ЛЬГОТНЫЙ КРЕДИТ В ЛЮБОМ БАНКЕ?
Программа правительственного субсидирования покупки автомобилей отечественного производства действует без малого полгода. Пора делать выводы
Первыми необходимые выводы сделали антимонопольщики. Сначала добились увеличения моделей, попадающих под льготный кредит. А теперь предлагают увеличить и список банков. ФАС России предлагает дать возможность получать субсидию из федерального бюджета всем кредитным организациям, желающим реализовывать такие автокредиты и способным предоставить необходимые документы в Минпромторг России. По подсчетам ФАС, под критерии программы правительственного субсидирования попадают семь банков, чей собственный капитал превышает 70 млрд. рублей, – Сбербанк, Россельхозбанк, ВТБ 24, Газпромбанк, Банк Москвы, Альфа-банк и Юникредит банк. Что думают по этому поводу и как относятся к льготному кредиту вообще представители крупнейших омских автосалонов и эксперты в автомобильной отрасли?
Владимир Попов, экономист управления региональных поставок «АвтоВАЗ», маркетолог ОАО «Омск-Лада»
Считаю эту меру очень своевременной и эффективной. Причем тот же «АвтоВАЗ» еще работает и по своей программе финансирования, в которой участвуют перечисленные банки. Благодаря такой поддержке региональные дилеры смогут переждать кризис. К тому же сейчас намечается улучшение ситуации. В последние два месяца мы наблюдаем уменьшение количества отказов по кредитам. Около 60% машин в ОАО «ОмскЛада» продаются в кредит. До кризиса, когда банки давали деньги направо и налево, эта цифра доходила до 72%. В начале же года, когда все участники рынка отмечали серьезный спад, процент кредитных машин упал до восьми. Это было наше дно. В течение же всего нынешнего лета омские дилеры отмечают устойчивый рост. Во многом это заслуга как раз льготного кредитования. Сейчас в прессе много информации о сокращениях на «АвтоВАЗе», тяжелом финансовом положении. Я хочу заметить, что не все так страшно. Не первый раз завод попадает в сложную экономическую ситуацию. Принимаются старые проверенные методы для выхода из нее. В августе остановлен конвейер. В результате удалось очистить все площадки готовой продукции и даже создать дефицит. Что мы имеем сейчас? В целом по России продажи увеличились. Другая мера – сокращение раздутого штата. Кто под него попадет? Пенсионеры и аппарат управления. Сейчас упорно ходят слухи о повышении цен на автомобили Lada. Считаю их безосновательными. Возможно, и произойдет коррекция цен, но незначительная. Ведь с начала кризиса увеличилась стоимость железа, изменили прайс поставщики, а «АвтоВАЗ» лишь незначительно повысил рекомендуемую цену для дилеров. Да и то не на все модели. «Классика», например, продается по прежней стоимости. У российского автопрома есть будущее. Пусть его все и ругают. Но ведь за последние годы у нас автомобили изменились кардинально. За 3-4 года подтянули качество, улучшили комплектации. «Лады» сегодня оснащены не хуже «японцев». Пусть материалы при этом и хуже, но и это временные трудности. Еще каких-то пять лет назад никто не верил, что на отечественных моделях появится гидроусилитель руля, датчики парковки, ABS, кондиционер. А через год-другой – и автоматическая коробка передач.Александр Черевко, председатель Омского областного отделения «Всероссийского общества автомобилистов»
Программа работает, но недостаточно. Я думаю, что коренным образом это на ситуацию не повлияет. Необходимо увеличить льготы. У нас есть исторический пример, когда во времена «Великой депрессии» известный автопроизводитель Форд разработал свою программу для того, чтобы сохранить производство и не выгнать квалифицированных специалистов на улицу — реализовал автомобили по себестоимости, что позволило ему после кризиса сохранить автозаводы и занять одну из лидирующих позиций в автопроизводстве.
Анна Федосеева, коммерческий директор автокомплекса «Западно-Сибирский Альянс»
Сейчас можно говорить лишь о продажах автомобилей Lada, так как первоначально Chevrolet Niva в списках не было. А выпуск в России Chevrolet Cruze только начинается. Что касается продукции «АвтоВАЗа», то действительно доля продаж этих автомобилей в кредит выросла существенно. Прямо или косвенно увеличение количества банков поспособствует увеличению количества кредитов. Так как в перечисленных банках действуют зарплатные программы, кто-то из клиентов этих банков лучше знает их продукты или доверяет им. Более того, новые банки, чтобы привлечь клиентов, могут предлагать более лояльные условия, что также поспособствует увеличению количества покупаемых автомобилей. К примеру, «АвтоВАЗ» совместно с несколькими банками имеет собственную кредитную программу «Лада-Финанс». По ней кредитование субсидируется заводом и выгода покупателей может достигать 0% переплаты. Сегодня эта программа является, пожалуй, наиболее выгодной из всех совместных программ производителей и банков. Что касается отечественного автопрома «в старом понимании», то чудес от этих мер ожидать не стоит: выйти из кризиса, нарастить объемы и модернизировать производство они ему вряд ли помогут. Если говорить о производстве иномарок в России, то эти меры достаточно эффективны. Но результаты пока не сопоставимы с программами, которые действуют в европейских странах. В любом случае глобального скачка продаж ожидать не стоит, но в тактическом плане, как вариант поддержки производителя, программа будет работать. Что касается Chevrolet Niva, то и без государственной программы спрос на нее сейчас значительно превышает предложение.
Алексей Николаев, директор автосалона АЦ «Бегемот»
На первом этапе реализации программы льготного автокредитования автомобили производства ТагАЗ в список не попали. Но уже в июле список был существенно расширен, и шесть моделей автомобилей производства ТагАЗ стало возможно купить по льготной программе. Данные меры, предпринятые правительством, направлены на стимулирование покупательского спроса и, безусловно, являются благом для всей сферы автобизнеса – от производителя до продавца и покупателя. О значительных результатах в нашем автосалоне пока говорить рано, так как для нас программа реально начала работать с середины августа. Но мы сразу же отметили повышенный интерес покупателей к нашим автомобилям, заметно больше стало обращений по покупке авто в кредит, и один автомобиль был продан.
Что касается увеличения числа банков, работающих по льготному кредиту, то количество желающих, может быть, и не увеличится. Но увеличится вероятность получения кредита потенциальным заемщиком, желающим купить автомобиль по данной программе.
В целом же стимулирование потребительского спроса на рынке автомобилей, которым сейчас занимается правительство, – мощный фактор оздоровления. Но уповать производителям только на него было бы неправильно. Нужно самим также искать возможности и пути выхода из сложившейся ситуации.
Александр Черевко, председатель Омского областного отделения «Всероссийского общества автомобилистов»
Программа работает, но недостаточно. Я думаю, что коренным образом это на ситуацию не повлияет. Необходимо увеличить льготы. У нас есть исторический пример, когда во времена «Великой депрессии» известный автопроизводитель Форд разработал свою программу для того, чтобы сохранить производство и не выгнать квалифицированных специалистов на улицу — реализовал автомобили по себестоимости, что позволило ему после кризиса сохранить автозаводы и занять одну из лидирующих позиций в автопроизводстве.
Общий спрос на а/м в процентном соотношении в августе выглядит следующим образом:
PRIORA – 31%,
2107 – 20%,
Samara – 20%,
Kalina – 18%,
LADA 4x4 – 6%,
2105 – 4%,
LADA 111 - 1%.
Общий спрос на а/м в процентном соотношении в августе выглядит следующим образом:
Иномарки -56%,
LADA - 30%,
ГАЗ - 7%,
Chevrolet Niva - 6%,
Иж – 1%.
* - по данным ОАО «Омск-Лада»
Источник: http://avtotrans-m.ru
|