ПРАВИЛЬНЫЙ СЕРВИС
Что нужно знать при сдаче автомобиля на СТО, чтобы в случае некачественного ремонта без проблем возместить убытки
Плохой ремонт дорогого стоит
Отдельной судебной статистики по делам, связанным с недобросовестным исполнением своих обязанностей мастеров сервиса, некачественной работой или мошенничеством на ниве ремонта, не ведется. Но такого плана дела нередко попадают в прессу. Так, по данным пресс-службы Омского областного суда, в ноябре прошлого года вступило в законную силу решение, вынесенное Полтавским районным судом по делу о ремонте BMW 1996 года выпуска. Владелец обратился в один из автотехцентров на Левом берегу по поводу неисправности двигателя. Ремонт обошелся ему в приличные 111726 рублей. Но не прошло и суток, как мотор снова «застучал», потекло масло и тосол. Автолюбитель пошел в это же СТО, где ему опять отремонтировали двигатель, что не дало никаких результатов. А затем сотрудники техцентра не стали ни ремонтировать машину, ни возвращать деньги. Владелец провел диагностику иномарки в двух других сервисах. После отправил письменную претензию в автотехцентр, в которой определил срок возмещения убытков, считая каждый последующий день днем просрочки. Однако руководство сервиса проигнорировало претензию, а затем и повестку в суд. Дело рассматривали без их присутствия. В итоге суд постановил, что ремонт автомобиля был произведен некачественно (это подтвердила и судебная экспертиза), а специалистам СТО надлежит вернуть клиенту не только потраченные на ремонт деньги, но и возместить судебные издержки, оплатить моральный вред – в общем, более полумиллиона рублей.
Нередко подобные дела решаются в досудебном порядке при помощи юристов или правозащитников. В омское городское общество по защите прав потребителей (а в нашем городе три таких организаций) в прошлом году с подобными жалобами обратились пять автовладельцев, в этом году — уже четыре омича. Одно из последних дел – претензия по поводу покрас-ки автомобиля. Владелица отдала в сервис машину на покраску, документы о проделанной работе были оформлены ненадлежащим образом. Машину покрасили быстро, но без соблюдения всего технологического процесса. В результате под новеньким красным «металликом» пошла коррозия и краска слезла. При помощи правозащитников было написано претензионное письмо. Надо отдать должное руководству СТО, несмотря на трудности с документами, его сотрудники полностью переделали работу за свой счет.
В чем сила, брат?
Какие документы необходимо получить при ремонте в техцентрах, чтобы обезопасить себя от подобных проблем? С этим вопросом «АвтоОмск» обратился к председателю омской городской общественной организации по защите прав потребителей Галине Барбашевой.
- Как правило, СТО делятся на две категории: занимающиеся гарантийным обслуживанием либо осуществляющие безгарантийный ремонт. В первые – обращаются владельцы новых автомобилей, стоящих на гарантии завода-изготовителя. Обычно – это сервис того дилера, где была куплена машина, либо техцентр, рекомендованный производителем. При заезде на такую СТО автовладелец должен сообщить, что произошло с машиной. «Жалобы» на поломку оформляются в письменном виде в наряд-заказе, где помимо этого должны быть описаны марка машины, пробег на момент обращения, побочные дефекты автомобиля, обнаруженные при осмотре,— сколы, царапины. Этот документ подписывает не только руководитель сервиса, но и клиент. После ремонта техцентр обязан предоставить еще один документ – акт выполненных работ. В нем должны быть указаны инициалы мастера, выполнявшего работу, перечень приборов, на которых осуществлялась диагностика, и аппаратуры, с помощью которой был произведен ремонт. Последние данные особенно важны при диагностике и ремонте элект-рооборудования, ДВС. Ведь порой бывает, что автовладелец приезжает с одной поломкой, а в ходе проверки выясняется другая. Акт выполненных работ с печатью и датой также подписывает руководитель сервиса и клиент.
СТО второй категории предлагают ремонт подержанных автомобилей, порой независимо от марки машины. При обращении в такой сервис потребителю должен быть выдан тот же пакет документов, записанных на соответствующих бланках, а не набросанных от руки. Мало того, авторемонтная мастерская обязана предоставить гарантию на выполненные работы, сроки которой каждый техцентр определяет индивидуально. Если в ходе ремонта обнаружены другие неисправности, сотрудники сервиса должны уведомить автовладельца о них и только с его согласия приступить к их ремонту, а не ставить его перед фактом после. При мелкосрочном ремонте или обслуживании, сейчас, к примеру, автомобилисты готовят машину к лету – меняют масло и шины, техцентр может ограничиться выдачей чека и копией чека. О последнем документе сотрудники СТО нередко забывают, а он важен. Ведь именно в копии чека описаны проделанные работы и стоимость каждой из них. Согласно закону «О защите прав потребителей», прейскурант предоставляемых работ должен быть вывешен на видном месте.
- Может ли потребитель находиться в ремонтной зоне во время выполнения работ?
- Обычно техцентры не приветствуют присутствие владельца в ремонтной зоне во время диагнос-тики или выполнения работ. Но, если возникает такой вопрос, можно и настоять на своем. К примеру, при повторном ремонте одного и того же дефекта. Но все это оформляется в письменной форме в виде заявления или отражается в наряд-заказе.
Я помню все твои трещинки
Стоит быть осторожным при покупке альтернативных либо подер-жанных узлов, запчастей и при последующей их установке. Ведь нередко мы заказываем деталь в Омске, а везут ее из далекого Владивостока. Как она перевозилась, производилась ли диагностика – на совести поставщика. Либо покупаем дубликатную деталь, а она не подходит. «Вот и получается, что вроде узел приходит в полном порядке, с соответствующими документами – лис-
том техобслуживания, актом диагностики, а когда ставят его на машину, оказывается, что в нем применены старые запасные части, — продолжает Галина Барбашева. — Или покупаете рекомендованную СТО контрактную запчасть, а она вообще не подходит для вашего автомобиля. Что в таком случае делать? При покупке подержанного узла желательно установить его на той станции, где его приобрели. В наряд-заказе обязательно указать, что купили деталь в этом сервисе, узел прошел проверку на приборах техцентра. Причем в данном случае потребитель может присутствовать при диагностике узла, что отражено в статье 18 закона «О защите прав потребителей». То же можно сказать и о дубликатных деталях, лучше ставить их там, где приобрели, и указать в документах, что именно мастера посоветовали купить эту запчасть. Тогда в случае некачественного ремонта или фальсифицированного узла проще предъявить претензию». Напоследок несколько простых советов выбора правильного сервиса. При обращении на СТО не стоит надеяться на «волшебных» мастеров, определяющих поломку по стуку, скрипу или шуму. Таких профессионалов сейчас днем с огнем не сыщешь. Любой мало-
мальски уважающий себя сервис предложит диагностику на специальном оборудовании, а бонусом — техническую мойку днища автомобиля. О бесплатной полной мойке машины обычно речи нет. Но лучше уж заплатить лишние 200 руб-лей, после чего все сколы, царапины, коррозия кузова будут видны, чем потом судиться из-за каждой трещинки с сервисом.
Евгений Романовский
Источник: http://avtotrans-m.ru
|