ВНЕДОРОЖНЫЙ МАСТОДОНТ
Лучше гусениц?
Вездеходы на шинах сверхнизкого давления в большинстве своем всегда были экзотикой и штучным товаром. Этакими самоделками для охотников и любителей бездорожья. Чаще всего это маленькие машинки на основе «Нивы» или «УАЗа» с грузоподъемностью немногим более 500 кг. Но есть среди них и тяжелые вездеходы, по грузоподъемности и энерговооруженности сравнимые с гусеничными транспортерами. А омская разработка и вовсе превосходит стандартные гусеничные вездеходы по грузоподъемности, а по расходу топлива гораздо экономичнее. Настоящий тяжелый вездеход на колесах! На чем сегодня передвигаются в тех краях, где нет и никогда не было дорог? Гусеничные транспортеры (чаще всего) и вертолеты (значительно реже и дороже). Есть еще, правда, олени... Но этот вид транспорта мы в расчет принимать не будем.
Вертолеты непомерно дороги. Остается гусеничный транспорт. Правда, есть одна маленькая проблема: стандартный гусеничный транспортер способен перемещать одну, максимум полторы тонны груза. Существуют, конечно, более тяжелые и грузоподъемные машины, но и стоят они немало. И еще одно «но»: с экологией, например в тундре, у них плохо. Конкретно – с колеей. То есть колея, конечно, есть, но остается лет на 10-20. Это если они просто движутся, а если еще с полной нагрузкой приходится форсировать некую преграду? Так что колесные вездеходы, в принципе, могут с ними конкурировать. Но какие?
Особенности конструкции
Передо мной детище омских инженеров. Огромные размеры, мощные «когти» широкопрофильных шин, ровное «дыхание» дизельного сердца. Автомобиль создан на базе ЗИЛ-131. Хотя, по сути, от стандартного грузовика здесь только кабина, да и та с глубокими изменениями: установлено двойное остекление, а водительская дверь одна и находится сзади. Омские специалисты поставили более мощный двигатель – форсированный Д-245.30 -Е2, выдающий 156 л.с. Для облегчения холодного пуска установлен автономный предпусковой подогреватель.
Значительной доработке подверглась подвеска автомобиля и мосты. Стандартные колеса значительно увеличили, поставив шины сверхнизкого давления. Главное их отличие – малый вес и эластичность, не в ущерб надежности. Применение шин низкого давления вместо обычных колес позволило уменьшить давление на грунт. Такие колеса легко приспосабливаются к неровностям дороги и поглощают небольшие толчки.
Но если установить такие шины на стандартный ЗИЛ-131, то он будет ехать только прямо, следовательно, для обеспечения управляемости надо увеличивать колею, либо сделать сочлененную, «ломающуюся» раму.
Именно по последнему пути решено было пойти. Более того, рама ломается в двух плоскостях: продольной (для поворота) и поперечной (для исключения вывешивания колес). Правда, поперечный излом – блокируемый – для улучшения устойчивости и управляемости на дорогах общего пользования. Кстати, на них вездеход чувствует себя вполне уверенно. Тем более что скорость его движения сравнительно небольшая, а управляемость, опять же сравнительно, неплохая.
Кстати, применение «ломающейся» рамы позволило решить еще одну проблему надежности вездехода. Ведущий управляемый мост подразумевает наличие шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов) либо карданных передач между дифференциалом и колесами. Не надо объяснять, что, несмотря на все достижения автомобилестроительной технологии, подобные узлы являются «зоной риска» в надежности полноприводного транспортного средства. Вспомните любой переднеприводный автомобиль: разрыв резинового чехла ШРУСа грозит выходом из строя всего узла – песочек и водичка ему в этом поспособствуют.
Стандартный задний (неуправляемый) мост полностью лишен этого недостатка. Так вот, применение «ломающейся» рамы позволило использовать в конструкции спереди и сзади «стандартные» задние мосты. Тем более что управляемый узел сочленения рамы находится достаточно высоко, даже вне зоны брызг из-под колес и дорожной грязи. Сейчас омский «Легкоступ» находится в стадии испытаний. Пока вездеход еще в городе, «АвтоОмску» удалось оценить машину вживую и даже прокатиться на нем по замерзшему болоту в районе поселка Дружино.
Везде дорога
Ярко-оранжевая кабина на длинной платформе, возвышающаяся над дорогой на добрых полтора метра, сразу приковывает взгляды окружающих. Пока мы, загнав машину в замерзшее болото, фотографируем ее, у края дороги останавливаются проезжающие машины, а водители выскакивают на улицу, чтобы поглазеть на это чудо. Первое, что бросается в глаза, когда поднимаешься по специальной лесенке в кабину, – странная свобода за водительским креслом. Через пару мгновений приходит осознание – а где же руль?! Функцию руля выполняет небольшой рычаг слева от кресла – на себя – влево, от себя – вправо. Гидравлика делает всю работу сама. Пусть при этом нет той точности и гладкости, которой можно добиться рулевым колесом, но при небольшой скорости и при отсутствии дорог это не так важно. Главное – этот автомобиль способен идти без дорог и зимников, по глубокому снегу (просто утрамбовывая его своими колесами), болоту (если максимально понизить давление в шинах) и любой пересеченной местности.
Едем по асфальту, а потом прос-то сворачивам с дороги. И продолжаем движение с той же скоростью, мимоходом хрустнув придорожными кустами! Я, конечно, примерно представлял, что с такими колесами можно проехать везде, но никогда не думал, что действительно везде. Здесь не надо ничего, ни резких движений рулем, ни переключений передач, ни интенсивных манипуляций педалью «газа», просто – вперед. Подъезжаем к крутому подъему. Раз! И мы уже на верху! Разворот и снова вниз. Разгоняемся до 40 км/ч по болоту, влетаем в заснеженные камыши. Все на одном дыхании, без какой-либо тряски и сумасшедших прыжков головой о потолок. Первые несколько секунд при виде очередного препятствия пытаюсь вжаться в кресло или ухватиться за панель приборов. Но, ощутив уверенность, с которой этот монстр преодолевает все, что мы можем ему предложить, расслабляюсь. Пожалуй, мы не найдем для него непреодолимых препятствий. Становится скучно... Так же скучно и вездеходу, мы не можем предложить ему что-то действительно стоящее его сил и возможностей. Снега мало, а уклоны и подъемы слишком пологие и короткие. «Легкоступ» будто сам рвется на настоящий полигон – в суровые условия Крайнего Севера... Омские конструкторы оформляют документы в транспортной инспекции на испытательный пробег по маршруту «Омск-Норильск-Омск», чтобы проверить машину в тех условиях, для которых она и создавалась.
Александр ЗАРЕМБА
Плюсы сочлененной рамы
Для передвижения по сильнопересеченной местности с высокими вертикальными препятствиями и крутыми холмами вездеходы с классической компоновкой практически непригодны. Для этого разработаны различные варианты машин с «ломающейся» рамой и особые сочлененные вездеходы.
Отличительной чертой их является то, что они состоят из нескольких шарнирносвязанных между собой частей, которые могут свободно перемещаться относительно друг друга в одной или нескольких плоскостях, что позволяет избавиться от вывешивания колес. Как гусеница, переползает такой транспорт через препятствие, повторяя все его контуры. Самая распространенная компоновка – на передней секции установлены силовой блок и кабина, задняя предназначена для перевозки грузов.
Юрий САТЛАЕВ, руководитель проекта:
Вездеход делали под конкретного заказчика, но в связи со сложившейся экономической ситуацией он приобрести машину не смог. Мы решили устроить пробег на север в качестве испытания. А там по пути, может, и покупатели найдутся. Ведь на севере Омской области вездеходы нарасхват. А у нашего аппарата нет аналогов. Если будет спрос, мы можем выпускать такие машины мелкосерийно, комплектуя под желания конкретного заказчика.
Мы создали «Омский полигон внедорожной техники», чтобы в регионе был единый центр по продаже, обслуживанию вездеходов и внедорожников, произведенных в России. Чтобы можно было не только показать и продать, но и обучить людей, обслужить, дать гарантию.
Помимо продажи организуем транспортную компанию по грузоперевозкам на Крайнем Севере.
Омский Полигон Внедорожной Техники
- Разрабатываем и изготавливаем колесную
вездеходную технику грузоподъемностью
от 0,5 до 20 т на шинах сверхнизкого давления
- Реализуем по договоренности
вездеходную технику
- Поможем в изготовлении нестандартных
агрегатов и оборудования
- ВОПЛОТИМ ВАШИ ТЕХНИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ЖИЗНЬ!
Т./ф. +7 901 956 58 52
+7 960 992 09 21
+7 913 971 00 68
Источник: http://avtotrans-m.ru
|