ИСТОРИЯ В ДЕТАЛЯХ
Свободный ход
Начало прошлого века ознаменовалось целым каскадом новых и необычных изобретательских решений, касающихся трансмиссии автомобиля. Одних только конструкций сцепления насчитывалось с десяток – прямые и обратные конусы, всевозможные центробежные механизмы, спирали, даже в виде планетарного шестеренчатого механизма...
От простого к сложному
Мудрствования наших прадедушек над разнообразными видами сцепления покажутся сегодня по меньшей мере странными. Отцы автомобиля без устали экспериментировали, двигаясь от простого к сложному... и вновь к простому. Но если современный автомобилист прекрасно знает назначение сцепления в своей машине, то такую экзотику, как свободный ход, вернее, механизм свободного хода в автомобиле, знают немногие.
А ведь в 30-е годы прошлого века увлечение механизмами свободного хода вылилось в их повсеместное применение. Например,
в 1934 году из 61 модели автомобилей, выпускаемых в США, 29 моделей, то есть 48%, имели свободный ход. Из наиболее известных американских автомобилей, снабженных механизмом свободного хода, можно назвать следующие: «Обэрн», «Шевроле», «Крайслер», «Додж», «Дюренберг», «Франклин», «Линкольн», «Нэш», «Пирс-Эррод», «Плимут», «Студебеккер» и др.
Велосипедное изобретение
Идея этого механизма взята была, по-видимому, по аналогии с простым велосипедом. Если велосипедист разогнал свою машину и хочет проехать некоторое расстояние по инерции, ему достаточно прекратить вращение педалей. За счет втулки свободного хода, имеющейся в заднем колесе, последнее будет автоматически отсоединено от передачи, и колеса смогут вращаться при неподвижных педалях. У автомобиля решили сделать так же: поставить механизм, подобный велосипедной втулке свободного хода, автоматически разъединяющий ведущие колеса и двигатель при сброшенном газе. Тормозящий эффект двигателя при этом будет исключен, и машина будет двигаться со значительным свободным пробегом. Двигатель большую часть времени
при этом работает на холостом ходу, расход топлива снижается, работа происходит более бесшум-
но, и износ двигателя уменьшается.
Так считалось. В качестве механизма свободного хода чаще всего применялась система цилинд-
рических роликов, заклинивающихся между двумя поверхностями (как, например, на современном стартере). Свободный ход устанавливался до коробки передач, внутри коробки или за коробкой. Наличие свободного хода, разъединявшего вал коробки и карданный вал, позволяло производить переключение передач без выключения сцепления: с этой целью было достаточно сбросить газ, после чего можно переключать передачи.
Александр ЯШКЕВИЧ
Источник: http://avtotrans-m.ru
|