Если автомобиль попал в яму
Для начала давайте ознакомимся, какие повреждения асфальтобетонного покрытия незаконны и находятся на совести дорожных и коммунальных служб. Требования к состоянию дорог определены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Это увлекательнейший документ, достойный внимания каждого автомобилиста. В нем, например, говорится, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см, а сроки ликвидации этих повреждений составляют от 5 до 10 суток (в зависимости от интенсивности движения по дороге), в то же время сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов составляют 4-6 часов. Кроме того, не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, а также люков колодцев относительно покрытия более 2,0 см, что проблемы с рельсами должны быть разрешены в течение 2 суток, а с люками колодцев – в течение 1 суток, что разрушенные крышки инженерных сетей должны быть заменены в течение 3 часов.
Следовательно, если вы попали в неприятную ситуацию из-за того, что на дороге присутствовали ямы, размеры которых превышали указанные выше, открытые люки, если рельсы и люки выступали над проезжей частью более чем на 2 см, если спустя 6 часов после окончания снегопада на дороге присутствует снежная каша, если ночные заморозки 6 часов спустя по-прежнему делают дорогу пригодной для передвижения конькобежцев, а не автомобилей, во всех вышеприведенных (и некоторых иных) случаях вы имеете возможность попытаться возместить полученный вами ущерб.
В случае ДТП следует озаботиться сбором доказательной базы. Неоценимыми свидетелями могут быть водители автомобилей, едущих следом. Именно они обычно могут дать самую полную информацию о скорости движения и предпринятых вами действиях. Если же непосредственных очевидцев вашего инцидента установить не удалось, необходимо зафиксировать свидетелей, которые подтвердят последствия ДТП. Т. е. достаточно будет их показаний о том, что вы стояли возле ямы (открытого люка) с пробитым колесом, замятым картером либо иным повреждением. Срочно вызывайте на место ДТП друзей, приятелей или родственников с фото и видеоаппаратурой, чтобы во всех подробностях зафиксировать ситуацию. Наличие фотографий существенно повысит ваши шансы в последующих разборках с дорожными службами. Свидетели дорожного инцидента, как мы уже говорили, тоже лишними не будут.
Необходимо помнить, что ненадлежащее состояние дороги еще не является гарантией возмещения ущерба. Вас наверняка попытаются обвинить в том, что вы неверно выбрали скорость движения, поздно обнаружили опасность на дороге и несвоевременно начали тормозить, а, значит, в ДТП виноваты вы сами и никто вам денег должен. Поэтому все собираемые на месте доказательства должны подтверждать тот факт, что препятствие появилось внезапно и вы не имели технической возможности предотвратить наезд на него.
Согласно п.10.1 ПДД РФ «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, а также дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля над движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости, вплоть до остановки транспортного средства». В нарушении именно этого пункта правил вас и будут упрекать все, начиная от ГИБДД и заканчивая дорожными службами. Поэтому вы должны быть готовы доказать то, что опасность для движения (яма на дороге, открытый люк и т. п.) возникли на дороге внезапно. Вы предприняли экстренное торможение для снижения скорости, но предотвратить наезд на препятствие не смогли. И фотографии должны помочь вам в доказательстве этого.
Идеальный случай подобной ситуации — когда повреждение дорожного покрытия (ямы) или открытый люк (например, ливневой канализации) находятся в луже и скрыты водой. В этом случае водитель не в состоянии предвидеть опасность и, двигаясь даже с маленькой скоростью, вполне может пробить колесо или получить более серьезные повреждения подвески.
Но как бы много у вас ни было свидетелей и фотографий, вам не обойтись без регистрации вашего ДТП в ГИБДД. Нередко выезжать на место в таких случаях они отказываются и просят пострадавшего составить схему и добираться в ГИБДД самостоятельно. Обязательно спросите (и запишите), с кем вы разговаривали. Потому как нередки ситуации, когда водителя, прибывшего в ГИБДД, встречают градом упреков и требованием вернуться на место происшествия. В любом случае следует настаивать на выезде ГИБДД на место, а при их отказе начинайте звонить во всевозможные инстанции: от дежурного УВД города до прокуратуры. Мотивировать необходимость выезда сотрудников ГИБДД на место ДТП следует необходимостью осмотра дороги и составления акта о неудовлетворительных дорожных условиях. Как вы понимаете, составить такой акт возможно только на месте ДТП.
В любом случае покинуть место ДТП вы можете лишь после того, как составите схему. На схеме желательно указать размеры, дорожное повреждение привязать к неподвижным предметам (домам и т. п.). Саму схему следует подписать у понятых, в качестве которых попросите выступить прохожих или других водителей.
Очень велика вероятность того, что при оформлении материалов в ГИБДД сотрудники будут заставлять вас включать в свои объяснения фразу, что вы невнимательно следили за дорогой и потому попали в яму, что двигались с повышенной скоростью и т. п. Не поддавайтесь на эти уговоры. Наоборот, из объяснений должно следовать, что препятствие возникло перед вами внезапно, что вы предприняли все возможные меры, чтобы избежать наезда, но не имели технической возможности для этого. Не забудьте обязательно указать свидетелей ДТП.
После того как ДТП оформят в ГИБДД и у вас на руках будут необходимые бумаги, можно начинать процесс возмещения ущерба. Прежде всего следует установить владельца данного участка дороги либо ответственную организацию. Для этого обратитесь в районную ГИБДД к инспектору по организации дорожного движения. Он должен помочь в установлении владельца. Бывает, что даже с помощью автоинспектора истинного собственника установить не удается. В любом случае я рекомендую указывать в качестве ответчиков администрацию данного района, администрацию города и ответственного за состояние данного участка дороги или улицы. Следующим шагом, как в обычном ДТП, должна быть экспертиза ущерба, причиненного вашему автомобилю.
Итак, вы оформили происшествие в ГИБДД и оценили ущерб. На руках у вас справка о ДТП, экспертное заключение о стоимости восстановительного ремонта, квитанция оплаты экспертизы, копии и квитанции оплаты телеграмм с приглашением заинтересованных лиц на осмотр поврежденного автомобиля. Можно приступить к досудебному урегулированию конфликта, а можно сразу подать исковое заявление в суд.
Досудебное урегулирование обычно имеет смысл, если сумма ущерба невелика, – в этом случае нередко удается получить компенсацию, не доводя дело до суда. Суть заключается в предъявлении претензии, в которой нужно описать ДТП и предложить добровольно возместить ущерб.
Пример
Январским днем водитель Попов решил прокатиться по улице Х. На выезде из Н-ска автомобиль вдруг повело вправо, затем влево, завертело и выкинуло на правую обочину. Оказалось, что на левой стороне дороги в асфальте имеется выемка, похожая на колею, которая к тому же частично занесена снегом. Увидеть эту выемку при поземке и на скорости около 60 км/ч совсем не просто.
Пока осматривали полученные повреждения, думали, как выбираться из снежного плена, в эту же ловушку залетела другая машина. Ее так же завертело на дороге и выбросило на обочину точь-в-точь в находящийся там автомобиль Попова. Повреждений прибавилось. Позвонили в ГИБДД, пока ждали приезда сотрудников милиции, история повторилась в третий раз: в выбоину на этот раз попал Lexus, который «впечатался» в Nexia, а та повторно «забодала» Hondа. Взыскать ущерб с дорожных служб решил водитель Lexus, который подал в суд исковое заявление.
Районный суд признал законными требования водителя и присудил взыскать указанный ущерб с дорожной службы. Ответчик не согласился с решением и обжаловал его в Областном суде. Решение оставлено в силе, ущерб водителю возместили дорожные службы.Текст статьи
Источник: http://avtotrans-m.ru
|