Принципы TOYOTA
ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ
«Все вижу, обо всем знаю- — так можно описать суть принципа «Генти Генбуцу», который лежит в основе философии Toyota и многих других крупных компаний по всему миру. В соответствии с этим принципом умозрительные знания имеют малую ценность, гораздо важнее получить информацию из первых рук.
Иду, смотрю
В переводе с японского «генти» означает фактическое местоположение, а «Генбуцу» — реальные материалы или изделия. Вместе эти два термина можно перевести на русский язык примерно как «увидеть своими глазами». Генти Генбуцу — скорее не корпоративный принцип как таковой, а распространенная прикладная методика. Ее широко применяют как для решения любых возникающих проблем, так и в целом для построения более эффективного и совершенного производства. «Я лично за всем прослежу» — не пустые слова для сотрудников компании Toyota. Все менеджеры, начиная от низшего и заканчивая самым верхним уровнем управления, в буквальном смысле регулярно отправляются «в поля», то есть на реальное производство. Там они находят место, где возникла проблема (Гемба), и, не вмешиваясь в процесс, наблюдают за тем, как налажена работа (Генбуцу). Со стороны любое слабое место становится заметнее. Как правило, управляющим не позволяется вмешиваться в работу других без необходимости — их задача молча смотреть и анализировать ситуацию, а затем принимать решения. Однако как только «слабое место» выявлено, оно подлежит обязательному устранению.
Умозрительные знания вызывают большие сомнения. Истоки подлинных знаний — в прямом опыте, в работе каждого «на местах». Кстати, именно Генти Генбуцу объясняет, почему в Toyota так развита практика командировок. На производственные площадки в других городах здесь выезжает намного больше сотрудников, чем у конкурентов, а высшее руководство регулярно посещает салоны дилеров и заводы за пределами Японии.
Круг Оно
Тайити Оно — «отец» производственной системы Toyota, разработавший все ключевые принципы ее корпоративной философии, — имел свой собственный подход к реализации генти генбуцу. Он много лет отработал на Toyoda Boshoku — дочернем предприятии, которое занимается производством тканей для автомобильных кресел. Его часто спрашивали, как ему удается знать о родном производстве все до мельчайших подробностей. Оказывается, Тайити Оно изобрел необычный, но весьма действенный метод познания. Он приходил в гемба, то есть в цех или офис, выбирал место с наилучшим обзором на тот или иной участок, очерчивал мелом на полу круг, вставал в его центр и наблюдал за всем происходящим. В этом кругу он мог простоять несколько часов без движения, никому не мешая и ни с кем не разговаривая. Сотрудники обращали на него внимания не больше, чем на шкаф. Все это время он наблюдал за каждым движением своих сотрудников, за их коммуникацией между собой, за конвейером и работой других машин.
Глазами потребителя
В Toyota прекрасно знают, какой автомобиль нужен японцу, но у жителей других стран потребности несколько иные. Например жителям жарких стран нужен хороший кондиционер, а лучше два, с раздельным климат контролем. Тем кто живет в странах с холодным климатом, необходимы системы надежного запуска двигателя при низких температурах. К сожалению, дополнительными система запуска при низких температурах комплектуются только некоторые модели дизельных авто, бензировым авто в штатной комплектации остается надеяться только на хороший аккумулятор и специальное не густеющее масло. Но если установить дополнительную систему подогрева, например такую как "Вебасто", то множество проблем сразу снимается, а риск остаться на морозе "без колес" стремится к нулю.
Воспользоваться принципом Генти Генбуцу можно и для маркетинговых исследований — чтобы наилучшим образом понять, чего хочет потребитель. Например, в 2004 году решено было вывести модель Toyota Sienna на американский рынок. Понять, как именно нужно изменить автомобиль под запросы американцев, можно было только одним способом — проехать всю Америку на старой Sienna. Главный инженер проекта Юдзи Йокоя сделал это. В результате потребители получили автомобиль, адаптированный под американские дороги: с большей устойчивостью к боковому ветру, лучшими тормозами, с комфортным салоном, в котором расширили столик и добавили подстаканники. Есть и другой пример. Готовясь к выпуску минивэна Toyota Alphard на российский, арабский и азиатский рынки, инженеры также изучили особенности каждой из стран. В России не очень хорошие дороги, зимой гололедица, поэтому крайне важно продумать тормозную систему, систему курсовой устойчивости и величину клиренса. Как и в арабских или азиатских странах, у нас довольно жаркое лето и в то же время холодная зима. В результате был предусмотрен индивидуальный климат-контроль для каждого пассажира. Благодаря этим нововведениям даже битые авто этой марки очень ценятся и практически всегда идут не на свалку а под восстановление.
Правило пяти «почему»
С помощью генти генбуцу можно легко решить множество проблем. B Toyota в свое время выработали правило пяти «почему» Проанализировав ситуацию на месте и собрав все данные, задайте вопрос «почему так произошло?» Затем спросите «почему появилась причина» — и так до тех пор, пока не придете к источнику беды. Обычно хватает пяти «почему» Только так можно докопаться до истины.
Источник: http://avtotrans-m.ru
|