ОСАГО в вопросах и ответах
По мнению Игоря Владимировича, вопрос о поправках в Закон об ОСАГО уже давно назрел, так как он принимался еще в 2003 году и сегодняшние условия страхования и тарифы не соответствуют современным реалиям и требованиям. Первым шагом станет повышение тарифов, прогнозируемое уже в первом квартале 2014 года. Их размер будет определен постановлением правительства, по сегодняшним прогнозам увеличение стоимости полиса ОСАГО составит порядка 40%. Это должно произойти одновременно с изменением суммы страховых выплат за причиненный вред имуществу потерпевшего — до 400 тысяч, здоровью — до 500 тысяч.
Сейчас в случае гибели потерпевшего страховая выплачивает до 25 тысяч рублей на погребение и 135 тысяч лицам, которые находились на иждивении жертвы ДТП. Если погибший не был кормильцем, его родные ни на какие выплаты рассчитывать не могут. В то время на западе подобные компенсации исчисляются миллионами долларов.
Кроме того, сложна процедура выплат при причинении вреда жизни и здоровью — сумма начисляется на основании пенсионных расходов, длительность лечения никак не отражается на сумме выплаты. Сейчас планируется внести единую сетку «диагноз – процент выплат от страховой суммы». Это позволит избежать необходимости сбора документов, больничных выписок, чеков на покупку лекарственных препаратов и долгосрочного процесса получения компенсации.
ОСАГО – один из самых выгодных видов страхования, поэтому страховщики активно лоббирут повышение тарифов
Основная часть вопросов, заданных юристу омичами, была связана с тем, как вернуть разницу между размером компенсации, определенной страховщиком и независимым экспертом. Игорь Владимирович подчеркнул, что данная практика достаточно распространена и требовать недополученные денежные средства стоит в судебном порядке.
«За год суды общей юрисдикции рассматривают порядка 5000 исков, касающихся выплат по ОСАГО. Количество выигранных дел страховыми компаниями – около 4%. Тактика большинства страховщиков такова, чтобы занижать суммы выплат. Полную компенсацию получают, как правило, лишь те, кто идет в суд. А их не больше трети. То есть 30 против 70. Пока пропорция не станет обратной, страховые компании не пересмотрят свой личный порядок начисления выплат, — поясняет Игорь Пушкарь. — В большинстве своем люди предпочитают не судиться со страховой, а восстанавливать автомобиль в рамках выплаченной суммы. Собирая автомобиль из того, что есть, его владелец не всегда отдает себе отчет в возможных последствиях своих действий. Автомобиль, не отвечающий нормам безопасности — это угроза как для его владельца, так и по отношению к другим участникам дорожного движения».
Помимо того, что в 96% случаев автомобилист получает полную сумму страховой выплаты, он имеет возможность вернуть расходы и получить моральную компенсацию вреда в размере от 300 до 3000 рублей. В большинстве случаев потерпевшему даже не требуется представитель в суде — такие дела достаточно распространены.
Еще один острый момент — исчезновение скидки за безаварийную езду. Данный вопрос омичи задавали чаще всего. Здесь Игорь Владимирович пояснил, что с 1 января 2013 в России действует автоматическая информационная система, в которой отражена страховая история каждого автовладельца независимо от того, в какой компании он страховал свою автогражданскую ответственность. Многие представители страховых компаний уверяют, что в системе нет данных на конкретного автовладельца и предлагают застраховаться по стандартному тарифу. Добиться восстановления страховой истории и возврата накопленной скидки можно придя к страховщику со своими полисами, в которых будут отражены бонусные коэффициенты. При этом следует требовать, чтобы страховщик не просто дал вам заработанную скидку, но и внес вашу страховую историю в единую базу данных. При этом автомобилист в праве потребовать перерасчета суммы текущего полиса и возврата переплаченных денежных средств. В случае отказа заработанную скидку можно вернуть через суд.
Еще один момент — начисление скидки по полису, в который вписаны сразу несколько водителей. Бонус будет начисляться на основании водителя с наименьшим коэффициентом, то есть с небольшим опытом управления транспортными средствами или являвшимся виновником аварии.
Единственный нюанс возникает в том случае, когда автомобилем управляет неограниченное количество человек — здесь никакой истории быть не может, так как страховщик не знает, кто может оказаться за рулем.
При небольшом стаже вождения и наличии аварий бывает выгоднее взять именно полис без ограничений, с ним однако автомобилист теряет годы страховой истории
Не менее остро сейчас перед автомобилистами встает проблема переноса отдела выплат в районные центры. Как ни парадоксально, действия страховщиков в этом случае законны. В компаниях понимают, что не всякий автомобилист для прохождения процедуры оценки ущерба погонит свой автомобиль, к примеру, из Русской Поляны в Тару. Однако для получения выплаты вы можете направлять страховщику заявление на рассмотрение страхового случая в свободной форме и необходимый пакет документов ценным письмом с описью вложения. Организовать независимую экспертизу страховщик обязан в течение 5 рабочих дней с момента получения письма, в том числе путем выдачи направления. В заявлении вы можете указать, что ввиду повреждений автомобиля опасаетесь отправляться на нем на дальние расстояния и просите выдать направление на экспертизу в Омске.
По закону об ОСАГО, в размер возмещения выплаты входит и стоимость услуг эвакуатора. Если ваш ущерб составляет порядка 10-50 тысяч рублей при лимите ответственности в 120 тысяч, целесообразно нанять эвакуатор и отправить автомобиль в Тару. Здесь счет за услугу транспортировки автомобиля будет предъявлен страховщику и окажется в 2-3 раза выше суммы самой компенсации.
Договор ОСАГО – типовой и во всех компаниях должен заключаться на одинаковых условиях и тарифах
Порекомендовать какого-то конкретного страховщика Игорь Владимирович не смог, обосновав это тем, что сейчас нет такой, к которой не было бы претензий как со стороны автовладельцев, так и надзорных органов. Посоветовал лишь ограничиться компаниями федерального уровня с широкой федеральной сетью. У таких, в отличие от региональных, лицензии отзывают не так часто.
Источник: http://avtotrans-m.ru
|