Откуда взялся авторынок
Кто последний за "Москвичом"?
Во времена Советского Союза автомобили в магазинах не продавались. Даже при наличии достаточного количества денег осуществить свою мечту было проблематично, да и выбор моделей был не велик. Номенклатура раскатывала на "Волгах", председатели колхозов пробирались сквозь лесные дебри и непролазные топи на "УАЗах", в гаражах передовиков производства сверкали "Жигули".
Причем владельцы последних обычно выкатывали свои авто только для того, чтобы стереть пыль и полюбоваться на сверкающее лаком и хромом чудо. Большинство же граждан довольствовались "Москвичами" и "Запорожцами".
В те уже такие далекие времена сложилось стойкое мнение, что автомобиль приобретается раз и на всю жизнь. Однако для большинства советских людей и этого шанса практически не существовало, поскольку свободной торговли автомобилями не было. Отечественные машины распределялись строго по специальной очереди.
Но все это касалось только новых автомобилей. В СССР существовал и вторичный рынок, так как всегда находились люди, готовые переплатить за комфорт. А раз есть спрос, будет предложение. Чаще всего продавцами выступали как раз те, кто руководил распределением и регулированием очередей на приобретение вожделенного автомобиля.
Были среди них и обычные граждане. Счастливый обладатель "Копейки" или "Тройки", решивший расстаться со своим "железным другом" в большинстве случаев предлагал автомобиль родственникам, друзьям, коллегам по работе. Но если желание разбогатеть затмевало разум автовладельца, он отправлялся на авторынок.Рождение перекупщиков
В те далекие 70-80-е годы точка торговли располагалась на "пятачке" возле магазина "Автомобильный" по ул. Нефтезаводской. В воскресное утро здесь появлялись 2-3 автомобиля, вокруг которых сразу собиралась огромная толпа потенциальных покупателей, которые по очереди садились в машину и торговались с владельцем. Если после переговоров машина отъезжала с рынка - результат переговоров устраивал обе стороны.
Постепенно автомобилей на рынке становилось больше. Этому способствовало формирование небольшой прослойки автомобилистов, занимающихся перепродажей автомобилей. Сначала это были любители, занимающиеся перекупкой в свободное от работы время, позже некоторые из них стали профессионалами, посвятив автомобилям все свободное время.
Они приобретали и перегоняли в Омск автомобили со всех краев необъятного СССР. Тогда машину было проще купить в Средней Азии, Прибалтике, Москве. Частенько гнали из-за Полярного круга. Северяне - ударники труда раз в несколько лет получали право на покупку нового автомобиля. Поскольку дорог на Севере не было, то эти 3-4-летние "Жигули" почти без пробега пользовались у омичей большим спросом.
Все это не ускользало от внимания криминальных структур и правоохранительных органов (статью 154 УК "Спекуляция" в то время еще никто не отменял). Машин для продажи прибавлялось и рынок плавно переместился на "Французскую дорогу".
Авторынку дали место
Эту дорогу омичи зовут "Французской" и по сей день. Обычная советская улица стала иностранкой после того, как по ней несколько лет подряд возили специалистов из Франции, строивших нефтехимический комплекс (из дома, где они проживали до места работы). Качество ее покрытия тогда было великолепным и не шло ни в какое сравнение с другими улицами города. Лет десять стихийный авторынок располагался вдоль этой дороги. Но однажды на пр. Губкина открылся первый специализированный комиссионный магазин с площадкой автомобилей для обезличенной продажи. А напротив него администрация выделила огромную, по масштабам того времени, площадку под авторынок. Теперь в выходные дни любой желающий мог выставить свой автомобиль на продажу, причем въезд на новый рынок был совершенно бесплатный! А тех автопродавцов, кто по привычке ехал на "Французскую дорогу", выгоняли люди с полосатыми жезлами. У особо упрямых водителей списывали номера и забирали водительское удостоверение. Тогда человек в милицейской форме и с полосатой палкой имел неограниченную власть над водителями. Именно поэтому до сих пор водители старшего поколения испытывают беспричинный страх при виде на дороге человека в форме. Конец халяве
Всем хорош был новый авторынок на Губкина: удобные подъездные пути, комиссионная площадка, продажа запчастей, возможность сразу же переоформить купленный автомобиль. Как сейчас помню двух классных механиков-оценщиков автомагазина - Константиныча и Валеру. Толковые грамотные специалисты, готовые дать дельный совет неопытным автолюбителям.
Но время шло. В середине 90-х вновь грянули перемены, рынок опять сменил местоположение. Его перенесли на ул. Заводскую на территорию бывшего автохозяйства. Все стало строго: въезд через КПП, охрана, пронумерованные места парковки:И самое главное, исчезла халява! Въезд для торговли стал платный. Конечно, это не понравилось продавцам, поскольку прибавление и умножение милее сердцу, чем вычитание и деление.
Пусть даже за эти деньги предо-ставлялись цивилизованные условия для торговли. Отдельные продавцы даже пытались бунтовать. Обычно это выливалось в стихийные продажи в других местах. Но "гаишники" быстро всех приводили в чувство, и даже самые непонятливые со временем уяснили, что бесплатного места уже не будет никогда.Что теперь
И авторынок стал наполняться жизнью: появились нестройные торговые ряды продавцов запчастей, организовалась система горячего питания, открылось отделение РЭО ГАИ, как грибы после дождя, возникли павильоны с автоаксессуарами.
Рынок рос, границы раздвигались. Совсем недавно он "перешагнул" дорогу. На другой стороне теперь так называемый "социальный" рынок, где продаются бывшие в употреблении автомобили отечественного производства и иномарки, изрядно побегавшие по дорогам Омска.
Но с тех пор ничего не меняется, а рынок продолжает расти, ему становится тесно в своих пределах. Но об этом в следующий раз Александр Землянов
Источник: http://avtotrans-m.ru
|