части России в целом, по данным Информационно-аналитического центра «Кортес», солярка в настоящий момент стоит, в среднем, 27,99 руб. за литр, а бензин АИ-95 – 28,73 руб./л. При этом с начала нынешнего года дизтопливо подорожало гораздо более значительно, чем другие виды горючего: на 41 копейку.
Некоторые аналитики предупреждают: если так пойдет и дальше, то не только в Москве, но и в европейской части страны дизельное топливо может стать самым дорогим нефтепродуктом. Учитывая, что сейчас на некоторых заправках обеих столиц цена литра 98-го превышает 42 рубля, нетрудно прикинуть будущую стоимость солярки, когда (и если) она станет наиболее дорогим видом горючего в нашей стране. Не смотря на значительное удорожание, качество диз-топлива во многих АЗС оставляет желать лучшего, не редко, после заправки на какой нибуть придорожной бензоколонке, приходится обращаться в мастерскую производящую ремонт дизельных двигателей и замену фильтров.
Эксперты: дорожать будут и дизель, и бензин
Подобные опасения, впрочем, разделяют далеко не все эксперты. Так, аналитик по сектору нефть и газ Группы «ИФД КапиталЪ» Виталий Крюков заявил что «в обозримом будущем средняя цена дизтоплива на АЗС в России вряд ли будет выше, чем на 95-й бензин». Отдельные частные случаи, по его словам, «не характеризуют ситуацию по рынку в целом», так как «многое определяется месторасположением АЗС, качеством топлива и степенью развития конкуренции».
Причина значительного увеличения темпов роста цен на солярку в России в последние год-полтора, по мнению В. Крюкова, в том, что дизель в нашей стране – экспортный товар.
«Россия, в отличие от Европы, это бензиновая страна. В целом в РФ дизтоплива производится в два раза больше, чем потребляется внутренним рынком, в то время как по бензину такого запаса прочности нет, и периодически возникают локальные дефициты», – рассказал нашему корреспонденту аналитик «ИФД КапиталЪ».
«В Европе же обычно возникают проблемы с обеспечением дизтопливом, поэтому приходится большие объемы дизеля импортировать из США, стран Ближнего Востока и России. Если в ЕС цены на дизель высокие, то в РФ цены формируются по экспортному нетбэку, и по цепочке через опт это доходит до АЗС. В итоге зависимость цен на дизтопливо в нашей стране от европейских цен более высокая, чем по бензину», – отмечает В. Крюков.
Высокий экспортный спрос в качестве главной причины роста цен на солярку в России называют также аналитики агентства «Аи-92». Как сообщает агентство, дизельное топливо с содержанием серы 0,1% крайне востребовано не только в Европе, но и в странах Ближнего Востока – из-за жары и высокого спроса на электроэнергию для систем кондиционирования воздуха. По данным «Аи-92», в июле в регион Красного моря отгружено 600 тыс. тонн дизельного топлива, в августе планируется увеличить отгрузки вдвое, до 1,2 млн. тонн!
В итоге, например, Московский НПЗ, обеспечивающий топливом практически половину столичного региона, в одном только августе пять раз повышал отпускные цены на солярку. И до конца месяца, по прогнозу агентства «Аи-92», скорее всего, будет превышена отметка в 31 0.00 рублей за тонну.
Что же до бензина, то, по словам Виталия Крюкова, поскольку он практически не экспортируется из РФ, цены формируются в основном за счет внутренних факторов. Кроме того, в отличие от стоимости солярки, они регулируются государством, так как в стране потребляется главным образом бензин, а не дизельное топливо. «В результате возникают ценовые перекосы между дизтопливом и бензином», – резюмирует эксперт.
Между тем, в производстве солярка дешевле бензина, и, казалось бы, рядовой автомобилист должен ощущать это на собственном кошельке. Однако, по словам аналитика «ИФД КапиталЪ», конечная цена определяется не только себестоимостью, но и спросом. «Если у российских компаний сегодня есть выбор, куда поставлять дизтопливо, в Россию или Европу, то предпочтение будет отдано тому рынку, где выше прибыль. Выросла прибыльность экспортных поставок – тогда в РФ цены также должны «подтянуться», чтобы обеспечить производителю сопоставимую прибыль», - объясняет эксперт ситуацию с разницей в ценах.
Есть, очевидно, еще одна причина, по которой стоимость солярки на российских АЗС не скоро обгонит среднюю цену высокооктанового бензина: последний тоже отнюдь не дешевеет. В столице, по данным ИАЦ «Кортес», тот же 95-й сейчас стоит на 24 копейки дороже, чем в начале года. 92-й тоже не сильно отстает: +17 коп. к началу года. При этом, эксперты направление у розничных цен на бензин в нашей стране только одно: «вперед и вверх!»
Так, по словам бывшего заместителя министра энергетики РФ Владимира Милова, никаких предпосылок для снижения цен на автомобильное горючее в России в настоящее время нет: «Наоборот, есть множественные факторы роста, которые по разным линиям могут возникнуть – это и накопленный финансовый дисбаланс у нефтяных компаний (которые привыкли постоянно повышать цены на бензин, а им в течение довольно длительного предвыборного периода не давали это делать), и проблемы на мировом рынке (мы видим, что, в целом, цены на нефть в последнее время подрастают), и рост акцизов. Возможно, резкого скачка и не будет, но другого направления у цен нет!»
Дизель или бензин: что выбрать, чтобы сэкономить
Поскольку как минимум выравнивание цен на бензин марки АИ-95 и солярку в России – уже практически реальность (нынешняя разница примерно в 40 копеек в том же Петербурге при нынешних темпах роста, думается, скоро сойдет на нет), мы решили подсчитать: какой тип двигателя (бензиновый или дизельный) позволит автовладельцу в этой ситуации сэкономить на эксплуатационных расходах?
Вопрос отнюдь не праздный и не однозначный, учитывая, что, во-первых, дизельные авто при прочих равных сами по себе дороже бензиновых, а во-вторых, некоторые производители устанавливают на машины, работающие на тяжелом топливе, бóльшую стоимость ТО, чем на бензиновые, при меньшем межсервисном пробеге.
В качестве примеров мы выбрали две весьма популярные в России иномарки: Форд Focus III (по статистике АЕБ, – второй по популярности автомобиль зарубежной марки в нашей стране) и Фольксваген Tiguan (третий по популярности у нас кроссовер) и подсчитали общую сумму затрат на ТО и горючее для дизельных и бензиновых версий обеих машин на 60.000 км пробега.
Стоимость ТО мы узнавали у дилеров той и другой марки, цены на солярку и бензин условно учитывались как равные: 30,00 рублей за литр. Результаты расчетов – ниже.
Ford Focus III седан, 2.0 л, 150 л. с. (бензин), АКПП PowerShift
Цена автомобиля: от 778 500 рублей.
Межсервисный пробег: 15 0....00 км или один год (в зависимости от того, что наступит раньше).
Стоимость ТО (базовая, изменяется в ту или иную сторону в зависимости от номера ТО): 7 990 руб.
Расход топлива (средний, в смешанном цикле, данные производителя): 6,4 л на 100 км.
Сумма затрат на эксплуатацию (на первые 60 0......00 км): 147 160 рублей.
Ford Focus III седан, 2.0 л, 140 л. с. (дизель), АКПП PowerShift
Цена автомобиля: от 859 000 рублей.
Межсервисный пробег: 15 0....00 км или один год (в зависимости от того, что наступит раньше).
Стоимость ТО: 9 290 руб.
Расход топлива (средний, в смешанном цикле, данные производителя): 5,2 л на 100 км.
Сумма затрат на эксплуатацию (на первые 60 0......00 км): 130 760 рублей.
Volkswagen Tiguan, 2.0 TSI, 200 л. с. (бензин), КПП – DSG-6
Цена автомобиля: от 1 155 000 рублей.
Межсервисный пробег: 15 0....00 км или один год (в зависимости от того, что наступит раньше).
Стоимость ТО: ТО-1 и -3 – около 7 500 рублей, ТО-2 – 18 0..00 руб., ТО-4 – около 23 0.00 руб.
Расход топлива (средний, в смешанном цикле, данные производителя): 9,9 л на 100 км.
Сумма затрат на эксплуатацию (на первые 60 0......00 км): 234 200 рублей.
Volkswagen Tiguan, 2.0 TDI, 140 л. с. (дизель), КПП – DSG-6
Цена автомобиля: от 1 194 000 рублей.
Межсервисный пробег: 15 0....00 км или один год (в зависимости от того, что наступит раньше).
Стоимость ТО: ТО-1 и -3 – около 7 500 рублей, ТО-2 и -4 – около 18 0..00 руб.
Расход топлива (средний, в смешанном цикле, данные производителя): 7,1 л на 100 км.
Сумма затрат на эксплуатацию (на первые 60 0......00 км): 178 800 рублей.
Что в итоге?
По стоимости владения даже при одинаковых ценах на бензин и солярку дизельные машины у нас не настолько выгодны в плане стоимости владения, насколько дороги сами по себе.
Причем, если в классе кроссоверов разница по сумме затрат на эксплуатацию достигает весомых 55,5 тыс. рублей на 60 0......00 км, то в более массовых сегментах и экономия невелика (в нашем случае - всего около 17 0.00 руб.), и дизельные версии машин, как в случае с «Фокусом», аж на 80 0.00 руб. дороже бензиновых! Такую разницу в ценах на автомобили не скомпенсирует даже сверхнизкая стоимость владения. Если же солярка и вправду станет дороже 95-го, то дизель вовсе окажется в РФ однозначно невыгодным приобретением.
Так что, скорее всего, у российских поклонников изобретения Рудольфа Дизеля останется только два весомых аргумента в пользу моторов на тяжелом топливе. Во-первых, такие движки развивают больший крутящий момент, чем бензиновые, что важно отнюдь не только для владельцев внедорожников и кроссоверов, а во-вторых – обеспечивают автомобилю гораздо больший, по сравнению с бензиновыми моторами, запас хода на полном баке горючего.
Тут уж – кому что важнее: меньше потратить при покупке авто или не волноваться по поводу того, сколько там осталось в баке, в дальней поездке. Тем же, кто желает реально сэкономить и на топливе, и на эксплуатационных затратах, стоит обратить внимание на автомобили, способные ездить на 92-м бензине: вот они-то – по-настоящему выгодны в сложившейся на нашем топливном рынке ситуации.
Другие статьи по теме:
Модели SEAT в России: три амигос
Устанавливаем в автомобиль предпусковой подогреватель
Что такое клиренс автомобиля
Модели SEAT в России: три амигос
Источник: http://avtotrans-m.ru
|