Суббота, 18.08.2018
Автосхемы Советы Руководства
Меню сайта
Категории раздела
Автоновости
Обзоры
Развлечения
Наш опрос
Как изменилась жизнь в России после СССР ?
Всего ответов: 74
Статистика
Яндекс.Метрика Индекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей нашего сайта: 0
Вход на сайт

Вход
Главная » Статьи » Новости » Автоновости

Совсем другои джип

Совсем другои джип

Авторская рубрика Александра ЯШКЕВИЧА

Завтра весь мир празднует победу во Второй мировой войне. Сегодня хотелось бы напомнить о незаслуженно забытом солдате - автомобиле, стоявшем на вооружении нескольких стран, воевавших с Германией

«Студеры», «Виллисы» и другие

Первые месяцы войны сопровождались для нас большими потерями техники, в том числе автомобильной. А фронт требовал тысячи и тысячи машин. За годы войны наши заводы выпустили 205 тысяч автомобилей, из которых 150,4 тысячи поступили в Армию. Мало, очень мало!

Но положение стало улучшаться с лета 1942 года. В конце 1941 года начались поставки по ленд-лизу из США. В нашу страну пошел нескончаемый вал грузов, от одежды и медикаментов до танков и самолетов и, конечно, автомобилей. Машины к нам поступали 50-ти моделей – американских, канадских и английских фирм. Больше всего в Советский Союз попало американских грузовиков Studebaker US6 - около 152 тыс. экземпляров. Командирских автомобилей Willys MB и Ford GPW получили тоже немало – 44 тысячи. Общее же количество поставленных в СССР по ленд-лизу автомобилей составило 401 тыс. штук, не считая запчастей, которых бы хватило для сборки не одной тысячи машин.

Но если «Студеры» и «Виллисы» часто мелькают в хронике и кинофильмах, становятся героями мемуаров и рассказов фронтовиков, то Dodge WC-51 почти всегда оставался в тени своих более «раскрученных» братьев по оружию. Хотя этот автомобиль являлся одним из самых известных и распространенных автомобилей тех лет, созданных специально для военных целей.

«Хаммер» из сороковых

Американцы именовали его BeeP, то есть Big Jeep (Большой джип), наши окрестили его «Додж три четверти» - по аналогии с трехтонками и полуторками, так как его первичная грузоподъемность 3/4 тонны (750 кг). Официально же он назывался Dodge WC-51 (WC – Weapon Carrier – носитель оружия). Так обозначался класс легких полноприводных грузовиков, приспособленных для установки на них пулеметов или малокалиберных пушек, перевозки амуниции или расчета.

Конечно, появился WC-51 не вдруг. Еще в 1939 году компания Dodge начала выпускать для армии полноприводные автомобили грузоподъемностью полтонны. В это семейство, получившее наименование VC, входили пикап, 7-местный пассажирский фургон и открытая командирская машина. Объем двигателя составлял 3,3 л, мощность 75 л.с.

К тому времени конструкторы фирмы накопили значительный опыт в области проектирования полноприводных машин. Так, в 1934 году был создан групповой «Додж» формулы 4х4, на котором впервые в истории применили отключаемый через раздаточную коробку привод переднего моста. Военных автомобилей серии VC было изготовлено сравнительно немного – всего 4600 штук. Годом позже провели их модернизацию – упростили кузов, установили более мощный двигатель. Это семейство уже проектировалось как «носители оружия», и получило обозначение WC. В течение 1941 года на джипы поставили новые двигатели, доведя мощность до 92 л.с., и снова переработали кузова, в результате ряд «доджей» пополнился еще шестью моделями. Однако все они имели существенный недостаток – унаследованную от коммерческой (гражданской) модели более узкую колею передних колес и стандартные шины 750-16, что снижало проходимость. И лишь в 1942 году конструкция превратилась в легкий армейский полугрузовой автомобиль. По сравнению с предшественниками его сделали ниже и шире, колею передних и задних колес сделали одинаковой, грузоподъемность же увеличили до 750 кг. Кроме того, вместо применявшихся ранее стандартных дисков с узкими шинами установили специальные, разборные, под широкопрофильные шины размером 900-16. Лишь двигатель, сцепление и 4-ступенчатая коробка передач остались от предыдущей модели. В результате получился очень удачный полноприводный автомобиль. Предназначенный в первоначальном варианте для перевозки отделения пехотинцев или расчета орудия, он вскоре стал универсальным транспортным средством во всех родах войск, тем более наряду с базовой моделью вскоре появились командно-штабная, закрытая санитарная, разведывательная и ряд других модификаций. Считается, что Dodge WC-51 и есть прообраз нынешнего «Hummer».

Американская школа

В конструкции этих машин максимально использовались агрегаты и узлы грузовых автомобилей «Додж» серии WF (тоже поставлявшихся к нам по ленд-лизу). Например, двигатель, сцепление, коробка передач, рулевой механизм и в значительной степени тормозная система у этих автомобилей были одними и теми же. Раздаточная коробка, установленная отдельно от коробки передач и соединенная с ней короткий карданным валом, служила только для распределения крутящего момента на передний и задний ведущие мосты типа «банджо». Картеры мостов отливались из стали. Главные передачи - одноступенчатые, гипоидные полуоси полностью разгруженные. Привод к ступицам передних колес – с помощью шарниров равных угловых скоростей типа «Бендикс-Вейс». Рабочий тормоз оснащался гидроприводом и действовал на все колеса, а стояночный ленточный – на трансмиссию. Подвеска – на полуэллиптических рессорах с рычажным гидравлическими амортизаторами.

Кузов WC-51 получил простые и лаконичные формы. Фары и плоский радиатор были защищены решетками на случай столкновения с препятствиями. Под простыми Г-образными крыльями не скапливалась грязь. Мощный рельсоподобный бампер и два задних буфера позволяли выталкивать однотипные машины в случае их застревания. Для самовытаскивания могла быть установлена лебедка (модель WC-52). Рабочий объем рядного шестицилиндрового двигателя 3771 куб. см, мощность – 92 л.с. При длине 4486 мм и ширине 2120 мм снаряженная масса составляла 2315 кг. Нижнеклапанный мотор разгонял машину до максимальной скорости 86 км/ч., расход топлива 28,5 л/100 км.

Довольно простой по устройству, без хитроумных механизмов в трансмиссии, очень технологичный в производстве и ремонте, WC-51 был типичным представителем американ-ской конструкторской школы в области моделей повышенной проходимости. Для нее характерно было применять совершенные технологии в обработке деталей, избегать ненужного усложнения конструкции и унифицировать и стандартизировать основные агрегаты. Следует отметить также очень долговечные двигатели с тонкостенными вкладышами коленчатого вала.

На войне как на войне

Львиная доля машин нового поколения выпускалась в виде пикапов с «мягкой» брезентовой 2-местной кабиной и откидывающимся на капот ветровым стеклом. Большинство этих джипов по ленд-лизу попало в СССР, где к ним сразу же намертво приклеилось прозвище «Додж три четверти». Именно столько, согласно инструкции, можно было нагрузить в не слишком просторный кузов, где чуть ли не половину полезного пространства съедали колесные арки и рундуки (ящики для багажа). Крышками для последних служили откидные деревянные лавки. Правда, сплошь и рядом машину под завязку заваливали снарядными ящиками, с перегрузкой в два раза. Но «трехчетвертной» выдерживал и не такое.

Пришедшие из-за океана «Доджи» (в нескольких ящиках) собирали обычно ремонтной бригадой, загружали боеприпасами и сразу гнали на фронт. Над головой водителя - брезентовый тент, на месте левой дверцы – запасное колесо, в правом проеме – страховочный ремень. Печки в машине, понятное дело, не предусмотрено. Одна радость – стекла не потеют и не обмерзают в открытой всем ветрам кабине. Впрочем, что взять с армейской машины? Нет дверей и жесткой крыши над головой – зато удобно вести круговой огонь. Достаточно только откинуть на капот лобовое стекло. Работающий двигатель вместе с коробкой передач излучали такое тепло, что ногам вскоре становилось жарко.

Раздаточная коробка не имела понижающей передачи, а межколесные дифференциалы – блокировок. Но даже на раскисшей глине Dodge WC-51 шел как трактор ЧТЗ. 60-процентные подъемы для него – пустяк. Работали 250 н.м. крутящего момента, которые двигатель «выдавал» уже при 1200 об./мин.! Не зря в руководствах, изданных во время войны в СССР, эту машину называли тягачом. Действительно, высокие тягово-сцепные свойства автомобиля позволяли успешно применять его для буксировки 57-милиметровых противотанковых пушек, 76-милиметровых дивизионных орудий, а также минометов и легких зениток. По мере поступления «большие джипы» стали все шире использоваться во всех родах войск. На них ездили в разведку, сопровождали войсковые колонны и автомобили высших офицеров, а в их кузовах устанавливались радиостанции, зенитные пулеметы. Меньшее распространение получили санитарные машины WC-54. Они имели закрытый цельнометаллический кузов и перевозили четырех лежачих или семерых сидячих раненых.

Однотипные штабные автомобили носили индекс WC-55, в их салоне вместо носилок и мединструментов располагался стол для топографических карт и средства радиосвязи. Был и трехосный вариант Dodge WC – модель 62.

Водителям «Додж три четверти» полюбился за мощность, скорость, устойчивость даже на самых плохих дорогах, недаром один старый водитель рассказывал: «От «Доджа» по грунтовой дороге не могла уйти ни одна машина - ни «Эмка», ни «Опель», ни «Мерседес»! Широкая колея (1870 мм), относительно мягкая подвеска с гидроамортизаторами, большой клиренс, шины низкого давления с развитыми грунтозацепами (типа «граунд грин») давали явные преимущества перед любым другим автомобилем.

После Победы

Всего в 1942-1945 годах было выпущено свыше 246 тыс. машин Dodge WC, и много этих автомобилей продолжали оставаться на службе в армиях ряда стран. Машины принимали участие во многих локальных войнах и вооруженных конфликтах 50-60 годов, в том числе в боевых действиях в Корее и Индокитае.

В СССР же после войны часть выживших Dodge WC в соответствии с условиями ленд-лиза вернули союзникам, но некоторое их количество осталось в стране. Увы, эти машины часто оказывались не у дел. Как грузовики они были неудобны по причине слишком короткой базы, маленького кузова и отсутствия кабины, поэтому «Доджи» исчезли с наших дорог быстрее других ленд-лизовских машин.

Однако после войны создание армейских автомобилей, близких к «Доджу WC», развернулось во многих странах – столь убедительными оказались его качества. В СССР аналог «Доджа 3/4» был построен в 1956 году на Горьковском автозаводе – ГАЗ-62. Автомобиль получился удачным, но в серию не пошел по производственным соображениям. Сейчас «Доджей 3/4» в нашей стране сохранилось буквально несколько единиц.

Джип-«тяжеловес» очень помог на войне. Мощный, надежный, неприхотливый, он был настоящим автомобилем – солдатом, сегодня почему-то незаслуженно забытым.

Источник: http://avtotrans-m.ru
Категория: Автоновости | Добавил: Ржавый 18.08.2018
Просмотров: 243 | Теги: машины, коробка, автомобили, кузов, мощность, Dodge, война, двигатель, СССР, джип | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Свежие публикации:

Аварийное открытие авто (0)
Тракторные гусеницы Т170: техническое описание и преимущества (0)
Mitkä ovat tarkoitukset, joita varten pikavippi 60 päivää (0)
Контейнерные мусоровозы (0)
Преимущества покупки автовышек на базе автомобилей КАМАЗ с использованием навесного оборудования из Южной Кореи (0)
Играйте и наслаждайтесь в онлайн казино igrovie-automati.com (0)
Чтобы купить качественные автокраски, по выгодной цене вам необходимо посетить наш магазин (0)
Какая компания осуществляет эффективный автоподбор в Киеве (0)
Мы поможем вам купить лучшее авто из Грузии по очень низкой цене (0)
Преимущества покупки автовышки до 40 метров HANSIN HS4070 от корейского производителя (0)
Популярные модели городских автомобилей (0)
О чем нужно помнить при ремонте машины? (0)
Почему летняя резина "шумит" больше зимней? (0)
Porsche Panamera 2014 (0)
Подробная информация о гибридной Honda Accord (0)
Range Rover Sport 2014 года (0)
Плата за парковку вчера и сегодня (0)
Переработка покрышек методом пиролиза (0)
Новая 9-скоростная коробка передач от ZF (0)
Почему лада гранта — популярная машина? (0)
 

Популярные темы
ГИБДДшник решил взять водителя на испуг (Видео)
ГИБДДшник решил взять на испуг (Видеорегистратор)

Преимущества покупки автовышек на базе автомобилей КАМАЗ с использованием навесного оборудования из Южной Кореи
Преимущества покупки автовышек на базе автомобилей КАМАЗ с использованием навесного оборудования из Южной Кореи

Играйте и наслаждайтесь в онлайн казино igrovie-automati.com
Играйте и наслаждайтесь в онлайн казино igrovie-automati.com

Мы поможем вам купить лучшее авто из Грузии по очень низкой цене
Мы поможем вам купить лучшее авто из Грузии по очень низкой цене

Реклама
Поиск
Марки автомобилей
  • Acura
  • Chery
  • Daewoo
  • Isuzu
  • Great Wall
  • Hyundai
  • Jeep
  • Mercedes-Benz
  • Mini
  • Mitsuoka
  • Seat
  • Smart
  • SsangYong
  • Toyota
  • Ауди
  • БМВ
  • Вольво
  • ГАЗ
  • Дайхатсу
  • Додж
  • Инфинити
  • Кадилак
  • Киа
  • Крайслер
  • Лада
  • Лексус
  • Ленд Ровер
  • Мазда
  • Мицубиси
  • Ниссан
  • Опель
  • Пежо
  • Порше
  • Рено
  • Ситроен
  • Субару
  • Сузуки
  • УАЗ
  • Фиат
  • Фольксваген
  • Форд
  • Хонда
  • Шевроле
  • Шкода
  • Copyright Ржавый © 2018
    Хостинг от uCoz