"РЕЗИНОВЫЙ ВОПРОС"
«Резиновый» вопрос
Из истории
Одни источники утверждают, что резиновые шины первым применил шотландец Джон Данлоп, натянув на обода колес велосипеда резиновый шланг. Другие уверены, что шины впервые использовал Бенджамин Франклин Гудрич, а первый автомобиль, пересекший территорию США, был снаряжен шинами BFGoodrich. Третьи заявляют, что пионерами шинной промышленности были французы Андре и Эдуард Мишлен.
Возможно, по-своему правы все, но первым из тех, кто официально зарегистрировал изобретение пневматической шины, был Роберт Уильям Томсон, родившийся в Шотландии 29 июня 1822 г. в семье мелкого землевладельца. В Лондоне, став инженером железной дороги, он в 1846 году запатентовал первое «воздушное колесо». Оно состояло из слоев ткани и каучука. С дорогой контактировали куски кожи, усиленные для прочности металлическими заклепками. Все это опиралось на укрепленный металлической вставкой деревянный обод с деревянными же спицами. Но на 51-м году Томсон ушел из жизни, не успев наладить производство «воздушных колес», и шины внедрились в массы гораздо позже.
Три варианта выбора
Как сориентироваться в многообразии шин, ассортимент которых сегодня огромен? Во-первых, при любом выборе шины лучше приобретать заблаговременно, так как зима в России приходит неожиданно и, соответственно, при первых же заморозках ассортимент резко сужается.
Если исходить из возможностей бюджета, то к самым качественным и долговечным, - а значит, и дорогим маркам, относятся шины Michelin, Good Year, Pirelli, Dunlop, Continental, Bridgestone, Nokian и Gislaved. Именно в них «обуты» самые престижные автомобильные бренды всего мира при продаже.
К компаниям среднего класса относят марки BFGoodridch, Uniroyal, Yokohama, Firestone, Kumho,Toyo. Качество у них вполне соответствует цене, - не высокой, но и не низкой.
Третий вариант выбора, к которому, к сожалению, пока относится большинство отечественных (и китайских марок) - наиболее доступен. Но простая арифметика в очередной раз доказывает, что скупой платит дважды. Расклад прост: дешевые (к несчастью - отечественные) шины изнашиваются как минимум в три раза быстрее импортных, при стоимости лишь в полтора раза ниже своих зарубежных оппонентов. Что наглядно и подтвердили российские автовладельцы, за последние три года отдав предпочтение импортным брэндам (более чем на 40% в пользу последних). Даже в сегменте грузовых шин многие стали предпочитать зарубежные марки.
Рисунки и цвета
Существуют шины с направленным рисунком протектора и асимметричным. Первые хороши для городской эксплуатации, так как способны самоочищаться при частых остановках в городе. Асимметричные предпочтительнее на трассе, так как лучше «держат» дорогу.
На что еще стоит обратить внимание, так на маркировочные пятна, ибо некоторые центры продаж шин в России грешат тем, что продают заведомо некачественную продукцию. А именно: при производстве шин абсолютного технологического равновесия достичь почти невозможно, вот изготовитель и помечает критические места на покрышке специальной маркировкой. Так, красным и белым цветом помечают места, которые, в зависимости от цвета, учитывают специалисты-балансировочники на СТО. А желтый цвет – признак полного брака и непригодности, поэтому если на боковине шин вы обнаружили потертости, то лучше воздержаться от покупки.
И, наконец, в суровом климате лучше всего использовать зимние шины с глубиной рисунка протектора не менее 4 мм.
Хранение и адаптация
После сезонной смены шин управлять автомобилем нужно осторожней, так как поведение разных шин на дороге разное. Имеют значение конструкция каркаса, скоростные характеристики и рисунок протектора, поэтому установив новые шины (как зимние, так и летние), водителю необходимо их «прикатать». То есть проехать на скорости не более 80 км/ч 300-500 км. При этом нельзя рвать с места и резко тормозить, также нежелательно пробуксовывать.
В труднопроходимых местах (грязь, песок) снижение давления в шине поможет легче преодолеть сложный участок дороги. А выехав вновь на ровную дорогу, водителю нужно довести давление до нормы. Поддержание правильного давления (в уже прикатанных шинах) поможет избежать преждевременного износа и снизить расход топлива. Величина нормы давления обычно указана на двери автомобиля. Особенно внимательно следует отнестись к низкопрофильным шинам: в них снижение давления плохо заметно на глаз, рекомендуется использовать манометр.
Снятые покрышки диктуют и некие условия хранения: их нельзя складывать в стопку (за исключением колес в сборе и накачанных). Также необходимо избегать близости с нагревательными приборами, солнечным светом, маслами и химикатами, углеродосодержащими веществами.
Перспективы
Российские инженеры-конструкторы недавно изобрели и запатентовали некий синтетический композитный ингредиент, заменяющий сажу (с ней цвет покрышек мог быть только черным).
Новый материал, во-первых, позволяет придать шинам абсолютно любой устойчивый цвет, светящийся даже в темноте. Во-вторых, его производство экологически чистое, тогда как производство сажи наносит немалый вред экологии, а в-третьих, – износостойкость этих шин в разы превышает традиционные.
Дело осталось за малым - найти инвесторов: чтобы сей продукт имел доступную цену, необходимо массовое производство. Так что, очень может быть, что в ближайшем будущем колеса под цвет автомобиля станут обычным явлением на дорогах всей планеты.
А пока один из лидеров шинной промышленности, компания Pirelli, готовит новое поколение автомобильных шин, оснащенных электронными микрочипами. В обычную резиновую покрышку монтируется специальная микросхема с множеством датчиков. Она может распознавать состояние дорожного покрытия, измерять его температуру, чтобы определить, является ли дорога мокрой, обледенелой или заснеженной. Все эти данные умная шина передает бортовому компьютеру автомобиля, который в соответствии с полученной информацией меняет настройки машины или информирует водителя об опасности. Кроме того, электроника, «зашитая» в покрышках, может сама определять остаточный ресурс резины и информировать о необходимости ее замены. Вдобавок специалисты Pirelli предусмотрели резервный запас сжатого воздуха внутри колеса, который может надуть шину, когда это необходимо.
Технология, получившая название Cyber Tyre, уже через несколько лет тоже может стать серийной.
Дмитрий ПУШКАРЕВ
В тему
.
Кстати
В скандинавских странах использование несезонных шин запрещено законом. Шведы, финны и канадцы пекутся о здоровье и жизни граждан, а заодно берегут дороги, ведь шипованная резина может испортить их поверхность.
Источник: http://avtotrans-m.ru
|