Направляем дело на экспертизу
Экспертиза проводится:
во-первых, с целью выяснения технического состояния автомобилей, причастных к происшествию;
во-вторых, с целью выяснения самого механизма дорожно-транспортного происшествия;
в-третьих, с целью выяснения технической оценки правильности действий водителя с точки зрения водительского мастерства и требований ПДД.
Для того чтобы судья смог вынести решение о виновности участников ДТП, необходимо правильно формулировать вопросы, которые вы поставите перед экспертом-автотехником. Насколько точно и грамотно вы их зададите, настолько четко получите ответ. Будьте внимательны, так как на некоторые вопросы эксперт-автотехник не уполномочен отвечать. Например, на вопрос, кто из водителей виновен в произошедшем ДТП, эксперт не имеет права отвечать. Вопрос о виновности разрешается только судом.
Ниже приводится перечень вопросов, разрешаемых автотехнической экспертизой. Обратите внимание на цели проведения подобной экспертизы. В зависимости от цели формулируются разные вопросы.
1. Исследование технического состояния транспортных средств в целях установления:
- причин и времени возникновения технических неисправностей;
- возможности обнаружения технической неисправности до момента наступления ДТП;
- связи между обнаруженной технической неисправностью и происшествием;
- возможности предотвращения ДТП при определенном техническом состоянии транспортного средства в момент аварии;
- обстоятельств, связанных с техническим состоянием транспортного средства, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.
2. Исследование обстоятельств, характеризующих механизм ДТП или отдельные его элементы в целях определения:
- направления действия сил между двумя столкнувшимися;
- скорости движения ТС;
- тормозного и остановочного пути;
- направления движения ТС;
- взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
- времени преодоления ТС определенных участков пути;
- момента возникновения опасности для движения, требующей принятия экстренных мер по предотвращению ДТП, если при этом необходимы специальные познания для проведения соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
- взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие.
3. Исследование действий участников ДТП в целях установления:
- как водитель должен был действовать в сложившейся дорожной ситуации с точки зрения безопасности движения;
- какие именно действия водителя могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями правил дорожного движения они предусмотрены;
- технической возможности у водителя совершить действия, предписанные тем или иным пунктом ПДД, во избежание происшествия;
- технической возможности
у водителя предотвратить ДТП;
- причинной связи между действиями (бездействиями) водителя по управлению ТС и последствиями (наезд, столкновение и пр.).
4. Исследование обстановки на месте ДТП для определения:
- значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение ТС и других объектов на месте происшествия (коэффициенты сцепления, замедления, сопротивления качению и пр.);
- условий видимости и обзорности с места водителя в условиях, имевших место в момент ДТП, по данным о дорожной обстановке и результатам осмотра места происшествия;
- обстоятельств, относящихся к дорожной обстановке перед ДТП, которые способствовали или могли способствовать его возникновению.В любом случае, все представленные вопросы оглашаются на судебном заседании, и председательствующий судья предлагает всем участникам судебного разбирательства высказать по ним свое мнение: причем каждый может высказывать как по существу предложенных вопросов, так и по поводу правильности и точности их формулировок.
Вопросы должны формулироваться перед экспертом в определении суда. Замена определения другими документами, не преду-смотренными законом (сопроводительным письмом, списком во-просов эксперту и пр.), не допускается.
Проведение экспертом исследований и дача заключения осуществляются обычно непосредственно после вынесения судом определения, в котором формулируются ставящиеся на разрешение эксперта вопросы и исходные данные, необходимые для дачи заключения. Для этого может быть объявлен перерыв. В случае необходимости длительных исследований слушание дела может быть отложено для получения заключения эксперта.
В зависимости от сложности экспертизы и иных обстоятельств, исследования могут быть проведены как непосредственно в суде, так и в ином месте (например, в лаборатории экспертного учреждения или на месте происшествия).
Заключение (или сообщение о невозможности дачи заключения) эксперт дает в письменном виде и подписывает его. Приложения к заключению в виде фототаблиц, чертежей, диаграмм и т. п. также подписываются экспертом.
Оглашение заключения эксперта (или его сообщения о невозможности дачи заключения) является обязательным этапом производства экспертизы в суде.
Заключение эксперта вместе со всеми приложениями приобщается к делу.
Допрос эксперта является необязательным этапом производства экспертизы в суде: он, скорее, выступает как продолжение экспертизы, если у суда или участников судебного разбирательства возникают какие-либо вопросы по поводу заключения.
Допрос может последовать только после дачи экспертом заключения и оглашения его на судебном заседании.
В ходе допроса эксперту могут быть заданы вопросы для разъяснения или дополнения данного им заключения. Причем эксперт может отвечать только на такие во-просы, для которых не требуется проведения дополнительных исследований.
Он может разъяснить сущность примененной им методики, изложить какие-либо общие положения своей отрасли знания (например, об устройстве или конструктивных особенностях определенного транс-портного средства или его узла и др.), объяснить специальную терминологию и т. п. Если для разрешения дополнительно поставленных вопросов требуется проведение исследований, должна быть назначена дополнительная экспертиза.
Вопросы, заданные эксперту, и его ответы на них заносятся в протокол судебного заседания.
Запомните, чем точнее и правильнее вы зададите вопросы эксперту, тем четче получите на них ответы. Именно от этого порой зависит судьба участников ДТП.
Алексей Алгазин
Источник: http://avtotrans-m.ru
|