Внимание, за рулем Девушка
!
Авторская рубрика преподавателя школы высшего водительского мастерства Сергея Енина
Девушек в расчет не берут
Наш предыдущий урок в № 37 был посвящен психологической составляющей водительского мастерства. Рассматривались группы риска в зависимости от стажа вождения.
В нашей стране статистика затрагивает общую картину аварийности за рулем. Понятие «ДТП с участием женщин» мною не было найдено. Хотя в Европе и Японии такая статистика довольно обширна, но использовать ее применительно к российским дорогам и условиям вождения можно только с огромной натяжкой и, наверное, не совсем корректно. Очевидно, отечественная статистика пока не хочет воспринимать женщину за рулем как массовое явление, заслуживающее отдельной строки и системного исследования.
Шутки – в сторону!
Если говорить о психологической составляющей в управлении автомобилем женщиной, можно с уверенностью говорить о «скорректированном подходе» к обучению женщины вождению автомобиля. Я сознательно не хочу переходить на полушутливый тон, который присутствует в тех немногих публикациях, которые посвящены этой проблеме. Принципиально убежден: шутки кончаются, когда автомобиль выезжает на дорогу, и неумение им управлять несет реальную угрозу. Угрозу, не имеющую деления по половому признаку.
Обучение вождению автомобиля (не беру во внимание инструкторов в автошколах, у них определенные задачи: научить необходимому минимуму), которое дает возможность получить права, но не дает опыта вы-
ехать на городские улицы). Именно поэтому 40 процентов из 70, получив те самые водительские удостоверения, в лучшем случае изредка используют их от случая к случаю (например, доставка супруга домой после вечеринки), в худшем - они годами лежат дома из-за боязни самостоятельного управления автомобилем. Дальнейшее обучение вождению ложится на близких мужчин.
Право на ошибку
Не хочу никого обижать, но опыт показывает, что в подавляющем большинстве, чувствуя на подсо-
знательном уровне, как в тех или иных ситуациях вести себя на дороге, объяснить, почему это так, а не иначе, мужчины не могут. Отсутствие четкой мотивации в замечаниях об ошибках женщина воспринимает эмоционально, особенно когда она за рулем. Непонимание, чего от нее требуют, рождает чувство неуверенности в себе, проявление которого может быть самым неожиданным. Обучение по методике профессора Э.С. Цыганкова оставляет женщине право на ошибку, то есть возможность осознания просчета и самостоятельного исправления. Исправление с последующим правильным решением различных дорожных ситуаций, которые становятся достоянием ее собственного опыта. Опыта, который, как известно, ни продашь, ни потеряешь. Дело в том, что во время обучения на автодроме инструктор находится на площадке, оценивая правильность выполнения маневра, комментируя его по рации, которая находится в автомобиле водителя. Многократное правильное выполнение маневров (вхождение в повороты различной сложности, стабилизация автомобиля в сложных ситуациях, снос передней оси автомобиля и занос задней) обучает уверенному вождению автомобиля.
Главное – уверенность!
Уверенность крайне необходима женщинам, не всегда уютно чувствующим себя на дороге. Одна из основных личностных черт женщин – эмоциональность в критических ситуациях на дорогах проявляется с особой силой, нередко усугубляя ее. Женщины острее реагируют на конфликты и неприятности, вследствие чего находятся в возбужденном состоянии более длительное время, чем мужчины, такое состояние не способствует повышению качества вождения.
Мнение о том, что женщинам тяжело водить машину из-за недостатка силы, потихоньку уходит в прошлое. Не говоря об иномарках, уже и отечественные автомобили оснащаются гидроусилителями руля, системами торможения, мгновенно реагирующими на малейшее нажатие педали. Мастерство водителя зависит не от скорости, которую может развить автомобиль. Мастерство – это умение управлять машиной на любой скорости.
Женщины достаточно быстро осваивают согласованные действия всех составляющих управления автомобилем, если решен вопрос психологической адаптации. Опыт работы в «смешанных группах» показывает, что если в процессе занятий учитывать особенности женского восприятия, то к концу учебного цикла при отработке упражнений на автодроме разница в выполнении упражнений между мужчиной и женщиной практически отсутствует, поскольку заложенные на уровень подсознания навыки не оставляют времени для ненужных сомнений. Это соответствует реальной дорожной обстановке в плотном скоростном потоке, в котором нет времени на долгие размышления при принятии решения. Чтобы не стать помехой, создавая реальную аварийную ситуацию, нужно стараться повышать свой водительский уровень.
Автомобиль – не игрушка
Одним из важных моментов в автодромной подготовке является контроль за сносом передней оси автомобиля. Во время прохождения поворота, если недостаточно погашена скорость, центробежная сила неизбежно загрузит одно из передних колес. Даже легкое касание педали тормоза в этот момент (при слабом коэффициенте сцепления, гололед, снег, дождь) приведет к блокировке колеса и неизбежному вращению автомобиля. Даже многолетний стаж вождения редко дает стойкую адекватную реакцию на вращение автомобиля. Поэтому необходимо учиться уже по начальным признакам распознавать возникновение сноса передней оси. Полученные навыки в начальной фазе позволяют стабилизировать автомобиль, избегая очень неприятных последствий. Разговоры о том, что навыки к подобным ситуациям смогут дать папа, муж, брат, которые сами зачастую не знают, как поступать в такие моменты (если они, конечно, не автогонщики), вызывают грустную иронию. А ведь отсутствие определенных навыков реально угрожает безопасности. Хотя женская беспечность поражает и в не столь сложных ситуациях. Практически каждый день в разных автомобилях можно увидеть сидящую за рулем девушку и стоящего или выглядывающего между передних сидений ребенка (мужчины тоже этим грешат, но, когда машиной управляет женщина, это выглядит особенно дико). В результате экстренного торможения ребенок со скоростью снаряда окажется на передней панели или лобовом стекле. Последствия подобной ситуации даже страшно представить. Я понимаю, что для многих автомобиль стал чем-то вроде домашнего животного, этакого безобидного хомячка, с которым весело проводят время. Могу вас заверить, что даже тихий хомячок может «озвереть» и покусать своего хозяина. Вы обладаете одомашненным, но обладающим разрушительной силой зверем, шутить с которым очень опасно.
В тему
В гонках только девушки!
Автоклуб «Мастер-спорт» приглашает всех желающих получить те необходимые начальные навыки грамотного и культурного вождения автомобиля, которые вот уже 30 лет разрабатываются на кафедре физкультуры и спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в г. Москве под руководством профессора Э.С. Цыганкова.
Если же вы считаете свой опыт достаточным, а вождение идеальным, вам предоставляется возможность проверить, так ли это.
28 октября пройдет второй этап клубного ралли «Омичка – 2006» посвященный Дню автомобилиста. Маршрут гонки пройдет по улицам города.
В соревнованиях могут принять участие все желающие женщины-автолюбительницы. Причем в зачете «семейный экипаж» в качестве штурмана могут принять участие и мужчины.
Прием заявок на участие с
20 октября по адресу: ул.10 лет
Октября, 180, офис 6, тел. 48-99-08
Источник: http://avtotrans-m.ru
|