Скоростной разворот
Авторская рубрика преподавателя школы высшего водительского мастерства Cергея Енина
Сегодня мы продолжим говорить о проблеме управляемости в зависимости от типа привода.
Обычный водитель, приобретая полноприводный автомобиль, начинает задумываться о высшем мастерстве и экстремальных возможностях своей машины. Ему необходимо последовательно освоить технологии переднего, затем заднего и только лишь потом полного привода. Для этого не нужно иметь полный гараж различных авто, а использовать один, последовательно отрабатывая различные приемы.
Один из разделов водительского мастерства, где приемы управления и поведения автомобиля определяются особенностями привода - скоростные развороты на месте или с ходу, в экстремальных условиях скользкой дороги.
Разворот задним ходом («полицейский разворот») выполняется на любых автомобилях по аналогичной схеме: разгон, одновременное вы-ключение сцепления и резкий поворот руля в положение «до упора». Затем минимальная пауза, во время которой колеса выставляются в положение «прямо». Делается это для того, чтобы затормозить избыточное вращение. Далее включается передача для движения вперед, отпускается педаль сцепления и начинается разгон вперед.
При движении вперед развороты на месте имеют различные технологии.
Задний привод
Разворот «волчком»
При медленном движении вперед колеса резко выворачиваются, и, как только автомобиль начинает поворот, «порциями» пробуксовки он разворачивается на месте на нужный угол. Для этого педаль газа нажимается и отпускается многократно.
Разворот в заносе
Начало маневра по предыдущей схеме, но в начале заноса колеса поворачиваются наружу (в первом варианте - только внутрь) и, переменно работая педалью газа, автомобиль разворачивают на минимальном радиусе. Если в первом варианте повернутые внутрь колеса создавали тормозную силу, то в этот раз они катятся по минимальному градусу, а задние колеса, пробуксовывая, создают необходимый вращательный момент.
Передний привод
При помощи «ручника»
Двигаясь вперед по дуге, водитель резко выдергивает ручку стояночного тормоза и переменным нажатием на педаль газа (больше - меньше) заставляет автомобиль развернуться. Излишняя пробуксовка повредит вращению.
«Газ-тормоз»
Этот прием отличается от предыдущего лишь тем, что вместо «ручника» используется рабочий тормоз. Жмем на него левой ногой, не отпуская педаль газа. Однако двигатель испытывает большую нагрузку, так как должен, кроме всего прочего, «победить» тормозную систему.
Задним ходом
Этот прием можно выполнять как при включенном, так и при выключенном «ручнике». Поворот колес до упора (с гидроусилителем руля этот маневр делать не рекомендуется по техническим причинам), резкое отпускание педали сцепления, подбуксовка передних колес (короткий импульс). После начала бокового скольжения передней части авто регулируем разворот короткими подгазовками и подруливанием.
Полный привод
За словами «полный привод» скрывается многообразие моделей и технических устройств, влияющих на управление автомобилем. Есть модели с отключающимся передним мостом, которые позволяют воспользоваться приемами заднего привода. Современные модели с вискомуфтами межосевого дифференциала позволяют остановить задние колеса стояночным тормозом и применить приемы из арсенала переднего привода. Но есть приемы управления, которые подходят для всех версий.
Вращение вперед
На малой скорости начинают медленный поворот. Вывернув колеса, нужно резко отпустить педаль газа, а затем, после короткой паузы, посылается мощный импульс пробуксовки, который тотчас обрывается до начала продольного скольжения автомобиля. Затем, изменяя тягу, в режиме максимального крутящего момента автомобиль разворачивается на нужный угол. Если не останавливать вращение, то полный привод начинает раскручиваться, как волчок, при этом ось вращения проходит через среднюю часть автомобиля, а скорость вращения вселяет ужас в непосвященного зрителя. Прием можно усилить, включив межосевую и заднюю блокировку дифференциалов.
Вращение назад
Начинаем разворот при включенной блокировке межосевого дифференциала. Чтобы создать упор в задние колеса, резко отпускается и нажимается педаль газа. Повернутые передние колеса закручивают автомобиль во вращение, и дальше оно продолжается при постоянной пробуксовке всех колес.
Что мешает? Хотелось бы остановиться на ключевых моментах разных типов приводов, которые помогают или мешают водителям в критических ситуациях.
Задний привод
Управляемость и тяга, разведенные по разным осям, позволяют раздельно и совместно влиять на поведение автомобиля в сложных ситуациях. Но при условии, что руль и педаль «газа» всегда используются вместе. Если же каждый применяется по отдельности, то ошибка в использовании одного усиливается за счет неверных действий другого. Спортсмены считают, что на задне-приводных моделях главная педаль безопасности - это педаль «газа», с которой начинаются все проблемы, в частности, занос на скользкой дороге. Задний привод, в отличие от других, «правильно» реагирует на естественную, защитную реакцию автомобилиста — отпущенную педаль «газа» при заносе или сносе, используя при этом «моторный тормоз» задних колес. Избыточная тяга задних колес и их пробуксовка может помочь водителю управлять скольжением задней оси в тех случаях, когда повернуть автомобиль перед-ними колесами не представляется возможным.
Передний привод
Управляемость и тяга, сведенные на переднюю ось, делают передние колеса главными при любых маневрах и зависимыми от угла их поворота. Чаще всего эти модели ограничены по мощности двигателя. Мощность более 150 л. с. делает автомобиль опасным, если он не имеет антипробуксовочной системы. На неровностях дороги более устойчивы те автомобили, у которых двигатель расположен «поперек». В поворотах передний привод болезненно реагирует на «закрытый газ» и подвержен заносу. При потере устойчивости такие машины требуют «парадоксальной реакции» со стороны водителя - нажатия на педаль газа, что для обычной ситуации неестественно.
Полный привод
В критических ситуациях, полный привод наиболее сложен в управлении, так как включает в себя поведение переднего и заднего. Полный привод имеет явные преимущества при прямолинейном разгоне, торможении и преодолении неровностей. При маневрах полноприводный автомобиль по-разному реагирует на управляющую деятельность водителя. Для малоподготовленного водителя необходимо значительное снижение скорости перед экстренным маневром. При потере устойчивости полный привод отличается в использовании педали газа от переднего и заднего привода и требует неполного прекращения тяги.
Источник: http://avtotrans-m.ru
|