Кадровый вопрос: профессионализм и мотивация водителей грузовых авто
...Сводная таблица по итогам занятий профессиональных водителей на курсах экономичной езды MAN ProfiDrive показывает, что экономия топлива у 38% водителей достигает 9-12%, у 23% водителей достигает 13-25, и у 19% водителей — 15-26%.
Количество переключений передач уменьшается в среднем на 30-45%, соответственно, примерно в этих же пропорциях увеличивается ресурс сцепления и коробки передач. Отдельный и не менее детальный разговор — об азах безопасности движения, которые тоже изучаются на курсах.
Эти бы слова -да Богу в уши...
Курсы, аналогичные MAN ProfiDrive, существуют практически у всех крупнейших европейских производителей большегрузной техники.
Многие, помимо базового ознакомительного курса, проводимого, как правило, при приобретении тягачей той или иной марки, готовы предложить более углублённые занятия по устройству и эксплуатации автомобилей, или занятия по безопасному вождению. Кстати, в Европе подобные курсы переподготовки и повышения квалификации водителей носят обязательный характер и проводятся регулярно. Без сертификата, подтверждающего прохождение обучения, устроиться на работу весьма проблематично...
У нас же складывается совсем парадоксальная ситуация.
Как только при обсуждении проблем автотранспортных предприятий завершаются темы «стоимость топлива» и «размеры ставок», разговор неизбежно заходит о кадрах. То есть об острой нехватке грамотных квалифицированных водителей. Для крупных предприятий это становится проблемой номер один. Для малого бизнеса. Да, в общем, тоже... Я лично знаю немало «ипэшников», например, предоставляющих услуги срочного переезда по Москве и области, кто не расширяет свой автопарк только потому, что некого сажать в кабину, более того, некоторые продают «лишние» грузовики, оставляя единственную машину «под себя», намаявшись с «наездниками», у которых что ни рейс, то «косяки».
Курсы, которые существуют у нас, страдают несколькими серьёзными недостатками.
Пожалуй, только в АСМАП есть цельная концепция обучения. Но у них своя специфика - международные перевозки, и «заточены» они в большей степени на таможню и конфликты с «traffik polis» на европейских автобанах.
Продавцы коммерческой техники, насколько я могу судить по информации моих коллег, ориентируются на несколько обязательных уроков, которые должны пройти водители автопредприятий, когда фирма приобретает новые машины. Просто дать информацию, что означает эта кнопочка, и что вот эту, если загорелась лампочка, трогать нельзя. Пока новая машина на гарантии, владельцу вообще внутрь заглядывать противопоказано - на все вопросы о технических неполадках ответ один - приезжайте в сервис-центр.
Для водителей на внутри-российских перевозках нужна другая схема обучения. И даже не обучения, а «водительской грамотности». Курсы, способные реально повышать квалификацию и профессионализм водителей. Недорого. И по возможности - с гарантией качества, а не просто «поприсутствовать и забыть».
Кто первый в очереди?
Подтверждаю то, что было сказано в первом репортаже о MAN ProfiDrive: почти все «единоличники», работающие на собственных автомобилях, готовы пройти обучение по программам экономичного и безаварийного вождения. Потому что своя машина, свой карман, своя экономия, свой ресурс.
А вот организаторы таких курсов привлекают на обучение в основном водителей-наёмников, работников АТП. Понятно, что им это проще - вот покупатель, заказывающий 15-20 тягачей, вот в приказном порядке направленная на курсы группа, за которую проплачивает фирма. Минимум забот. И минимум эффекта... Мы водителей «обучили», а задача руководства транспортной компании - отслеживать, насколько эффективно водитель применяет навыки на практике. Беда-то в том, что у наёмного водителя в 90-ти процентах случаев полностью отсутствует мотивация применять эти навыки, и никакой контроль не поможет!
Снижать удельный расход топлива? Ага, так потом его всему гаражу чохом урежут! А рейс на рейс не приходится, и маршруты - то по горам, то по пробкам. О «ресурсе сцепления » тоже никакого смысла задумываться нет. Ну, выходит оно полмиллиона. Премию-то всё равно не дадут. А развалится раньше времени - так до меня на этой машине косой десяток «драйверов» сменились, ко мне какие вопросы?
Обучение и материальная польза
Несколько месяцев назад в профсоюзе «Дальнобойщик» поставили перед собой амбициозную и невыполнимую на первый взгляд задачу: попытаться увязать в один комплекс вопросы профессиональной подготовки, безопасности движения, финансовой оценки «квалификации», мотивации руководителей предприятий, наёмных водителей, «частников». Обучение будет эффективным тогда, когда позволит руками пощупать материальную выгоду от повышения квалификации.
Программы регулярных курсов должны оперативно меняться в зависимости от потребностей автоперевозчиков, учитывать региональные особенности, специфику перевозок, используемый парк автомашин, но при этом основываться на практическом опыте, обращаться к проблемам, с которыми водители сталкиваются каждодневно. Лишней информацией голову забивать не стоит, но необходимые «секреты мастерства», экономичного вождения, грамотное общение с контролирующими органами - это сколько угодно.
Методика и программы курсов разрабатываются, исходя именно из практического опыта работы большегрузного транспорта. В их разработке принимают участие как специалисты научных учреждений, так и руководители транспортных, сервисных предприятий, сами водители, сотрудники МВД, Росавтодорнадзора.
Первое время при наборе слушателей мы будем ориентироваться всё-таки на малый и средний автоперевозочный бизнес. Потому что для них слова «профессионализм и квалификация» не пустой звук, а основа успешного бизнеса. Оценим результаты - после доработки программ начнём расширить аудиторию за счёт водителей крупных предприятий. Будем создавать такие условия, которые позволят водителю со свидетельством об окончании профсоюзных курсов (и подтвердившему на практике эффективность обучения!), настаивать на том, что квалифицированный профессионал стоит дороже, чем вчерашний тракторист или паренёк с «Газели»...
Источник: http://avtotrans-m.ru
|