В моде — ретро
Кто такие ретроманы
Все началось в середине 90-х, когда встретились Сергей Капитанов (нынешний президент омского клуба ретромобилей) и Андрей Пономарев (вице-президент). Оба уже тогда не на шутку увлекались ретротехникой, собирали журналы «Игрушки для больших». На этой волне и сложилось их общение. Через некоторое время они основали клуб, который растет и развивается. Его участники, их более 12 человек,— люди состоявшиеся, целеустремленные, они умеют и любят работать руками. Их еще называют ретроманами. И, судя по тому, какие творения они создают, это действительно фанаты своего дела.
«Сейчас прослеживается тенденция обращения к классическому стилю, – отмечает самый молодой реставратор клуба Вадим Анохин. – Причем это касается не только сферы автомобилестроения. К истории обращаются и взрослые, и молодежь — это отвлекает от повседневной суеты, дает возможность передохнуть от современного ритма жизни. Чем молодым интересны ретроавтомобили? Скорее, их привлекает необычность. Сейчас же модно выделиться, быть непохожим на остальных. Тут как нельзя кстати весь этот ретроантураж, образы, стиль. И многочисленные свадьбы, фотосессии с участием наших авто тому подтверждение».
Для того чтобы стать ретроманом, необязательно иметь старинную машину — достаточно искренне интересоваться этой темой. Ведь многие члены клуба – «пешеходы», у которых нет ходового автомобиля или он находится в процессе реставрации. «Если человек и впрямь увлечен, постепенно у него все появится, – продолжает Вадим Анохин. – Он погружается в эту тему глубже и глубже, приобретает машины, начинает лучше разбираться, обрастает связями. Словом, процесс затягивает. Хотя некоторым не хватает терпения довести реставрацию до конца, они находят для себя что-то другое. Это все-таки труд, тут необходимы упорство, целеустремленность. Здесь важно не то, насколько ты быстро сделаешь, а насколько качественно».
Оказывается, мало найти оригинальные запчасти, главное — сохранить изначальный внешний облик, качественно провести восстановление. Именно это и ценится. В ретродвижение приходит много людей, но остаются самые увлеченные, настроенные на постоянную кропотливую работу. И таким людям всегда рады в ретроклубе, независимо от наличия раритетного автомобиля. Часто приходят школьники, помогают в несложных работах, пошкурить деталь, например, покрасить, поискать информацию.
И даже на дрэг-рейсинг
Ретроклубы существуют практически в каждом городе России. Связь с некоторыми из них омичи наладили не так давно. Буквально с прошлого года они начали активно общаться со своими «коллегами» из Новосибирска, Кемерово. Например, в августе прошлого года кемеровчане устроили первый региональный фестиваль «РетроСибирь», на который пригласили все клубы Западной Сибири. По словам Вадима Анохина, ребятам удалось организовать все по высшему разряду: концерты, показательные выступления, даже фаер-шоу было. В этом году Кемерово вновь собирает ретроманов близлежащих городов, и, конечно, Омск тоже в числе гостей. А вот в следующем году наши планируют самостоятельно провести аналогичный фестиваль.
Кроме того, у клуба в планах поездка в Барнаул и участие в новосибирской выставке «АвтоСиб», где будут представлены 4-5 отреставрированных автомобилей. Традиционно поедут Opel Admiral (владелец Михаил Засорин), «Победа» и Buick.
В клубе есть те, кто бывает только на омских мероприятиях, — они не ездят в дальние поездки, опасаясь, что автомобиль просто-напросто не перенесет длинную дорогу. Есть и те, кто постоянно эксплуатирует свой раритет. Например, владелец ГАЗ 12 ЗИМ Сергей Шмидт выбирается на природу, в лес, на отдых или по городу, по своим делам. Именно с ним и ездил Вадим Анохин в Кемерово на фестиваль. «Тысяча километров в одну сторону и столько же обратно, – рассказывает он. –12 часов в пути. И, как ни странно, дорога показалась нам легкой. ЗИМ — автомобиль представительского класса, лимузин. Мы шли по трассе без проблем 90-100 км/ч, а иногда и все 140. У него очень неплохая крейсерская скорость».
Когда на трассе встречается такой нетипичный автомобиль, невозможно не обратить на него внимание. Все встречные машины непременно мигали фарами и сигналили в знак приветствия, а стоило остановиться на заправке или кафе, расспросов было не избежать. «По пути назад встретили омичей, – говорит Анохин. – Так оказалось, чуть ли не на одной улице живем. Вот мы им и предложили проехать буквально 100 метров, до выезда на трассу. Почувствовать самим эти роскошные мягкие диваны, ощутить мягкость хода».
Но не только ретрофестивали интересны одноклубникам — им не чужды драйв и азарт. В прошлом году в аэропорту Федоровка на соревнованиях по дрэг-рейсингу устроили показательные заезды на трех ретроавтомобилях: эмка 1936 года, Opel Admiral и Волга-21. Победила «Волга» – у нее все-таки более современная конструкция.
Вместо мотора – дерево
Для того чтобы заняться восстановлением и коллекционированием старинных автомобилей, нужно отыскать достойный экземпляр. А его найти не так легко. Более того, с каждым годом все сложнее, потому что все больше машин сдают в металлолом или на запчасти. Однако найти что-то интересное, пригодное к реставрации все еще можно. Тот же немецкий Opel Admiral 1938 года был обнаружен во дворе частного дома в пригороде Омска. Стоять бедняге там пришлось около десяти лет, в течение которых хозяин периодически пытался его реанимировать. Правда, сил хватило только на то, чтобы разобрать по частям. В результате двигатель лежал в гараже, двери и капот — рядом. А в том месте, где располагался мотор, вырос трехметровый клен. Резина и того хуже — вросла в землю. Все реставраторы, которым доводилось видеть этот «памятник», хватались за голову и, ни слова не говоря, уходили прочь. И лишь один — Михаил Засорин — не спасовал. Он взял пилу и освободил подкапотное пространство «немца» от клена. Привез домой полуразобранного, заржавевшего Opel и принялся его восстанавливать. На это ушло полтора года и 200 тысяч рублей.
И таких историй, когда уникальный автомобиль простаивает годами в чьем-то дворе, масса. Первое правило любого коллекционера — проверить «найденыша» по документам. Есть автомобили, которые невозможно поставить на учет. А значит, на них нельзя будет ездить – и такие экземпляры ценятся гораздо меньше. Разве что на запчасти сгодятся. Поэтому первое, что нужно сделать, «пробить» по базе. Впрочем, учитывать и само состояние автомобиля, конечно, тоже нужно. Опытный реставратор сразу видит, какие элементы можно заменить легко, какие придется починить, а за какие не стоит и браться, потому что толку не будет. Двигатели обычно ставят от других марок, как правило, схожих по техническим характеристикам. Что касается степени оригинальности, тут существует несколько подходов.Конечно, больше всего ценится полный оригинал, но зачастую его просто невозможно эксплуатировать. Во-первых, ресурс двигателя очень мал. Например, если постоянно ездить на «ЗИМе», раз в год придется делать капитальный ремонт мотора, а это довольно накладно.
Ну и прохождение техосмотра — тоже отдельная история. «А что делать? – говорит Анохин. – Приспосабливаемся к требованиям. Приходится вносить некоторые доработки». К примеру, на ГАЗ 12 ЗИМ только один стоп-сигнал. У него идет два красных маленьких фонаря и посередине, где «птичка» на багажнике, установлена красная звездочка. То есть боковые фонари – это указатели поворота и габаритные огни, а стоп-сигнал – эта звездочка. А в соответствии с современными требованиями техосмотра нужно иметь три стоп-сигнала – по бокам и посередине. На «ГАЗе» пришлось установить дополнительные сигналы, за стеклом. С ремнями безопасности тоже не все так легко. На многих автомобилях их нет, так как они попросту не были изобретены. А как вносить изменения в конструкцию, если в машине не предусмотрено мест крепления? Кроме того, они могут вообще не во благо сослужить, а во вред.
По поводу установки зеркал многие реставраторы тоже не могут прийти к единому мнению. Здесь все зависит от хозяина, точнее, от того, что ему важнее: либо комфортность езды (в случае если он постоянно передвигается на авто), либо оригинальность – доехать до выставки и эффектно продефилировать на параде. Тогда ставятся оригинальные зеркала – небольшие, хромированные. А первоначально на Opel стояли пластмассовые, которые очень сильно портили внешний облик. После многочисленных замечаний владелец изготовил металлические круглые – в стиле того времени зеркала. И Opel сразу стал выглядеть иначе.
Вадим Анохин, реставратор:
Прошлым летом приобрел свой собственный автомобиль – ГАЗ-21, достаточно редкого выпуска, 1965 года рождения. Это один из символов нашего автомобилестроения, поэтому мне и захотелось его купить. Машина промежуточного класса – между представительским и средним. Нашел в Привокзальном поселке, где «Волга» стояла под открытым небом в течение полутора лет. Поржавела, конечно. Меня поразил двигатель. Несмотря на то, что он произведен полвека назад, сохранился в очень хорошем состоянии. Сделан на совесть: ремонтопригоден, неприхотлив в обслуживании. Мотор четырехцилиндровый, объем 2,2 литра мощностью 60 л. с. Бензиновый, однокамерный карбюратор, всего три передачи – вперед и назад одна. На первой скорости можно разогнаться порядка до 40 км/ч. Элегантный внешний вид, дизайн, мягкая подвеска, которая не скрипит на кочках, машина легко преодолевает неровности. Хотелось бы довести ее до идеального состояния, но требуются некоторые доработки. В перспективе – собрать несколько редких экземпляров. И, думаю, «Волга» займет достойное место в моей коллекции.
Губернатор любит ретро?
На днях губернатор приобрел ГАЗ-69 1971 года. Когда-то у него уже был такой автомобиль. Автомобиль обычный: четыре места, четыре двери, кузов кабриолет. Там стоит родной мотор, есть печка. У премьер-министра тоже стоит в гараже раритет — «Волга 21» белого цвета, редкого – первого – выпуска, со звездой. Ну и президент тоже в тренде: у него белая «Победа».
Источник: http://avtotrans-m.ru
|