В Омске восстанавливают уникальное авто!
Opel и «Москвич» – близнецы-братья?
Отыскать уникальный автомобиль президенту клуба автомотостарины Сергею Капитанову посчастливилось в Омске на улице Нейбута. Причем, сначала предполагалось, что клуб пополнится послевоенным «Москвичом-401», однако при ближайшем рассмотрении груда металла оказалась раритетным «Опелем».
Действительно, спутать довоенную модель «Опеля» и «Москвич-401» не составит труда: они очень похожи. Когда советские войска вошли в Берлин, в зону их оккупации попал автомобильный завод. Все оборудование было вывезено в Россию, где началось серийное производство точно таких же машин, но под маркой «Москвич».
Кстати, бытует байка о том, почему советский автомобиль стал четырехдверным. Однажды Сталин отправился по делам и сел в «Москвич» на переднее сиденье, а его помощники – назад. Неожиданно вождю потребовались какие-то бумаги или захотелось воды (история умалчивает подробности). Короче говоря, чтобы исполнить желание «отца народов», чиновникам требовалось пробираться через переднее сидение и тревожить вождя. Сталину, разумеется, это не понравилось, и он произнес фразу примерно следующего содержания: «Советские люди не должны лазать через сиденья! Сделать каждому по отдельной двери!» С тех самых пор в производство были запущены четырехдверные «Москвичи».
И от немцев ушел, и от русских ушел
История машины, попавшей в руки Сергея, уникальна. Во время Великой Отечественной войны советский разведчик захватил в плен немецкого майора абвера, причем вместе с «Опелем». Машину отважный солдат получил в подарок.
По окончании войны фронтовик решил вернуться на «Опеле» в Россию, при этом по дороге домой чуть было не распрощался с жизнью. А все потому, что на капоте и дверцах трофея была нарисована свастика. Не желая расставаться ни с машиной, ни с собственной жизнью, предприимчивый вояка закрасил свастику и спокойно продолжил свой путь в Сибирь. На учет в Омскую ГАИ автомобиль был поставлен в 1949 году.
«Родной» цвет раритетного «Опеля» – черный. Через несколько лет эксплуатации омич решил обновить транспортное средство и собственноручно покрасил его кисточкой (!) в зеленый цвет.
Конечно, немецкий автомобиль не был готов к колдобинам частного сектора Омска, где ему пришлось оказаться через 12 лет после «рождения». А потому спустя некоторое время он пришел в негодность и оказался никому не нужным. Тем не менее, помня о прошлом, фронтовик не сдавал «Опель» в металлолом. После смерти старика его племянники решили избавиться от ненужной груды железа. Сергей Капитанов узнал об этом совершенно случайно. Это было год назад. Знакомые заметили «полуживой» раритет и сообщили о нем Сергею.
Хозяева «рухляди» даже не могли себе представить, что кого-то может заинтересовать ржавый остов машины. А получив определенную сумму, на радостях предложили «обмыть» покупку.
Теперь Opel Olympia вновь похож на автомобиль. Ребятам из ретроклуба пришлось основательно потрудиться: кузов машины полностью переварен и выкрашен в белый цвет, под капотом установлен двигатель – прототип «опелевского», а также заменен сгнивший 40-литровый бензобак. Эта машина – стилизация под автомобили тридцатых. На ее капоте – эмблема DKW, уцелевшая от автомобиля 1938 года. Ее Сергею привезли из Германии. Приборная доска «Олимпии» выполнена «под дерево».
Несмотря на то, что работы еще много, уже сегодня готовы сиденья из искусственной кожи, которые президент ретроклуба сшил собственноручно. А вот верхней части кабриолет пока не имеет. Она будет сделана из прорезиненного брезента, и время для ее изготовления еще есть.
Особой гордостью Сергей считает то, что сохранились «родные» детали «Олимпии» – руль, педали и ручник. Кроме этого, до сих пор в хорошем состоянии остаются стеклоподъемники. Все это помогает ощутить ту необыкновенную ауру машины довоенных лет.
По прогнозам Сергея Капитанова, «реанимированный» автомобиль будет пользоваться невероятным успехом у омских молодоженов, особенно если учесть, что он – единственный ретро-кабриолет в нашем городе. «От невест отбоя не будет», – смеется он.
Но как бы то ни было, уже к 9 Мая Opel Olympia обретет вторую жизнь и вместе с другими ретромобилями примет участие в традиционном торжественном параде.
Что им снег, что им зной?
По словам Сергея Капитанова, раритетные машины работают, не щадя двигателей и карбюраторов своих. Известно, например, что «Додж» 1939 года частенько обслуживает всевозможные торжества и свадьбы. Машина едет трудиться, несмотря на стужу и метель. А ведь таких моделей, пришедших из США в СССР по ленд-лизу во время войны, осталось всего две: одна – в Омске, другая – в Прибалтике. Но обрусевшие ретромобили прошли серьезную подготовку к жизни в Сибири, поэтому и заводятся они практически с пол-оборота.
Любая из современных машин года через три-четыре теряет треть или почти половину стоимости. Раритетные же автомобили с каждым годом становятся все дороже. Так что владельцам таких авто удается умело сочетать серьезный бизнес и высокое искусство.
Досье
Машина, обреченная на успех
Ровно 70 лет назад на рынок вышел первый немецкий серийный автомобиль Opel Olympia с несущим цельнометаллическим кузовом
От предшественников машина отличалась небольшим весом, а, следовательно, и лучшими скоростными характеристиками.
У этой модели впервые отсутствовала рама как таковая. Кузов был несущим и в качестве элементов имел передние головные фары.
Название «Олимпия» было дано в честь Берлинской олимпиады 1936 года, поэтому на эмблеме радиатора изображена знаменитая скульптура «Дискобол». Вокруг Олимпийских Игр в конце тридцатых развернулась необычайная пропагандистская шумиха. В из преддверии автомобиль с таким названием был обречен на успех.
Дебютировала Olympia на Берлинской международной автомобильной выставке в феврале 1935 года. Конструкторы подготовили специальную машину, у которой наружные панели были выполнены из оргстекла – чтобы публика могла разглядеть силовую конструкцию кузова.
Opel Olympia оказался на 10% быстрее и экономичнее предшественников - он развивал до 100 км/ч и расходовал 8,8 литра топлива на 100 км.
В передней подвеске пружина и телескопический амортизатор были объединены в один узел – почти как в современных стойках MacPherson. Разница состояла в том, что упругий элемент располагался практически горизонтально, и усилие на него передавалось от колеса через короткий продольный рычаг. Недостатком подвески являлись короткий ход, возможность «гуляния» колеса в поперечной плоскости и низкая надежность. Тем не менее Oреl использовал Dubonnet (тип подвески) на всех своих предвоенных моделях. Задняя подвеска: цельная ось (Банджо) на двух продольных полуэллиптических рессорах. Ножной тормоз – колодочный, с гидравлическим приводом на все колеса.
Сначала это был двухдверный седан классической компоновки с четырехцилиндровым рядным двигателем 1,3 л. с., а чуть позже появился кабриолет. Именно такой автомобиль и повезло купить президенту клуба автомотостарины Сергею Капитанову.
Технические характеристики Opel Olympia
Двигатель 24 л.с., 3500 об./мин., 4 цилиндра,
четырехтактный, нижнеклапанный SV, 1279 см3
Длина 3930 мм
Ширина 1430 мм
Высота 1540 мм
Сцепление однодисковое, сухое, с пружинным демпфером
Макс. скорость 100 км/ч
В тему
«Варшава», «Запорожец»... а следующий?
Буквально на днях омский ретро-клуб приобрел еще два уникальных автомобиля – польскую «Варшаву» и классический «горбатый» ЗАЗ-965 1967 года выпуска
«Полячку» удалось «перехватить» у таких же увлеченных людей из Новосибирска. Омичи оказались предприимчивей и, прочитав объявление о продаже автомобиля, сумели опередить «коллег» из соседнего города. Оформить покупку удалось раньше, чем появились конкуренты. Так что восстанавливать автомобиль 50-х годов будут в Омске. Эта будет первая раритетная машина из Восточной Европы.
А вот восстановленных «Запорожцев-горбунов» теперь в Омске будет два. Конечно, пока рано говорить о том, когда машины предстанут на всеобщее обозрение – для начала их необходимо всесторонне исследовать. Главное, что теперь в коллекции ом-
ских ретромобилей появились еще два раритета.
Галина Балашенко
Источник: http://avtotrans-m.ru
|