Английский miniмалист
«Пузыри» на конвейер
Искать параллели придется долго, поэтому сначала – небольшой экскурс в историю. В 1956 году национализация канала привела к локальному конфликту, из-за чего поставки нефти в Англию стали катастрофично мизерными. Вот и пришлось Великобритании затянуть пояса: начался настоящий топливный голод и вскоре на бензин ввели карточки.
Но отказываться от прогресса в планы англичан не входило, поэтому наверху решили производить малолитражки. В то время такие машины делали только в Германии, их еще называли «пузырями» (bubble cars). Оценив ситуацию в стране, руководитель British Motor Corporation Леонард Лорд постановил создать отечественный достойный микролитражный автомобиль с габаритами не больше 3х1,2х1,2 м. При этом длина пассажирского отсека должна быть не менее 1,8 м, ну и цена, понятное дело, должна быть самая что ни на есть демократичная. В качестве агрегата предполагалось ставить 4-цилиндровый двигатель от Austin A35.
Кто такой Austin?
Austin – это прародитель нынешнего MINI. В конце 40-х годов некто Джон Купер основал компанию имени самого себя – Cooper Car Company, в которой производились компактные гоночные машины. И когда Леонард Лорд предложил создать микролитражку, за воплощение проекта взялся английский дизайнер греческого происхождения Алек Иссигонис. Автомобиль получился поистине революционным. Он предложил оснастить машину передним приводом, а двигатель установил поперечно (позже такое размещение стало классическим). Радиатор сдвинули набок, чтобы сэкономить на длине, рессоры заменили на конические резиновые блоки. Трансмиссия располагалась в картере мотора. Чтобы снизить стоимость, сварные швы сделали внешними, а дверные петли – открытыми. Маленькие 10-дюймовые колеса упростили конструкцию арок. Получился суперэкономичный автомобиль – с минимумом деталей и простой сборки, что стало визитной карточкой MINI.
В автомобиль помещались четверо взрослых людей, оставалось и место для багажа. Возможно, сейчас такие показатели вызовут лишь смех, но двигатель развивал 34 л. с., и, нужно сказать, англичане были весьма довольны динамикой новинки.
Прототип был готов к 1957 году, но продажи начались лишь спустя два года. Свое детище в Cooper Car Company назвали Austin 7 и Morris Mini Minor. Британцы по достоинству оценили старания родного автопроизводителя, и вскоре машину стали выпускать во многих модификациях: фургоны, универсалы, пикапы с багажным отсеком на 250 кг. Да что там фургоны – хотели даже армейский джип скроить, но проект оказался нежизнеспособным (ни полного привода, ни достойного размера колес). Зато пляжный автомобиль из него получился знатный.
Тем не менее эта популярность была местечковой, а вот культовым MINI стал чуть позже – когда пришло его время показать себя в спорте.
Рождение легенды
Именно так, в преддверии автоспортивных побед, появился MINI Cooper. Потенциал «малыша» разглядел уже не сам Джон Купер, а его сын Майкл, который пошел по стопам отца. Первый экземпляр создали в 1961 году, и мощность его мотора выросла до 55 л. с., вдобавок он получил новую КПП и дисковые тормоза на передних колесах. Через некоторое время выпустили несколько вариантов Cooper S, ставших гоночными прототипами. С 1964 по 1967 год MINI Cooper S выиграл ралли в Монте-Карло, причем четыре раза подряд. Не совпадение и не случайность – «у этого MINI явно спортивный дух». Правда, в 1966 году победу все-таки у Cooper отобрали, сначала дали, а потом отняли. Машину дисквалифицировали за неправильную форму фар, но тут и зайцу понятно: подковерная игра.
Но у интриганов не получилось главного – отобрать у MINI Cooper популярность. Этот автомобиль стал «лицом» эпохи, на нем ездили коронованные особы и даже легендарная Beatles. Продажи взлетели до небес, производство налажено в Чили и Уругвае. А цифры поражают воображение: до 1967 года было выпущено 1190 тысяч MINI. Вскоре на смену первому поколению пришла рестайлинговая версия Mk II.
В 1969 году в Лондоне запустили метро – значимое событие для британской столицы и повод для расстройства у автопроизводителей. В этом же году увидел свет MINI Clubman, и его появление поддержало уровень продаж. Несмотря на невероятный успех, владельца бренда MINI лихорадило. Сначала компания решилась на ребрендинг, потом на преобразование, поглотив многие английские автопредприятия. Но это не пошло ей на пользу. Пришлось вновь изменить имя на Austin-Rover Group, а несколько позже – на Rover Group. Rover пытался удержаться на плаву с помощью Mini, для чего создал около 40 моделей этого авто, но по-настоящему успешной стала только одна. И она не смогла спасти «родителей» от печальной участи.
В 1988 году Rover Group стал частью компании British Aerospace, но и космические технологии не вдохнули жизнь в MINI. Через шесть лет MINI в составе автоконцерна был продан компании BMW, под чьим крылом находится и по сей день.
MINI на взлетной полосе
Работы по реконструированию удачливого «малыша» велись еще с 1990 года. Так, инженеры разработали новый двигатель мощностью 63 л. с., новый радиатор, систему впрыска топлива. В немецкой компании полностью переделали автомобиль, и то, что было представлено в 2001 году, было чем-то совершенно новым и даже, пожалуй, незнакомым. MINI перестал быть автомобилем для среднего класса. Машина стала стильной и фешенебельной, прекрасно сочетающей в своем облике веяния моды и ретромотивы.
Авто получило новые 15-17-дюймовые диски, самые современные системы безопасности, подушки и высококачественную отделку. Баварцы расширили модельный ряд: это и базовая One, и спортивная версия Cooper, так называемая «заряженная» Cooper S с наддувом, кабриолет. Кроме того, для MINI разработали массу тюнинг-пакетов.
С 2006 года Mini подарили новый 1,6-литровый мотор, а в марте в Женеве кроссовер Countryman. Инженеры оснастили новинку тремя бензиновыми и двумя дизельными двигателями мощностью от 90 до 184 л. с., в паре с шестиступенчатой МКПП. Также кроссовер в «базе» получил систему рекуперации энергии при торможении и систему автоматической остановки и запуска двигателя.
Переход MINI во владение BMW стал переломным для истории марки. Несмотря на коренным образом измененный стиль и даже смысл, он завоевал множество поклонников. Ну а шильдик с заглавными буквами MINI словно намекает: может, я и маленький, но у меня такие большие планы!
Источник: http://avtotrans-m.ru
|