АМЕРИКАНСКИЕ КЛАССИКИ: LINCOLN И CONTINENTAL
Два автомобильных символа есть у Америки, два тотема – Cadillac и Lincoln. Но мало кто помнит, что эти два непримиримых конкурента на самом деле находятся друг с другом в родстве – их основал один и тот же человек – Генри Мартин Лиланд (Henry M. Leland)
От пистолета – к автомобилю
Если Генри Форд считается отцом современной системы поточно-массового производства, впервые внедрившим в начале XX века на своих заводах конвейерный метод сборки, то Генри Лиланд был тем человеком, без которого конвейерное производство было бы невозможно в принципе. Именно Лиланд в корне изменил основы автомобилестроения, внедрив принцип использования унифицированных деталей и комплектующих. Если Генри Форд был самоучкой, то Лиланд – образованным специалистом-оружейником, обучавшимся у самого полковника Самуэля Кольта. Пути этих величайших антагонистов американской автомобильной истории первый раз пересеклись в марте 1902 года, когда акционеры «турнули» Форда из им же основанной фирмы Henry Ford Co. Вместо него главным инженером стал Генри Лиланд, а фордовское детище переименовали вскоре в... Cadillac! Благодаря бывшему оружейнику на фирме были введены высочайшие стандарты качества и точности. В 1909 году компания Cadillac стала частью империи General Motors, а в 1917 году уже Лиланд ушел из GM, разругавшись с ее директором. Вместе с сыном Лиланд основал новое дело – фирму по производству авиадвигателей под правительственный заказ. Имя ей основатель дал в честь кумира своей молодости (первого президента США) – Lincoln Motor. Компания успешно справилась с правительственным заказом и за год выпустила 6500 авиамоторов. Но тут мировая война, наконец, завершилась, и спрос на авиадвигатели для военных самолетов иссяк окончательно к концу 1918 года.
Даешь конверсию!
Новенький завод, построенный специально под производство самолетных моторов, оказалось нечем загрузить. Отец и сын Лиланды приняли решение переориентировать предприятие на выпуск автомобилей высшего класса. Так фирма Lincoln Motor Co стала автомобилестроительной. А в 1920 году среди американских автомобилей класса «люкс» появились первые Lincoln модели L. Изюминкой машины был, само собой разу-меется, двигатель – V-образная «восьмерка» с углом развала блоков в 60 градусов, рабочим объемом 5,8 литра и мощностью 90 л.с. Нетрадиционная схема поршневой группы – с вильчатыми шатунами, заметно улучшила сбалансированность и сделала двигатель компактнее. Во всех прочих отношениях новый Lincoln всецело оставался в рамках тогдашних инженерных мыслей. Только все это было очень качественно и добротно сделано – в лучших традициях военной авиации. Но попытка проникнуть в «высшее общество» американского автопрома завершилась для Лиланда полным провалом. К лету 1921 года его фирма несла ежемесячные громадные убытки, вместо шести тысяч автомобилей, как планировалось изначально, было продано всего семьсот. Причиной тому были не какие-то технические изъяны – автомобили Лиланда отличались высоким качеством, как уже говорилось, однако 74-летний мистер точность (так называли Генри в инженерных кругах) абсолютно не обращал внимания на дизайн производимых им машин. Их Lincoln предлагался в восьми вариантах кузова, но все восемь выглядели, как с неподдельной грустью заметил один из представителей дилерского корпуса, точь-в-точь как довоенный Cadillac. Консервативные и статичные с виду машины Lincoln никак не могли сколько-нибудь успешно противостоять на послевоенном рынке. К началу 1922 года компания Лиланда оказалась на грани банкротства. Возможно, так бы и кануло в Лету название Lincoln, но на гибнущую фирму обратил внимание не кто иной, как Генри Форд.
Зигзаг удачи
Форд буквально спас марку Lincoln. Четвертого февраля 1922 года он присоединил (за 8 миллионов долларов) к своей империи предприятие Лиланда. Руководить компанией Генри доверил своему сыну Эдселу Форду, который заявил: «Мой отец делает самые популярные автомобили в мире, а я хочу делать самые лучшие». В отличие от Лиланда, Форд-младший прекрасно понимал значение стайлинга машины для ее успеха на рынке. Оставив без изменения высококачественную механическую часть автомобиля, Эдсел занялся дизайном. В результате Lincoln обрел аристократические черты, которые стали присущи всем последующим моделям фирмы. Система контроля качества на заводе Лиланда заслуживала всяческих похвал, к примеру, максимальное отклонение размеров шатунов и коленчатых валов допускалось всего 0,005 мм. Перед тем как покинуть завод каждая машина подвергалась 177 (!) различным замерам и испытаниям. К чести Эдсела, он стремился сохранить и приумножить это наследие.
Выход в свет
Обновленный Lincoln L появился в продаже в 1922 году и оставался на производстве в общей сложности десять лет – до 1931 года, – и претерпел за это время только одну крупную модернизацию под конец двадцатых годов. В конце 1923 года Lincoln стал официальным автомобилем американских президентов. Машинами этой марки первые лица США пользовались на протяжении шести десятков лет (лишь при Рейгане пере-шли на Cadillac). Автомобили Lincoln быстро получили мировое признание – их стали использовать королевские дома Норвегии, Швеции и Румынии. Большую партию автомобилей Lincoln приобрело советское правительство. Знаменитый значок – гончая на радиаторе («Серебристый пес – марка на пробке машины») – появился в 1925 году. На смену машинам первого образца в 1931 году пришли более совершенные модели, имевшие под капотом уже двенадцать цилиндров. Модель KB с мотором V12 в 7,43 литра и мощностью 150 л.с. отличалась столь бесшумным ходом, что его сравнивали с движением бильярдного шара по сукну игрового стола. Солидный автомобиль (вес всей машины до 2588 кг) тем не менее разгонялся до 160 км/ч и получил титул Lord of the Road – «Лорд дорог». В конце 1932 года выпустили «младший» Lincoln КА с 6,2-лит-ровым двигателем V12 в 125 л.с. Что и говорить, машины были замечательные, но дорогущие. А на дворе – экономический кризис, и 1932 год – самый его пик. Большие и дорогие автомобили становятся не нужными никому. Ушли со сцены такие гранды американского автопрома, как Pierce-Arrow, Duesen-berg, Marmon, Auburn... Сгустились тучи и над маркой Lincoln.
Мал золотник, да дорог
Фирму спасло то, что она была привязана к Ford Motor, и то, что Эдсел Форд своевременно распорядился подготовить к производству средний по цене Lincoln. В ноябре 1935 года маленький по американским меркам (длиной «всего-то» 5143 мм) Lincoln Zephyr V12 произвел сенсацию на Нью-Йоркском автосалоне. Это была обтекаемая машина без больших выступающих крыльев и подножек. Автомобиль представлял собой странное сочетание передовых технологий – несущий кузов и обтекаемые формы – и старых технических решений, включая слабые механические тормоза и неразрезные переднюю и заднюю оси на поперечных листовых рессорах. Но при этом машина потрясала всех своим кузовом, разработанным известным в те годы дизайнером Джоном Тьярдой (John Tjaarda). А еще больше удивила цена автомобиля – 1300 долларов, примерно треть стоимости «больших» моделей. Предложение за комбинацию стиля и мощи двигателя V12 не давало никаких шансов конкурентам: им просто нечего было противопоставить. Неудивительно, что продажи машин достигли небывалых для фирмы показателей – в 1937 году было продано 29997 штук! Длинная база и низко расположенный центр тяжести обеспечивали прекрасную устойчивость автомобиля. Несмотря на вполне традиционную подвеску машина шла мягко и делала продолжительную поездку комфортной и приятной, а мотор в 110 л.с. позволял развивать скорость 140 км/ч. Даже малый ресурс двигателя – он выхаживал, как правило, не более 35 тыс. км, не мог оттолкнуть от «Зефира» покупателей – за авангардный дизайн они прощали все. Мало того, что Zephyr буквально вытащил отделение Lincoln из надвигавшегося кризиса, он еще и явился базой для создания автомобиля, вписавшего в историю фирмы ярчайшую страницу. Автомобиль этот назывался Lincoln Continental.
Источник: http://avtotrans-m.ru
|