МАГИСТРАЛИ СТРОЯТ ПО-НОВОМУ
О дорожных проектах, настоящих и будущих, рассказывает начальник отдела организации дорожного движения института «Омскгражданпроект» Татьяна ВАЩАКИНА
Улицы меняют облик
За последние несколько лет омские дороги преобразились. Большие изменения произошли на Левом берегу. Появилась ул. Конева, которая соединяет сейчас Бульвар Архитекторов и ул. 70 лет Октября. Правда, пока узкая – двухполосная, но важная – это очень короткий путь между двумя магистралями. Работа светофоров обеспечивает безопасный проезд. Большое событие в жизни Ом-ска – благоустройство третьего микрорайона. Не всякий город может похвастаться такой пешеходной зоной в жилом массиве. Там, где раньше были грязные тропинки и неухоженная территория, теперь замечательные тротуары и широкие бульвары, по которым комфортно и безопасно передвигаться. На правом берегу выполнена реконструкция ул. 10 лет Октября. Параметры улицы теперь соответствуют нормам, за исключением одного участка, где не снесен дом. Улица стала шире, полосы движения составляют 3,5-4 м (были меньше трех). Теперь и троллейбус не мешает. Остановки и пешеходные переходы перенесены к перекресткам. Вспомните, можно ли было пешеходам перейти ул. Жукова на пересечении с ул. 10 лет Октября. Сейчас все пешеходные потоки регулируются светофорами. Дополнительно пешеходы имеют информацию о времени перехода на табло. Это новшество нравится омичам. Кстати, нам часто советуют увеличивать пропускную способность улицы за счет пешеходов. Но мы при проектировании следуем правилу, которое определяет равные права безопасно передвигаться всем участникам дорожного движения.
Стратегия обязательна
Долгое время Омску не хватало координирующего органа по организации дорожного движения при администрации города. Сейчас он создан в департаменте дорожной деятельности. Возглавляет отдел по управлению безопасностью бывший сотрудник УГИБДД УВД Омской области Виктор Бабак, который не только имеет опыт работы по безопасности дорожного движения, но и реальный подход в решении проблем организации дорожного движения. Этого нам, проектировщикам, порой не хватает. А рациональный подход специалиста, формирующего соответствующую политику в городе, уже ощущается. Те советы, которые мы получили, в частности при реконструкции улицы Орджоникидзе, очень ценны.
Надеемся, что влияние этого отдела и департамента в целом на развитие города позволит улучшить дорожно-транспортные условия.
Конечно, изменения уже идут, но политика по организации движения должна формироваться заранее. А не так, как сегодня: нам дают срочный проект, и мы делаем его почти одновременно с выполнением дорожных работ. Также нужна каждодневная работа по приведению условий движения к действующим нормам и департамента дорожной деятельности, и УГИБДД, и «Транссигнала».
Переход с кнопкой вызова
Чтобы свести к минимуму задержки транспорта в пути в нашем городе широко применяются
ТВП – табло вызова пешеходами. Подошел автобус к остановке, из него вышел пассажир, нажал кнопку, транспорт остановился, человек перешел дорогу. А когда пешеходов нет, транспорт идет свободно.
Так называемые фазы с пропуском мы проектируем во всех случаях, когда пешеходное движение имеет эпизодический характер. По бульвару Архитекторов, в районе «Кристалла», скоро появится такой светофорный объект. Фазы с пропуском эффективны и при организации трамваев, для чего применяются специальные датчики.
Заметные светофоры
При реконструкции ул.10 лет Октября мы впервые установили дополнительные светофоры над проезжей частью. Они не предусмотрены нормативными документами, но при смешанном потоке светофоры справа не всегда видны.
При проектировании ул.10 лет Октября инженеры разных специальностей постарались свести к минимуму зрительные помехи и на одной опоре разместили контактную сеть, светильники и светофоры. Недоделки мешают всем
Не всегда удается воплотить в жизнь проект без ошибок и недочетов. Причины бывают разные, одна из них – спешка в выполнении поставленных задач. Есть небольшие недоделки в пешеходной зоне третьего микрорайона, по ул. 10 лет Октября один участок магистрали не расширен из-за дома, который до сих пор не снесен.
С той же проблемой столкнулись мы на ул. Орджоникидзе: строи-тельство улицы началось, а вопрос о сносе домов был решен не пол-ностью. Поэтому на участке в районе 1-й Северной две полосы движения резко сужаются до одной.
Вообще по этой улице было много споров, например, среди автовладельцев о необходимости трамваев. Другая проблема на ул. Орд-жоникидзе – пешеходное движение. Понятно, что в частном секторе каждый хочет из своего дома выйти и сразу на другую сторону перейти. Но улица магистральная, четырехполосная, в центре города, несет большую транспортную нагрузку. И пешеходные переходы на ней сделаны по всем нормам градостроитель-
ства – через 300 м. Поэтому гражданам следует соблюдать правила.
Планы 2009
Надеемся, наши проекты по ул. Орджоникидзе, 10 лет Октября будут до конца реализованы и исчезнут «узкие» места. Совместно с «Мостовиком» мы подготовили проект строительства путепровода через железную дорогу в районе ул. 21-я Амурская. С появлением путепровода бесконечных очередей на переезде не будет. И район кирпичного завода станет полноценной городской частью. Это первый этап внедрения нашего проекта. Второй этап предусматривает строительство двухуровневой развязки на пересечении с ул. Завертяева и расширение ул. 21-я Амурская до шести полос.
Городу нужны мосты
Казалось бы, недавно построили метромост, у горожан появилась новая транспортная связь. Она повлекла за собой увеличение транспортной подвижности в направлении правый – левый берег. Наши прогнозные расчеты загрузки мостов подтвердились. В условиях интенсивного развития Левобережья потребность еще в одном мосту уже ощущается. Генпланом города определено место следующего моста в районе железнодорожного моста.
Большие и малые проекты Мы работаем над проектом Новой Чукреевки, это огромный микрорайон на 30 тысяч жителей. Транспортная доступность, обеспечение парковками и гаражами – эти проблемы решаем исходя из роста уровня автомобилизации на 2015 год.
Новые микрорайоны, конечно, разрабатывать интересно. Но решение проблем при разработке реконструкции локальных объектов приносит реальную пользу. Это не мелочь, какой и где установлен дорожный знак, как обустроен перекресток, это то, с чем каждый день встречаются и водители, и пешеходы.
К небольшим проектам мы относимся очень серьезно, много спорим о них. Когда учитываются мнения разных специалистов, тогда можно рассчитывать на успешный проект и его реализацию.
Ирина Мельникова
Комплексная организация и АСУДД
Комплексная схема организации движения (КСОД) разрабатывается каждые пять лет, ей успешно пользуются во многих городах. В Омске схема была сделана однажды, и не на весь город, а на конкретный район в связи со строительством метромоста.
Генплан Омска принимается на 25 лет, проекты планировки – на 10 лет, а КСОД – на 5 лет. КСОД должна определять и обосновывать наличие или отсутствие светофоров, переходов, остановок, вводить ограничения на скорость, грузовое движение. Оптимизировать схему движения маршрутного транспорта.
Например, если сделать анализ движения общественного транспорта по пр. Маркса, станет ясно, что здесь нужно переносить и остановки, и пешеходные переходы, и светофорные объекты. Остановки сегодня обслуживают 29 маршрутов, которые идут по проспекту с небольшими интервалами. Хотя улица имеет три полосы движения в каждом направлении, для основного потока в районе остановок работает лишь одна полоса. Или проблема левого поворота с пр. К. Маркса в сторону ул. Жукова. Его, безопасно организованного, нет на участке от ул. Лермонтова до ул. Маяковского. Такие проблемы и решает КСОД.
Автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД) в Омске еще не введена. При реконструкции и строительстве новых участков улиц мы предусматриваем системное светофорное оборудование, составляем планы координации, которые обеспечивают движение транспорта с минимальными задержками. Планы координации, выполненные нашим институтом, пока не реализованы. Они должны внедряться, а дальше актуализироваться автоматически. Чтобы АСУДД заработала, нужна связь между перекрестками. Решается вопрос о связи светофоров с управляющим пунктом в рамках системы «Безопасный город».
Источник: http://avtotrans-m.ru
|