ТОРМОЗИМ В ПОВОРОТЕ
Тормозим в повороте
Авторская рубрика преподавателя школы высшего водительского мастерства Сергея ЕНИНА
Опытные водители могут подтвердить – неосторожное торможение на дуге поворота может скинуть автомобиль с дороги быстрее, чем вы успеете моргнуть глазом. Силы инерции, помноженные на центробежный эффект, обнаружив точку опоры в заблокированном колесе, запускают автомобиль на вращение. Блокировка заднего колеса создает интенсивный занос и вращение (Рис.1).
Если ваш автомобиль перестает слушаться руля и вместо совершения поворота, распрямляя траекторию, пытается уйти на встречную полосу, – это блокировка переднего колеса (Рис. 2).
Потеря управляемости в этом случае настолько очевидна, что провоцирует следующую грубую ошибку – резкое торможение. Блокировка одновременно всех колес заставляет автомобиль двигаться к наружной стороне дороги (Рис. 3).
Лежащие рядом с поворотами в кювете автомобили (особенно часто это бывает в межсезонье, когда коэффициент сцепления значительно падает) — красноречивое тому подтверждение. Так стоит ли тормозить на дуге поворота и подвергать себя риску?
Совет, который дает по этому поводу Э. С. Цыганков, поможет в этом разобраться:
Секрет торможения в повороте за-ключается в том, чтобы полностью исключить блокирование колес. Добиться этого можно только неинтенсивным, осторожным торможением. Это торможение является разновидностью плавного способа. Его особенность заключается в невысоком постоянном усилии, позволяющем снизить скорость лишь незначительно, на 5 - 20 км/ч.
То есть, необходимо исключить импульсное и резкое усилие на педаль и жать на нее с постоянным ограниченным усилием. Это не касается автомобилей с ABC, там электроника все сделает за вас, недопустив блокировки колес.
Но если скорость превышает на 40 —50 км/ч, этот способ не может спасти от критической ситуации. В таких случаях необходимы более эффективные приемы высшего мастерства: торможение боковым скольжением или вращением автомобиля.
Плавно тормозить на дуге поворота лучше всего, не прекращая тяги двигателя, что возможно при торможении левой ногой. Этот способ позволит прекратить снос передних колес в крутом повороте за счет увеличения загрузки переднего наружного колеса, то есть прекратить визг покрышек. Легко подтормаживая на дуге поворота, можно повысить управляемость автомобиля и скорость прохождения поворота. Однако нужно помнить, что этот прием становится опасным на тех поворотах, где есть участки с низким коэффициентом сцепления (например, обледенелые или заснеженные либо с песком, грунтом, водой на асфальте). Подторможенное колесо легко переходит в состояние блокирования, и автомобиль теряет управляемость.
В светлое время суток, если поворот хорошо просматривается и визуальная оценка вызывает у вас сомнение в надежности сцепления покрышек с дорогой, самое лучшее постараться снизить скорость до минимума перед поворотом. Если же такой возможности нет (туман, ночное время суток, ограниченная видимость), лучше применить страховочное прохождение по ломаной траектории с максимально продолжительными прямыми участками. Более подробно об этом мы поговорим на следующих уроках, посвященных прохождению поворотов на дорогах.
Источник: http://avtotrans-m.ru
|