Ремень: менять, так менять!
Дикая собака Динго
На днях ко мне позвонил старинный приятель, посетовал, что на его автомобиле появились странные звуки. Подъезжай - послушаем. Через некоторое время "Дикая собака", так на сленге называют "Мираж-Динго", стояла у меня в гараже. Ключ на старт - и впечатление, что под капотом Соловей-Разбойник свистит изо всех сил! Открываю капот и вижу зияющую пустоту под двигателем, защита отсутствует. Смотрим снизу. Конструктивные особенности ДВС автомобиля "Мираж-Динго" таковы, что шкивы ременной передачи находятся примерно в 20 см от дороги и, как говорил герой известного произведения, при "наличии отсутствия" защиты автомобиль превращается в большой пылесос. Пыль и грязь сделали свое дело, ремни требуют замены. Это диагноз, а лечение следующее: промывка и набивка новой смазкой подшипников, замена ремней, установка защиты. Поскольку защита утеряна, сразу заказываем ее изготовление у специалистов, а все остальное продается в автомагазинах и имеется в наличии на авторизированных сервисах, где, кстати, проведут эти работы с гарантией.
Проблем с ремнем можно было бы избежать, если бы хозяин машины сразу заменил защиту двигателя. Все дело в легкомысленном отношении к этой части двигателя, а ведь ремни - дело очень серьезное.Ремни, как они есть
Ременная передача, пожалуй, один из самых распространенных способов передачи вращения, к тому же самый древний. Ременные передачи в процессе развития техники совершенствовались, плоский ремень с прялок, точильных и токарных станков эволюционировал в клиновые, поликлиновые, зубчатые ремни.
Простейшая ременная передача состоит из двух вращающихся на валах шкивов, соединенных ремнем. Один шкив - ведущий, к нему приложен крутящий момент от внешнего источника, а другой - ведомый.
Ремень охватывает внешние стороны шкивов и благодаря трению в местах соприкосновения с их поверхностью передает вращение от ведущего шкива - к ведомому. Часть ремня, движущаяся к ведущему шкиву, натянута туже той части, что движется к ведомому шкиву. Разность этих натяжений и представляет собой эффективное тяговое усилие устройства, определяющего коэффициент тяги ременной передачи.
Ременные передачи обладают неоспоримыми достоинствами. Это чрезвычайная простота конструкции, бесшумность в работе, способность выдерживать перегрузки, сглаживать рывки и толчки. А также компактность и возможность от ведущего шкива одновременно приводить в действие посредством ремня такие навесные устройства, как помпа, генератор, компрессор кондиционера, насос гидроусилителя руля.
Но наряду с достоинствами существуют и недостатки. Одним из них является относительно невысокий срок службы, хотя чаще всего это происходит от неправильной регулировки натяжения ремня. Недостаточное натяжение приводит к проскальзыванию ремня и как следствие этого - преждевременный износ ремня и работа не вполную мощность приводимых им в действие механизмов и агрегатов. Высокое натяжение ремня создает значительные дополнительные нагрузки на валы и подшипники со всеми вытекающими последствиями. Для механизмов, не требующих точного соответствия скоростей вращения ведущего и ведомого валов, используют клиновые или поликлиновые ремни.Клиновые
Имеют поперечное сечение в виде трапеции. Они передают усилие через боковые поверхности. Для изготовления ремней применяют специальные маслобензостойкие шарики резины. В компактных ременных передачах используются шкивы небольших диаметров и клиновые зубчатые ремни. Все клиновые ремни плохо переносят "обратный перегиб", при котором растягиваются внутренние слои. При передаче значительных усилий на навесные агрегаты используются сдвижные параллельные шкивы с двумя одинаковыми ремнями, например, на двигателях "Волги", "УАЗа". При помощи клинового ремня приводится, как правило, 1-2 агрегата, для большого количества приходится делать несколько ременных передач, поскольку один слишком длинный клиновый ремень не может передать большие усилия, гибкость его ограничена, да и обеспечить соответствующее натяжение проблематично. Эту задачу с успехом решают поликлиновые ремни.
Поликлиновые
Эти ремни используют для передачи больших усилий. Они представляют собой несколько соединенных клиновых ремней с малой высотой профиля, благодаря чему значительно повышается гибкость ремня, как при "прямом" так и при "обратном" изгибе. Широкий, но относительно тонкий, ремень способен воспринимать высокие продольные нагрузки. Благодаря гибкости и прочности один поликлиновый ремень может приводить во вращение все навесные агрегаты! Зубчатые
Для привода механизмов, в которых необходимо сохранять строго заданное взаимное расположение валов, используют зубчатые ремни. Передача усилия в них осуществляется через зацепление поперечно расположенных зубьев ремня и шкива. Эти ремни применяют вместо цепных и зубчатых передач. За способность поддерживать заданное взаимное расположение валов агрегатов и механизмов их называют синхронными. В автомобиле это механизм газораспределения (ГРМ). Зубчатые ремни обладают всеми качествами ременных передач, за исключением одного - они не способны компенсировать рывки! Но есть еще один плюс - зубчатые ремни требуют меньшего предварительного натяжения, чем клиновые, а значит, меньше нагружают валы и подшипники.
Зубчатые ремни в процессе эксплуатации практически не растягиваются, не вибрируют, не требуют смазки.Мои советы
При эксплуатации автомобиля регулярно проверяйте натяжение ремней и их состояние. Визуально осматривайте ремни: на них не должно быть трещин или "замасленной" поверхности.
Проверяем натяжение ремня, нажав пальцем на свободную ветвь с усилием 5-10 кг. Ремень должен прогнуться примерно на 10 мм. Особое внимание ремню ГРМ. На его внутренней поверхности не должно быть следов износа, складок, порезов, трещин, отслоений, на внешней - выпуклостей и углублений. На боковых поверхностях не должно быть "бахромы". Ремень ГРМ служит около 50-60 тыс. км пробега. В инструкции по эксплуатации автомобиля сказано, когда ремень необходимо заменить. Для любителей сэкономить добавлю, меняйте, даже если внешних признаков износа не наблюдается! Ведь обрыв ремня ГРМ может привести к "дружеской встрече" поршней и клапанов. А это серьезный ремонт ДВС и значительный ущерб для вашего кошелька.
На срок службы ременной передачи большое влияние оказывают взаимное расположение "ручьев" шкивов (они должны быть в одной плоскости) и состояние их рабочих поверхностей. Снимая и устанавливая навесные агрегаты, проверьте правильность установки шкивов. При покупке нового ремня проверьте его размеры. Они приведены в инструкции по эксплуатации автомобиля и есть в каталогах фирм-производителей. Особенно важно правильно подобрать ремень ГРМ по таким параметрам: ширина ремня, шаг, профиль, количество зубьев.
Эти данные обычно указаны на упаковке и внешней маркировке поверхности ремня.Леонид Землянов
Источник: http://avtotrans-m.ru
|