Яхта на колесах
Куда приводят мечты
Желание воссоздать собственными руками советский автомобиль, списанный в прошлое, возникло у Сергея Вишнякова не случайно. Будучи талантливым инженером-механиком, он знал, что такая работа ему по силам. При выборе марки Сергей мечтал не только отреставрировать машину, но и внести в нее собственные конструкторские доработки, не изменяя при этом технические и эксплуатационные характеристики. Идеально для этой цели подошел ГАЗ-69.
Некоторым реставраторам удается отыскать ГАЗ-69, изготовленный в свое время для военных, не имеющий пробега, простоявший законсервированным десятки лет на складах. При восстановлении такого автомобиля остается только заменить все резиновые детали, поставить резину и покрасить кузов.
Сергею Вишнякову пришлось собирать свой автомобиль-мечту из того, что смог найти. Это оказалось непросто, тем более что он мечтал его увидеть похожим на элитный отреставрированный «Ролс-Ройс».
Основными донорами для нового автомобиля стали два найденных в Омской области ГАЗ-69, находившихся в плачевном состоянии. Первый – на ходу, но рама не подлежала восстановлению, кузов тоже полностью сгнил. Второй – со сваренным в домашних сельских условиях кузовом, с деталями от таких машин, как знаменитый «каблучок», ГАЗ-66, и других моделей отечественного автопрома.
В гараже обе машины были разобраны до винтика, каждая деталь прошла контроль на пригодность для предстоящей работы. Для образца создания нового автомобиля был взят журнал с фотографией оригинала. Началась кропотливая работа, которая растянулась на два с половиной года.
Вторая работа
Сначала реставратор пытался найти жестянщиков, сварщиков и других специалистов на станциях техобслуживания, чтобы какую-то работу делали специалисты в конкретной области. Все отказывались браться. Даже в тех случаях, когда человек соглашался помочь, Сергей Вишняков каждый раз доделывал начатое дело сам. Люди брали более простые и выгодные заказы, а его ГАЗ-69 месяцами ждал своей очереди. Хозяину пришлось освоить абсолютно все виды работ по ремонту и реконструкции автомобиля. Кропотливо, поэтапно переходя от одной операции к другой. Постепенно хобби превратилось во вторую, довольно тяжелую работу. С утра до ночи Сергей неделями пропадал в гараже, постоянно что-то варил, пилил, собирал, разбирал. Рихтовка, сварка, подгонка, покраска – все было освоено. Особенно тяжелыми оказались очистка двигателя от временных наслоений и смывка старой краски с кузовных деталей. Вручную были сделаны поперечные нижние лонжероны кузова, пол в салоне, пороги, панели передние под кронштейнами рамки стекла, панель за узкой водительской дверкой, панели закругления задней части, задние боковые панели бортов, где крепятся задние крылья.
Затем были установлены кузов, двери, задний борт, приварены стяжки по всему кузову, чтобы сохранить размеры и форму. Задние сиденья размещены на двух съемных рамках, которые крепятся к аркам и бортам. Также стоят кронштейны для установки родных откидных скамеек, которые легко можно установить, чтобы полностью воссоздать образ ГАЗ-69. При работе все гайки крепления каждого крыла приваривались изнутри кузова, приходилось трудиться с ювелирной точностью.
Владельцу хотелось машину с тентом, как у оригинала, причем дуги под тентом должны быть плавными и красивыми, сверху с поролоном, вместе с тем являться силовыми. Трудно было разыскать подходящие для дуг металлические трубы, уже имеющие нужный изгиб. Выручили верхние части старых фонарных столбов, выброшенные после ремонта одного из стадионов г. Омска, имеющие как раз нужный диаметр и изгиб. Четыре вертикальные трубы хозяин поставил на усиленный участок кузова, приварил к полу и к четырем вертикальным стойкам кузова. Сам кузов тоже решено было прикрепить к раме при помощи подушек. Они покупались в магазине. На каждую точку две подушки, нижняя – между рамой и кронштейнами кузова, вторая – сверху кронштейнов кузова или поверх усиленного пола под передом передних сидений, чтобы болты не передавали звук и вибрацию от рамы. Для расширения объема салона, удобства расположения пассажирских мест пришлось уменьшить задние колесные арки.
Рамка для стекла сварена из двух старых, нижняя часть одной из рам полностью сгнила. Наружная резинка рамки была в восьми слоях краски. Пришлось поместить ее на три месяца в смесь бензина, солярки, силикона и мазута, после чего она стала как новая. Двигатель автомобилю достался -
402-й, коробка родная, от ГАЗ-69.
Сейчас владелец не имеющего аналогов в мире автомобиля вспоминает, что ему пришлось около двадцати раз собирать и разбирать полностью кузов машины.
Наконец, собранный из двух автомобиль был готов к обшивке салона и покраске.
Аристократический салон
Большую роль в итоговом образе нового автомобиля сыграла семья Сергея Вишнякова. Жена, увидев готовый автомобиль, посоветовала не скупиться на достойное для него убранство, которое непременно должно быть люксовым.
Панель приборов решено было выполнить из благородного натурального дерева, причем цельного. Выбор пал на красное дерево Мербау, которое по своим физическим характеристикам прочнее дуба. Необходимую доску на заказ доставил один из омских мебельных магазинов. Из доски толщиной 51 мм, шириной
32 см, длиной 3 м сделана панель с плавными линиями, вторящими общему образу ГАЗ-69.
Дерево также пошло и на другие детали отделки автомобиля: дверцы, рычаг переключения скоростей. Особая интересная деталь дизайна автомобиля – деревянные рейки на порогах. Такие есть только в дорогих яхтах, что позволяет поставить автомобиль в один ряд с любимцами аристократов Старого Света. Из красного дерева выполнены топорище и черенок лопатки, размещенные на правой стороне автомобиля.
После окончания этого этапа работы стало ясно, что теперь ничего, кроме натуральной кожи, для советского аристократа не подобрать. Кожа в салоне итальянская, с эффектом старения, она используется для раритетных автомобилей. Работу по перетяжке передних и задних сидений, руля выполнили в Омске. Всего израсходовано 13 кв. м. кожи. На подголовниках и руле выполнена компьютерная вышивка эмблемы ГАЗ-69.
Передние сиденья взяты от «Тойоты Марино», задние – от «Тойоты-Марк 2». Все ручки регулировок стоят между сиденьями, спинка откидывается, пассажирское сиденье отодвигается для прохода людей назад. Салон обклеен герленом, сверху теплоизоляция для бани с фольгой, пол – ковровое покрытие.
Сложно пришлось с тентом. В итоговом варианте получилось сложное сочетание из трехслойного брезента на крыше, мебельной ткани внутри и самой прочной прозрачной пленки. Для удобства загородных поездок на месте прежнего багажника сделан удобный откидной деревянный столик, который трансформируется в кресло, раскрывающееся на улицу.
Автомобиль выкрашен краской «золотой лист», переливающейся на солнце, как драгоценный металл, нижние агрегаты покрашены цветом «табак». Чтобы транспортное средство можно было использовать круглый год, в салон установлена жигулевская печка, ее мощности хватает прогревать сибирской зимой закрытый полупрозрачным тентом салон.
Кстати, после завершения работ машина с легкостью прошла техосмотр.
Ради чего?
«С августа 2005 г. по июнь 2007 г. прошел самый сложный период моей работы по реставрации этого уникального автомобиля, – рассказывает Сергей Александрович Вишняков. – Много вложено труда, который ничем не измерить, потрачено около полумиллиона рублей. Но дело не в бюджете, а результате, который удалось достичь. Ценны способность, умение, ум, вложенные в машину, в ходе работы понимаешь, что никто за тебя этого не сделает. Я, например, в пальцах петель дверей, изготовленных из жигулевских клапанов, сделал винтовые канавки для смазки. ГАЗ-69 –
машина сама по себе уникальна, с яркими отличительными особенностями. И поэтому ее восстановление – сложная задача. Пожалуй, владельцы ГАЗ-69 обладают наибольшими творческими способностями. Что они только не придумывают делать из своих «газиков»: спортивные, пляжные, охотничьи... Посмотрите на «Победы», «Волги», «Москвичи», «Запорожцы», никто не приделывает им капоты от «Мерседесов», «Хонд», дверей от «Кадиллаков», квадратных фар от «Таврии», новых фар от «Газелей», щиток приборов от вертолета... А для владельца ГАЗ-69 – это вполне нормально, причем называть после всей переделки он будет автомобиль по-прежнему».
Омский реставратор подчеркивает, что при всей трансформации, для него важной задачей оставалось сохранить отличительные признаки именно ГАЗ-69, не превратить его в неузнаваемый автомикс. Если панорамное стекло, то рамка должна обязательно опускаться вперед, как планировали конструкторы, на бампере нужно оставить заводские буксирные крюки, приборный щиток сделать именно такой, как задумывался на заводе. Автомобиль можно покрасить, обшить, обклеить чем угодно, сделать модную подсветку, но общая картинка должна быть неизменна. Огромное преимущество для переделки этого транспортного средства в том, что он имеет рамную конструкцию, кузов можно изменять как угодно, он ведь не несущий. «Нельзя, на мой взгляд, нарушать форму закругленных окон, если их сделать вертикальными или квадратными, нарушишь стиль эпохи, олицетворением которой является автомобиль, – отмечает Сергей. – Все изменения, улучшения надо подбирать друг к другу, соблюдая образ, главное – не перестараться. Мой ГАЗ-69 получился именно таким, как хотелось. В нем сохранилась отличная способность к проходимости, вместе с тем салон выполнен в стиле антикварного зарубежного автомобиля. Сделано это в знак уважения к конструкторам ГАЗ-69 и уважения к самой машине, которая достойна быть такой!»
Татьяна Богатова
Источник: http://avtotrans-m.ru
|