Загадка Bucciali
Авторская рубрика Александра ЯШКЕВИЧА
Опередивший время
Российские автожурналисты, впервые побывавшие на одной из самых престижных выставок старинных автомобилей «Ретромобиль», проходившей в 2001 году в Париже, в один голос заявили, что ради одной только этой машины стоило ехать в Париж!
Автомобиль этот был продан здесь же за 800 тысяч долларов, и на сегодня таких машин сохранилось только две, а выпущено их было в 1932 году тоже... две! Bucciali TAV-12 - имя этого раритета, пожалуй, мало что говорящее обычному человеку...
Многие создатели автомобилей остались безвестными не потому, что их изобретения были неудачны. Так уж распорядилась судьба, что их идеи значительно опережали эпоху и не были востребованы современниками. Bucciali - одно из очень значительных, но малоизвестных имен автомобилестроения.
Органист, летчик, автомобилестроитель
Братья Анжело и Поль-Альберт Буччиали родились в семье органных дел мастера. Сыновья готовились пойти по стопам отца, и младший даже построил два больших органа, пройдя при этом великолепную школу механики и инженерного дела.
Во время Первой мировой войны Поль-Альберт летает в знаменитой эскадрилье Жоржа Гинеме. Эмблемой группы был аист, вытянувшийся в струну в стремительном полете. Позже этот аист украсит боковины капота автомобилей братьев Буччиали.
В 1920 году Поль-Альберт вместе с братом зарегистрировал фирму Bucciali Freres и, как многие начинающие автомобилестроители, братья решили начать свою деятельность с «победного» гоночного автомобиля. В одной из гонок они заняли призовое место, что подстегнуло Буччиали - они стали экспериментировать с двигателями разных фирм, дорабатывая их - подгоняя их под свою конструкцию. Спорт не принес братьям славы, но научил их автомобильному делу, и в середине двадцатых годов они берутся за производство легковых автомобилей. Тогда же Поль-Альберт сосредоточил свои усилия на создании большого автомобиля с передним приводом. В 1929 году их первые модели с аббревиатурой TAV (Traction AVant - передний привод) появились на Парижском салоне. Машины имели характерные особенности, свойственные всем последующим Bucciali - их конструкция содержала массу уникальных технических решений. Независимая передняя подвеска и оригинальное рулевой управление с отдельными тягами «каждому колесу». За последующие несколько лет братья создают ряд моделей, постоянно совершенствуя их конструкцию.
Поэты переднего привода
С приходом в компанию конструктора Сенсо де Лаво (Sensaud de Lavaud) у них оказалась оригинальная конструкция бесступенчатой автоматической трансмиссии, которую стали устанавливать на большинство автомобилей TAV. В 1928 году на машинах фирмы появились электроусилитель тормозов и вибропоглощающие подушки в задней подвеске. Но первостепенной задачей оставалось совершенствование механизма переднего привода. В этой области Поль-Альберт стал автором несколько патентов. Это стало главным вкладом в мировое автомобилестроение - разработка и совершенствование надежной конструкции переднего привода, такого привычного сейчас и ставшего подлинно революционным в середине двадцатых годов. За что известный автомобильный историк А. Грегуар в книге «50 лет автомобиля» назвал братьев «поэтами переднего привода, чье имя не должно быть предано забвению».
Буччиали выпустили в общей сложности 151 автомобиль, среди которых только 38 переднеприводных, но зато каких!
Автомобиль, которого не было
Уже первые модели TAV потрясли автомобильный мир в плане дизайна. Длиннющаябаза, огромные колеса с дисками, отлитыми из легких сплавов, большие фары (диаметром более 250 мм), узкие стекла - с точки зрения автоэстетики пропорций воспринимались противоречиво.
В 1930 году на автосалоне в Париже Буччиали показали самое свое загадочное «произведение» - шасси и автомобиль Double Huit (двойная восьмерка) TAV-16.
Больше всего поражал мотор. Вместо одного двигателя, рядышком стояли два блока от родных 8-цилиндровых двигателей Continental, объединенных общим картером с электромеханическим сцеплением Delco и поперечно расположенной 3-ступенчатой коробкой передач. 16-цилиндровый двигатель объемом 7,8 л должен был развивать от 155 до 180 л. с. Для ремонта или замены силового агрегата его с перед-ним мостом можно было демонтировать с шасси. Дополняла картину независимая подвеска всех колес. Спереди гасил колебания горизонтально расположенный амортизатор, привод рулевого управления к каждому переднему колесу был независимым. Задние колеса повесили на низко расположенных почти двухметровых полуэллиптических рессорах, электромеханические усилители тормозов и литые диски колес алюминиево-магниевого сплава завершали Double Huit.
Вот только большинство автомобильных историков и экспертов считают, что этого автомобиля... не было. Дело в том, что купивший это шасси известный коллекционер Харра однажды решил посмотреть, что же находится внутри «двойной восьмерки»? И не увидел там... абсолютно ничего! Муляж и только! А в описании говорилось о размерах шатунно-поршневой группы, о том, что шасси в сборе прошло многочасовую обкатку, показав превосходные качества... Двигатель Double Huit оказался искусно выполненным макетом. Это был колоссальный скандал!
Много позже постаревший Поль-Альберт утверждал, что обмана нет, и автомобиль на этом шасси (кстати, показанный на том же салоне кабриолет работы Якова Савчика умопомрачительной красоты) прошел много километров, но... по каким-то причинам никто этого не видел. Современные автомобильные историки сходятся во мнении, что Double Huit был самым лучшим Stop-car, (или, вернее, «шоу-шасси») всех времен. Несмотря на утверждения Поля-Альберта, все усилия историков и энтузиастов найти уникальный автомобиль так и не дали даже смутного намека на хотя бы один сохранившийся экземпляр... До сих пор остается загадкой, был ли выставленный на салоне автомобиль полноценной «живой» машиной, удачной мистификацией или всего лишь рекламным трюком?
Rolls-Royce отдыхает
Фотографии кабриолета сохранились, и можно полюбоваться этой красотой. Кабриолет от Савчика сильно отличался от существовавших в то время. «Проваленная» облицовка радиатора, огромные передние и задние крылья, скрывавшие колеса диаметром около 1 метра, большие перед-ние фары, бампер сложной формы, традиционный для роскошных автомобилей длинный капот, на каждой из поднимающихся боковин которого блестела полированная фигура летящего аиста. За свои выдающиеся достоинства автомобиль сравнивали с Bugatti Royal или Rolls-Royce...
Шедевр на колесах
Через год там же, в Париже, братья показали, пожалуй, один из самых эффектных и необычных автомобилей. Это был Bucciali TAV-12 - с кузовом работы, конечно же, Савчика. Знаменитое кузовное ателье Якова Савчика (Sautchik) по «почерку» сильно выделялось среди прочих своей раскованностью и изрядной фантазией, что не раз поражало воображение современников. Уникальные шасси братьев Буччиали нуждались в не менее уникальных кузовах. И такие кузова им поставлял «придворный» кузовщик Лабурдет - тоже не по-следнее имя среди французских мастеров. Но манера Якова Савчика так отличалась от прочих дизайнеров, что братья решили обратиться к нему. Оказалось, не прогадали.
Савчик изготовил для Буччиали около 20 кузовов. По признанию современников, это были шедевры. Но... поначалу первый же эскиз, показанный Савчиком, вызвал у братьев некоторое замешательство - уж слишком смелым показались идеи, заложенные в перспективный автомобиль. Из осторожности братья попросили выполнить маленький макет, и только после этого согласились на сотрудничество.
Bucciali TAV-12 был оснащен V-образным 12-цилиндровым двигателем Voisin объемом 4,9 литра, огромной для тех лет мощности в 125 л.с. с гильзовым (а не клапанным) газораспределителем, который агрегатировался с 4-ступенчатой коробкой передач. Такой мощности вполне хватало, чтобы прокатиться «с ветерком». По некоторым данным, его максимальная скорость составляла около 150 км/ч. Роскошный кузов опьяняющей красоты покоился на литых алюминиевых колесах (это в 30-е-то годы!), и трудно было поверить, что эта низкая длинная машинка с похожим на амбразуру лобовым стеклом не спортивный снаряд, а... семейный седан! Двухметровый капот, почти метровые колеса, крылья, посаженные вровень с капотом, и шестиместный салон, сзади - небольшой багажник. При длине кузова почти 6 метров (5790 мм) и ширине 1980 мм - воистину королевские размеры!, TAV-12 имел высоту чуть более 1400 мм! Сумасшедшая, на первый взгляд, диспропорция на самом деле - составляющая гармоничной и оригинальной кузовной концепции. Таких автомобилей еще не было!
Именно этого и желал младший Буччиали, добивавшийся неординарности как внутри (в смысле конструкции), так и снаружи (в смысле внешнего вида). Важным элементом стиля стало «фирменное» заднее расположение запасных колес - не по бокам капота, как традиционно у большинства автомобилей двадцатых-тридцатых годов. Благодаря этому каждый мог увидеть летящего аиста - эмблему фирмы. Несмотря на «сумасшедшие» пропорции, автомобиль выглядел красавцем, TAV-12 был выпущен всего в двух экземплярах, оба - четырехдверные седаны, и стал послед-ним автомобилем предприятия братьев Буччиали. Хотя знаменитая загадочная «двойная восьмерка» TAV-16 имела почти идентичный TAV-12 кузов, отличающийся лишь в деталях. Судить о ней теперь мы можем только по сохранившейся TAV-12. Докатившийся до Европы экологический кризис поставил точку в истории марки, машины которой даже в благословенные времена с трудом находили покупателей среди французских богатеев.
Источник: http://avtotrans-m.ru
|