Интерьвью с директором отдела дизайна Chery Джеймсом Хоупом
Руководитель дизайнерского подразделения Chery рассуждает о мульти-культурности, дизайнерских соблазнах, допустимой унификации и других нюансах работы в китайской компании с глобальными интересами.
Справедливо ли называть Джеймса Хоупа американцем? Ведь он самый настоящий космополит, не только по системе взглядов, но и по образу жизни. Он родился в Канаде, учился в США, работал в Европе: в Германии, Франции, Великобритании и Италии. Теперь он вместе с женой живет в Шанхае — в компании Chery он с 2012 года. За плечами Хоупа работа в Ford, Chrysler, Fiat и General Motors. Он участвовал в разработке множества моделей, включая предыдущее поколение Ford Mustang, и возглавлял команду дизайнеров нынешнего Opel Zafiга. Теперь Джеймс Хоуп руководит большим (около до человек) дизайнерским подразделением Chery.
Что сегодня представляет собой дизайнерское подразделение компании Chery, какая команда собралась под вашим руководством?
— У нас два дизайн-центра. Один в городе Уху, где расположена штаб-квартира Chery, еще одна небольшая студия — в Шанхае. Между ними примерно 4 часа езды. Все сотрудники студии в Уху — китайцы, их около 6о человек. Это подразделение существует давно, а шанхайская студия — новая. В ней работает несколько специалистов из Европы. Например, бывший дизайнер Porsche Хакан Саракоглу.
Впрочем, цели перетащить как можно больше европейских экспертов в это подразделение у меня нет. Chery — китайская компания с глобальными интересами, поэтому я хочу создать международную и, главное, мультикультурную команду. Сейчас мы внимательно смотрим на дизайнеров из Кореи,России, Бразилии...
Как строятся ваши взаимоотношения с китайскими коллегами из других подразделений?
— Они относятся к нашей работе с большим уважением, осознают важность дизайна для продукта, оказывают нам всестороннюю поддержку. По ощущениям, в Chery для дизайнеров куда больше простора для творчества, чем в других компаниях. Я, конечно, не говорю об абстрактных ста процентах дизайнерской свободы.А то кто знает, как бы мы смогли удержаться от разработки 700-сильных суперкаров...
И так было с самого начала? Легко ли вы нашли общий язык с инженерами и технологами?
— Подразделение в Шанхае — это не только дизайн-студия, но и научно-исследовательский центр разработок. Там теперь тоже немало западных инженеров, и это также часть нашей международной команды. Конечно, не все шло гладко с самого начала. Когда я начинал работать в Chery, инженерные и технологические вопросы были в приоритете. Например, однажды дизайнеры опустили одну из ключевых линий на 50 мм ниже. Оказалось, по требованию инженеров. Почему, спросил я. «Они просто велели нам так сделать» — был ответ. Пришлось объяснить всем, что так дело не пойдет. «Это вы должны ставить задачи инженерам», — сказал я дизайнерам. Разумеется, и дизайнер должен понимать, что созданную поверхность предстоит произвести в металле. Но подстраивать дизайн под удобство технологов я не позволяю. Решение сложных задач развивает и инженеров.
Получается, что работа дизайнеров тесно связана с делами смежных подразделений? Как глубоко вы вовлечены в эти вопросы?
— Достаточно глубоко, ведь вся наша работа вместе складывается в продуктовую стратегию. Да, я обладаю достаточно большим влиянием на ее реализацию. Дизайнеры взаимодействуют не только с инженерами, но и с департаментом маркетинга и продаж, ведь это они занимаются планированием модельного ряда. На этапе собственно дизайнерского проектирования мы много общаемся с группой «передового инжиниринга».
Например, в самом начале, когда определяются важнейшие пропорции, нам надо убедиться, что мы сможем, к примеру, выбрать колеса большего диаметра, что посадочные места под светодиодные модули и блок фары будут иметь достаточной объем для их установки и еще множество других технических нюансов связанных с реализацией наших дизайнерских решений. Язык дизайна понятен, заметен сразу, но также можно увидеть и ощутить качество. Это уже производство. Подгонка деталей, совпадение цвета на разных фактурах... Дизайн действительно имеет сильное влияние на весь процесс разработки и производства автомобиля и даже тянет качество за собой вверх.
Новые модели Chery избавляются от таких типично китайских черт, как хромированные дверные ручки на компактных моделях. На новом Bonus 3 они окрашены в цвет кузова...
— Любая компания всегда стремится зарабатывать деньги, а дизайн всегда стремится деньги 'тратить — косвенно, не в процессе разработки,а в производстве. Мы всегда хотим качественные материалы, долговечный хром... Все это стоит денег. Я не могу обещать, что ручки дверей останутся крашеными в цвет кузова на всех моделях — их дешевле делать либо хромированными, либо из черного пластика.
Мы пойдем на это, но цель — не только экономия, но и повышение качества. Поясню на примере. Когда я пришел в Chery, у каждой модели было свое рулевое колесо. Все разные! Их число было необходимо сократить. Не до одной-единственной модели, но хотя бы сделать унифицированную «баранку» для легковых моделей и еще одну для кроссоверов.
Разработка и производство одного руля вместо пяти — это существенная экономия, и освободившиеся средства мы используем для того, чтобы дверные ручки, кнопки, рулевое колесо были более качественными и долговечными, вкладываемся в хорошие материалы и стойкий хром. По таким принципам сейчас мы перестраиваем всю систему разработки и производства автомобилей. Конечно, это занимает время.
Вы говорите о разовом перестроении принципов производства или о постоянных переменах? Японских производителей укоряют за то, что дверные ручки и кнопки в их интерьерах не меняются десятилетиями...
Опасность такой экономии в том, что однажды придется наверстывать упущенное. Тяжело убедить всех, что машина новая, если в ней 8о% прежних комплектующих. Тут важно найти баланс, и это непросто. К примеру, группа Volkswagen ценой высокой степени унификации добилась очень высокого качества компонентов. Но как бы ни был силен соблазн сделать хорошие кнопки раз и навсегда, меняться тоже надо.
Уровень промышленного дизайна сегодня высок. Создать привлекательный автомобиль по любому техническому заданию — уже не проблема. Опытных дизайнеров, как правило, нанимают для того, чтобы они создали фирменный стиль, узнаваемое лицо марки в мире, где, кажется, уже все придумано. Но у вас, судя по довольно разноплановым новым моделям, такой задачи нет?
Интересный вопрос! Да, мы не хотим, чтобы наши машины выглядели одинаково. Узнаваемый фирменный стиль пестуют компании, у которых за плечами десятилетия развития марки, бренда. A Chery — компания молодая. Только за последние то лет она совершила гигантский скачок и продолжает работать над направлением дальнейшего развития, экспериментирует.
Возможно, наша дизайнерская философия ближе к французской, чем к немецкой: мы хотим, чтобы в машинах узнавалась марка Chery, но не хотим, чтобы они были одинаковыми. Пусть они будут похожи как братья и сестры, но не как близнецы.Во время становления нового бренда есть опасность слишком рано запереть себя в тобою же придуманных рамках фирменного стиля. Лучше обладать определенной гибкостью, возможностью меняться. Например, в Kia Петер Шрайер придумал радиаторную решетку, которую назвали «нос тигра», но он оставил себе достаточное место для маневра (размер решетки, пропорции, горизонтальные или вертикальные планки, ячеистая сетка...).
Chery — молодой бренд, но уже сильная, состоявшаяся компания. От такой уже можно ждать шагов за пределы освоенных сегментов. Задне-приводные спорткары, полноразмерные внедорожники... К чему нам готовиться?
Хотите заглянуть в будущее? Не могу сказать много. В ближайшее время мы продолжим концентрироваться на своих базовых моделях, основе нашего ряда. Помимо прочего, они очень важны для домашнего китайского рынка. Но можете быть уверены — Chery скоро удивит вас новыми моделями.
Источник: http://avtotrans-m.ru
|