О ПРАВАХ АВТОВЛАДЕЛЬЦА
Потребитель имеет право на свободный выбор товаров и услуг
Автобизнес в России последние годы развивался бешеными темпами. Каждый год спрос на автомобили увеличивался лавинообразно. Очереди за машинами превышали все разумные пределы. В таких условиях покупателю было трудно разобраться и выбрать добросовестного дилера. И напрасно. Ажиотаж создавал благодатную почву для некоторых компаний, которые старались побольше заработать, не думая ни о чем другом. Сейчас, когда мировой кризис значительно снизил спрос, у покупателей есть время разобраться в своих правах. И выбрать достойную компанию для приобретения автомобиля.
Правда о продавцах
Почему люди покупают новые автомобили? Во многом благодаря гарантии. То есть человек уверен, что если в течение какого-то срока его дорогостоящая покупка сломается, ему ее отремонтируют бесплатно. Но может ли продавец требовать от покупателя устанавливать дополнительное оборудование только у себя? Давайте разберемся. Для начала нужно понять, что такое дилер. Кто он, что делает и на основании чего действует?
Сегодня на рынке имеется множество дилеров – официальных, эксклюзивных и прочих. При этом функции многих различны настолько, что установить, что же такое дилерство, практически не представляется возможным. К тому же никакого федерального закона о дилерстве не существует. Единственным четким определением, какое нам удалось найти, оказалось понятие биржевого дилера. Это «участник торгов, осуществляющий биржевые сделки от своего имени и за свой счет».
Если разобраться, то дилер – это юридическое или физическое лицо, выполняющее посреднические функции при сделках купли-продажи товаров от своего имени и за свой счет. Убрав упоминание о биржевой специфике, получаем полноценное определение дилера. Это участник торговой деятельности, осуществляющий сделки от своего имени и за свой счет. Итак, дилер выполняет функции посреднического звена в оптовой торговле между производителем и конечным покупателем (потребителем) продукции, действуя на основании заключенных сделок, предусматривающих непосредственный переход права собственности на товары от продавца к дилеру и от дилера к покупателю. Таким образом, дилер есть не кто иной, как простой перепродавец товаров, посредник. Хотя мы можем увидеть массу предприятий, именующих себя дилерами, но на деле являющихся по фактическим взаимоотношениям комиссионерами, поверенными или просто посредниками.
Настоящий, если хотите, классический дилер является первым звеном посреднической цепочки и находится в непосредственных отношениях с производителем. Дилерский договор заключается между производителем и дилером и определяет права и обязанности сторон. При покупке автомобиля вы вправе потребовать этот договор. Ведь дилер кроме обязанностей покупателя и плательщика имеет определенные права и несет дополнительные обязательства перед производителем. Здесь для нас определяющим является слово «обязательства». Кроме всего прочего это обязанность придерживаться определенного стиля поведения на рынке или определенного фирменного стиля (специальное оборудование автосалонов, фирменная одежда, реклама в едином стиле). На это стоит обратить внимание при покупке авто.
Кроме того, дилер обязан поддерживать на высоком уровне обслуживание покупателей и общение с ними, так как через дилеров формируется устойчивое отношение покупателей к самому производителю, что в конечном итоге влияет на уровень спроса. Но самое главное – то, что дилер обязан выполнять послепродажное обслуживание, осуществляя гарантийный и послегарантийный ремонт проданных автомобилей. При этом в ремонт принимаются авто, проданные как этим дилером, так и иными дилерами этого же производителя. Отношения по ремонту дилером проданных товаров делятся на две части: гарантийный ремонт и послегарантийный. Гарантийный ремонт выполняется бесплатно для покупателя товаров и должен быть оплачен дилеру производителем. Следовательно, между дилером и производителем должен быть заключен отдельный договор о проведении ремонта (с этими бумагами также можно ознакомиться при покупке автомобиля), либо условия об этом должны быть включены в текст дилерского договора.
Имеешь право
Многие из нас при покупке автомобиля сталкивались с тем, что недобросовестные автосалоны навязывают свои дополнительные услуги. То есть кроме покупки человеку предлагают дооборудовать машину на месте, пугая при этом снятием с гарантии, если клиент сделает это в другом месте. В России нет закона, который запрещает владельцам автотранспортных средств устанавливать дополнительное оборудование, не влияющее на обеспечение безопасности дорожного движения. Знайте: возникающие проблемы с дилерами, связанные с сохранением гарантийных обязательств при установке дополнительного оборудования, являются прямым нарушением Закона «О защите прав потребителей».
Еще раз вспомним, что дилер – это просто продавец. А гарантия на автомобиль определяется производителем. Вам же в некоторых дилерских центрах просто говорят, что за установку сигнализации, других охранных систем, музыки, антикоррозийного покрытия, защиты картера и т.п., сделанные не у продавца, вас снимут с гарантии. То есть не производитель машины в лице уважаемой компании, а всего лишь посредник в лице недобросовестного автосалона прямо нарушает Конституцию Российской Федерации и Закон «О защите прав потребителей».
В ст. 16 этого закона четко прописано: «Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)... Условия договора, ущемляющие права потребителя, являются недействительными». Другими словами, никто не может вам что-то дать «в нагрузку» и шантажировать при этом. И даже в тех случаях, когда вы по каким-либо причинам не прошли очередное ТО на станции дилера или залили масло, купленное в обычном магазине, а не у дилера, вы все равно имеете полное право требовать бесплатного ремонта от продавца до тех пор, пока не истечет заводская гарантия. Все, что нужно покупателю, – знать свои права и уметь написать претензию с требованием о гарантийном ремонте. Суд, если до него дойдет дело, будет однозначно на стороне потребителя.
В случае возникновения подобной ситуации можно обратиться в Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области
(ул. Тарская, 13, тел.: 23-17-23, 24-72-39) и в Областное общество по защите прав потребителей (ул. Серова, 32, тел.: 41-37-26,41-32-43).
Евгений РОМАНОВСКИЙ
Комментарии
Юрий Иванович КИРПАНЕВ, директор компании «АвтоКомфорт»
Позиция многих автосалонов – на месте и сразу «упаковать» автомобиль, установив подкрылки, музыку, литые диски и прочее. Хотя порой цены на эти услуги и товар явно завышены. Бывает даже так, что продавец не в силах выполнить какую-либо работу и отправляет клиента в строго определенную СТО. Понятно, что это требование носит лишь устный характер. Ни один дилер не станет писать этого в договоре. Ведь это прямое нарушение закона. На его основании ни один автосалон не может лишить владельца заводской гарантии при установке сертифицированного в России оборудования в специальном авторизованном производителем центре. Гарантия на электрооборудование, установленное на машину, не распространяется только в том случае, если будет доказано независимой экспертизой (кстати, оплачиваемой дилером), что поломка той или иной системы произошла по вине установившего оборудования СТО.
Стоит помнить, что если потребитель установил сигнализацию, предпусковой подогреватель или что-то другое в авторизованном производителем сервисе, то все проблемы, связанные с некачественной установкой, берет на себя эта СТО. По опыту скажу, что подобные нарекания в специализированных сервисах возникают кране редко. Ведь большинство СТО, в том числе и наша компания, дают письменную годовую гарантию на установку любого дополнительного оборудования или антикоррозийную обработку. При любом отказе от гарантийного ремонта стоит потребовать письменного заверения этого у руководства дилерского центра. Обычно этим все споры и заканчиваются. "АВТОКОМФОРТ"Ул. 10 лет Октября, 203бтел. 36-70-92, 337-888
Источник: http://avtotrans-m.ru
|