Совсем другои джип
Авторская рубрика Александра ЯШКЕВИЧА
Завтра весь мир празднует победу во Второй мировой войне. Сегодня хотелось бы напомнить о незаслуженно забытом солдате - автомобиле, стоявшем на вооружении нескольких стран, воевавших с Германией
«Студеры», «Виллисы» и другие
Первые месяцы войны сопровождались для нас большими потерями техники, в том числе автомобильной. А фронт требовал тысячи и тысячи машин. За годы войны наши заводы выпустили 205 тысяч автомобилей, из которых 150,4 тысячи поступили в Армию. Мало, очень мало!
Но положение стало улучшаться с лета 1942 года. В конце 1941 года начались поставки по ленд-лизу из США. В нашу страну пошел нескончаемый вал грузов, от одежды и медикаментов до танков и самолетов и, конечно, автомобилей. Машины к нам поступали 50-ти моделей – американских, канадских и английских фирм. Больше всего в Советский Союз попало американских грузовиков Studebaker US6 - около 152 тыс. экземпляров. Командирских автомобилей Willys MB и Ford GPW получили тоже немало – 44 тысячи. Общее же количество поставленных в СССР по ленд-лизу автомобилей составило 401 тыс. штук, не считая запчастей, которых бы хватило для сборки не одной тысячи машин.
Но если «Студеры» и «Виллисы» часто мелькают в хронике и кинофильмах, становятся героями мемуаров и рассказов фронтовиков, то Dodge WC-51 почти всегда оставался в тени своих более «раскрученных» братьев по оружию. Хотя этот автомобиль являлся одним из самых известных и распространенных автомобилей тех лет, созданных специально для военных целей.
«Хаммер» из сороковых
Американцы именовали его BeeP, то есть Big Jeep (Большой джип), наши окрестили его «Додж три четверти» - по аналогии с трехтонками и полуторками, так как его первичная грузоподъемность 3/4 тонны (750 кг). Официально же он назывался Dodge WC-51 (WC – Weapon Carrier – носитель оружия). Так обозначался класс легких полноприводных грузовиков, приспособленных для установки на них пулеметов или малокалиберных пушек, перевозки амуниции или расчета.
Конечно, появился WC-51 не вдруг. Еще в 1939 году компания Dodge начала выпускать для армии полноприводные автомобили грузоподъемностью полтонны. В это семейство, получившее наименование VC, входили пикап, 7-местный пассажирский фургон и открытая командирская машина. Объем двигателя составлял 3,3 л, мощность 75 л.с.
К тому времени конструкторы фирмы накопили значительный опыт в области проектирования полноприводных машин. Так, в 1934 году был создан групповой «Додж» формулы 4х4, на котором впервые в истории применили отключаемый через раздаточную коробку привод переднего моста. Военных автомобилей серии VC было изготовлено сравнительно немного – всего 4600 штук. Годом позже провели их модернизацию – упростили кузов, установили более мощный двигатель. Это семейство уже проектировалось как «носители оружия», и получило обозначение WC. В течение 1941 года на джипы поставили новые двигатели, доведя мощность до 92 л.с., и снова переработали кузова, в результате ряд «доджей» пополнился еще шестью моделями. Однако все они имели существенный недостаток – унаследованную от коммерческой (гражданской) модели более узкую колею передних колес и стандартные шины 750-16, что снижало проходимость. И лишь в 1942 году конструкция превратилась в легкий армейский полугрузовой автомобиль. По сравнению с предшественниками его сделали ниже и шире, колею передних и задних колес сделали одинаковой, грузоподъемность же увеличили до 750 кг. Кроме того, вместо применявшихся ранее стандартных дисков с узкими шинами установили специальные, разборные, под широкопрофильные шины размером 900-16. Лишь двигатель, сцепление и 4-ступенчатая коробка передач остались от предыдущей модели. В результате получился очень удачный полноприводный автомобиль. Предназначенный в первоначальном варианте для перевозки отделения пехотинцев или расчета орудия, он вскоре стал универсальным транспортным средством во всех родах войск, тем более наряду с базовой моделью вскоре появились командно-штабная, закрытая санитарная, разведывательная и ряд других модификаций. Считается, что Dodge WC-51 и есть прообраз нынешнего «Hummer».
Американская школа
В конструкции этих машин максимально использовались агрегаты и узлы грузовых автомобилей «Додж» серии WF (тоже поставлявшихся к нам по ленд-лизу). Например, двигатель, сцепление, коробка передач, рулевой механизм и в значительной степени тормозная система у этих автомобилей были одними и теми же. Раздаточная коробка, установленная отдельно от коробки передач и соединенная с ней короткий карданным валом, служила только для распределения крутящего момента на передний и задний ведущие мосты типа «банджо». Картеры мостов отливались из стали. Главные передачи - одноступенчатые, гипоидные полуоси полностью разгруженные. Привод к ступицам передних колес – с помощью шарниров равных угловых скоростей типа «Бендикс-Вейс». Рабочий тормоз оснащался гидроприводом и действовал на все колеса, а стояночный ленточный – на трансмиссию. Подвеска – на полуэллиптических рессорах с рычажным гидравлическими амортизаторами.
Кузов WC-51 получил простые и лаконичные формы. Фары и плоский радиатор были защищены решетками на случай столкновения с препятствиями. Под простыми Г-образными крыльями не скапливалась грязь. Мощный рельсоподобный бампер и два задних буфера позволяли выталкивать однотипные машины в случае их застревания. Для самовытаскивания могла быть установлена лебедка (модель WC-52). Рабочий объем рядного шестицилиндрового двигателя 3771 куб. см, мощность – 92 л.с. При длине 4486 мм и ширине 2120 мм снаряженная масса составляла 2315 кг. Нижнеклапанный мотор разгонял машину до максимальной скорости 86 км/ч., расход топлива 28,5 л/100 км.
Довольно простой по устройству, без хитроумных механизмов в трансмиссии, очень технологичный в производстве и ремонте, WC-51 был типичным представителем американ-ской конструкторской школы в области моделей повышенной проходимости. Для нее характерно было применять совершенные технологии в обработке деталей, избегать ненужного усложнения конструкции и унифицировать и стандартизировать основные агрегаты. Следует отметить также очень долговечные двигатели с тонкостенными вкладышами коленчатого вала.
На войне как на войне
Львиная доля машин нового поколения выпускалась в виде пикапов с «мягкой» брезентовой 2-местной кабиной и откидывающимся на капот ветровым стеклом. Большинство этих джипов по ленд-лизу попало в СССР, где к ним сразу же намертво приклеилось прозвище «Додж три четверти». Именно столько, согласно инструкции, можно было нагрузить в не слишком просторный кузов, где чуть ли не половину полезного пространства съедали колесные арки и рундуки (ящики для багажа). Крышками для последних служили откидные деревянные лавки. Правда, сплошь и рядом машину под завязку заваливали снарядными ящиками, с перегрузкой в два раза. Но «трехчетвертной» выдерживал и не такое.
Пришедшие из-за океана «Доджи» (в нескольких ящиках) собирали обычно ремонтной бригадой, загружали боеприпасами и сразу гнали на фронт. Над головой водителя - брезентовый тент, на месте левой дверцы – запасное колесо, в правом проеме – страховочный ремень. Печки в машине, понятное дело, не предусмотрено. Одна радость – стекла не потеют и не обмерзают в открытой всем ветрам кабине. Впрочем, что взять с армейской машины? Нет дверей и жесткой крыши над головой – зато удобно вести круговой огонь. Достаточно только откинуть на капот лобовое стекло. Работающий двигатель вместе с коробкой передач излучали такое тепло, что ногам вскоре становилось жарко.
Раздаточная коробка не имела понижающей передачи, а межколесные дифференциалы – блокировок. Но даже на раскисшей глине Dodge WC-51 шел как трактор ЧТЗ. 60-процентные подъемы для него – пустяк. Работали 250 н.м. крутящего момента, которые двигатель «выдавал» уже при 1200 об./мин.! Не зря в руководствах, изданных во время войны в СССР, эту машину называли тягачом. Действительно, высокие тягово-сцепные свойства автомобиля позволяли успешно применять его для буксировки 57-милиметровых противотанковых пушек, 76-милиметровых дивизионных орудий, а также минометов и легких зениток. По мере поступления «большие джипы» стали все шире использоваться во всех родах войск. На них ездили в разведку, сопровождали войсковые колонны и автомобили высших офицеров, а в их кузовах устанавливались радиостанции, зенитные пулеметы. Меньшее распространение получили санитарные машины WC-54. Они имели закрытый цельнометаллический кузов и перевозили четырех лежачих или семерых сидячих раненых.
Однотипные штабные автомобили носили индекс WC-55, в их салоне вместо носилок и мединструментов располагался стол для топографических карт и средства радиосвязи. Был и трехосный вариант Dodge WC – модель 62.
Водителям «Додж три четверти» полюбился за мощность, скорость, устойчивость даже на самых плохих дорогах, недаром один старый водитель рассказывал: «От «Доджа» по грунтовой дороге не могла уйти ни одна машина - ни «Эмка», ни «Опель», ни «Мерседес»! Широкая колея (1870 мм), относительно мягкая подвеска с гидроамортизаторами, большой клиренс, шины низкого давления с развитыми грунтозацепами (типа «граунд грин») давали явные преимущества перед любым другим автомобилем.
После Победы
Всего в 1942-1945 годах было выпущено свыше 246 тыс. машин Dodge WC, и много этих автомобилей продолжали оставаться на службе в армиях ряда стран. Машины принимали участие во многих локальных войнах и вооруженных конфликтах 50-60 годов, в том числе в боевых действиях в Корее и Индокитае.
В СССР же после войны часть выживших Dodge WC в соответствии с условиями ленд-лиза вернули союзникам, но некоторое их количество осталось в стране. Увы, эти машины часто оказывались не у дел. Как грузовики они были неудобны по причине слишком короткой базы, маленького кузова и отсутствия кабины, поэтому «Доджи» исчезли с наших дорог быстрее других ленд-лизовских машин.
Однако после войны создание армейских автомобилей, близких к «Доджу WC», развернулось во многих странах – столь убедительными оказались его качества. В СССР аналог «Доджа 3/4» был построен в 1956 году на Горьковском автозаводе – ГАЗ-62. Автомобиль получился удачным, но в серию не пошел по производственным соображениям. Сейчас «Доджей 3/4» в нашей стране сохранилось буквально несколько единиц.
Джип-«тяжеловес» очень помог на войне. Мощный, надежный, неприхотливый, он был настоящим автомобилем – солдатом, сегодня почему-то незаслуженно забытым.
Источник: http://avtotrans-m.ru
|