Омское такси: что изменилось?
Об этом рассуждали 14 февраля на круглом столе, посвященном реализации закона о такси. Своими мыслями
с журналистами делились начальник отделения по исполнению административного законодательства Управления ГИБДД МВД России по Омской области, подполковник полиции Сергей Корыц, руководитель группы выдачи разрешений легковым такси министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александр Шеблов, генеральный директор группы компаний «Юнис-Лада» Сергей Звягинцев.
— Все ли водители крупных омских таксопарков получили лицензии и привели свои автомобили в соответствие с новым законом?
Александр Шеблов
— На сегодня все крупные бизнесмены и предприниматели, которые зарегистрированы в Омске и области и имеют на балансе автомобили, получили лицензии и привели все в соответствие с новым законом. Думаю, такая оперативность связана с тем, что закон в том виде, в каком он сейчас есть, больше ориентирован на крупных перевозчиков. У мелких предпринимателей дела обстоят гораздо хуже. Они не хотят обременять свой бизнес затратами, которые необходимы для легализации их бизнеса. В некоторой степени это связано и с тем, что после вступления в силу поправок (1 января 2012 года) никаких «драконовских» мер не предусматривается. Нарушителей никто не штрафует. Закон в полном объеме сегодня не работает, потому что поправки не внесены в Правила дорожного движения. Поэтому мелкие перевозчики работают так, как и работали в прошлом году. А вот крупные предприниматели понимают, что им и дальше развивать свой бизнес, поэтому пройти процедуру необходимо. Не сегодня-завтра система заработает, поэтому таксомоторные компании предпочитают сделать все заранее, «обойтись малой кровью». Ну и не последнюю роль сыграла стоимость разрешения. До Нового года оно стоило 500 рублей, теперь — 1300. Поэтому все крупные предприниматели позаботились еще в декабре и все оформили. Мелкие же продолжают ездить и ждут, когда что-то начнет происходить.
Сергей Звягинцев
— Действительно, мы весь свой личный автотранспорт привели в порядок, как того и требует законодательство. А вот в отношении сотрудничества с индивидуальными предпринимателями, которые работают с нами на договорных условиях, не все так просто. Сами они не спешат этого делать, поэтому приходится вести с ними переговоры. Но получается не так, как хотелось бы.
Ну а пока ничего не происходит, они выжидают. Например, когда начнутся репрессии.
— А когда они начнутся?
Сергей Корыц
— Изменения в Кодекс уже вступили, однако в Правилах дорожного движения они не прописаны. Как только выйдет соответствующее постановление, необходимые поправки будут внесены в ПДД, система заработает.
Возможно ли, что в связи с этими требованиями таксомоторные компании будут испытывать определенную нехватку кадров, как следствие – они поднимут цены?
Сергей Звягинцев
— Пока что ничего не произошло. Если цены и выросли, то это никак не связано с вступлением поправок в силу. Также не произошло сокращение водительского ресурса. Количество участников на рынке не сократилось, ничего, по сути, не случилось. То есть до того момента, когда закон заработает в полную силу и начнут принимать какие-то меры в отношении недобросовестных таксистов, не стоит ожидать никакого повышения цен. Однако есть определенные опасения, что с рынка уйдет значительное количество водителей, потому что этим станет совершенно невыгодно и опасно заниматься. Сейчас очень большое количество людей имеют основное место работы и «таксуют» в виде подработки, в свободное время. Таких участников очень много. Те же, кто работает на постоянной основе, в часы пик не способны обеспечить спрос, который имеется на сегодня. Соответственно, возможно развитие ситуации, когда ради ограничения спроса таксопарки вынуждены будут поменять цены.
Александр Шеблов
В Омской области тарифы устанавливает РЭК (Региональная энергетическая комиссия). И в отличие от других субъектов РФ у нас тарифы на такси давно установлены приказом РЭК: 90 рублей за подачу (предельный)
и 9 рублей за километр. В других регионах ситуация гораздо хуже. В Кемерово стоимость километра начинается от 15 рублей и достигает 20. И в других регионах так же, потому что там тарифы не регулируются.
Сергей Звягинцев
— В других регионах сам рынок определяет величину тарифов. Кто завышает — тот не зарабатывает. Мне неизвестны города, кроме Омска, где бы это было отрегулировано. И, насколько я знаю, в нашем городе самые низкие цены на услуги такси. Даже если они повысятся, то все равно не станут заоблачными, как в других областях.
— Как будет работать система? Например, везет таксист людей, а у него нет опознавательных знаков... Как в таком случае доказать его вину?
Сергей Корыц
— Вопрос серьезный. Возможно, ряд таксистов будут использовать не опознавательные знаки такси, а какие-то предметы, используемые в качестве этого опознавательного знака. Сейчас не могу сказать, как все это будет осуществляться, но тактика будет нарабатываться. Пока что рекомендаций для сотрудников инспекции не существует.
— В чем смысл такого закона? Станет меньше водителей, станет дороже такси, ГИБДД не получила рекомендаций, как с этим бороться. Кому это надо?
Александр Шеблов
— Этот вид деятельности в любом случае нужно регулировать. Сегодня, согласно статистическим данным, в стране есть миллион таксистов, а разрешений выдано 80 000. Рынок нужно легализовать. Сколько известно случаев, когда с железнодорожного вокзала люди уезжали за 15 тысяч рублей, потому что у таксиста тариф – 100 рублей километр. А управы никакой нет. Рынок сам себя не определит — его обязательно нужно регулировать, вводить нормы.
Сергей Звягинцев
— Отличие в том, что и раньше были эти правила, но они не соблюдались. И у меня нет уверенности, что они будут соблюдаться сейчас.
Сколько стоит стать таксистом?
Разрешение (выдается на пять лет) — 1300 рублей,
таксометр — в пределах 1000 рублей,
«шашечки» и цветографическая схема — до 500 рублей.
Правовая информация
Ст. 12.3, ч. 2.1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца, а также разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров, багажа легковым такси; перевозка пассажиров и багажа легковым транспортным средством, использующимся для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
Ст. 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов, либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси, или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, - двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Ст. 12.5, ч. 4.1. Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси, влечет наложение штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Ст. 12.5, ч. 7. Управление транспортным средством, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси, влечет наложение штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
Другой опыт
— Не так давно в Омске было зарегистрировано некоммерческое партнерство «Содействие развитию профессиональной деятельности легкового такси «Ассоциация легкового такси». Директор этой ассоциации несколько раз к нам приходил, мы общались на тему, как это можно развивать, что нужно взаимодействовать, но пока что они себя никак не проявили. В субъектах такая работа уже ведется — там вовсю борются с «бомбилами». В таких организациях сотрудники выезжают на улицы, на остановки, словом, туда, где эти машины стоят, раздают таксистам материалы о плюсах сотрудничества с ними, фотографируют с этими знаками «свободен», размещают в Интернете на своих сайтах, формируют реестр нелегальных перевозчиков, совершенно официально они передают этот реестр
в ГИБДД, там на основании этого запроса делаются проверки. Во всяком случае, люди что-то делают, и это работает. Такой опыт, например, сейчас существует в Туле. После этого таксисты стали легализоваться, они пошли в таксомоторные компании, им стали помогать. Так что рычаги борьбы с «бомбилами» имеются.
Частники таксистам не помеха
Руководители крупных таксомоторных компаний уверяют, что так называемые «бомбилы» им не мешают. О какой конкуренции может идти речь, когда такси работает по заказу, а частные извозчики – на остановках? У них разные схемы работы. А выбор остается за клиентом.
Как отметил Сергей Звягинцев, «речь идет о том, чтобы организовать какую-то охоту за нелегальными перевозчиками, чтобы ускорить процесс лицензирования. Мы подумали: а нужно ли нам вообще это? Во-первых, это затраты. Во-вторых, они особо-то нам и не мешают. Потребитель вправе выбирать, к кому пойти. Доверяет он службе – будет в нее звонить. Если он идет к «бомбиле» на остановку – это его право. Мы занимаемся деятельностью: перевозка пассажиров от подъезда до подъезда, работаем по заявкам. «Бомбилы» работают по-другому. Нам они не мешают».
Фото Николай Кривич
Источник: http://avtotrans-m.ru
|