Автомобиль - легенда Wanderer
Кто не знает немецких автомобилей с четырьмя кольцами на радиаторе? Хорошая управляемость, надежность, антикоррозионная стойкость, комфорт - вот козыри машин из Ингольштадта, носящих короткое и звонкое имя - "Ауди" (Audi).
Но те четыре сплетенных вместе кольца, которыми ныне украшен радиатор любой машины Audi, принадлежали когда-то совсем другой фирме - объединенному концерну Auto Union. Легендарные же четыре кольца достались марке как единственной выжившей компании из состава концерна. Богатую историю концерна Auto Union создали очень известные в прошлом автомобильные марки - "ДКВ", "Вандерер", "Хорьх", "Ауди" (DKW, Wanderer, Horch, Audi)...
Каждому свое
В автомобильном союзе Auto-Union каждая фирма стала обслуживать наиболее близкий ей контингент покупателей. Была выстроена четкая иерархическая структура марок и моделей, чтобы потребитель, купивший себе в молодые годы мотоцикл с коляской, мог бы, по мере повышения собственного благосостояния, не обращаясь к предприятиям-конкурентам, приобрести себе сперва недорогую малолитражку, потом просторное и надежное семейное авто, а затем и роскошный лимузин.
Мотоциклы и малолитражки должна была строить фирма Расмуссена DKW, в Цшопау. Роскошные лимузины предполагалось сделать компетенцией предприятия Horch, располагавшегося в Цвиккау. Автомобили среднего класса - компании Wanderer, объединившей свои усилия на данном поприще с фирмой Audi и поставлявшей покупателям машины средней стоимости, но традиционно высокого качества.
Все началось с велосипеда
Wanderer и по-немецки, и по-английски - означает "странник", "скиталец". Для колесных транспортных средств наименование самое подходящее. Название Wanderer вы-брал в качестве торгового наименования своей продукции Иоганн Баптист Винкльхофер, сын мюнхенского пивовара. С 1883 года Винкльхофер стал заниматься реализацией велосипедов английской фирмы Rudge - примитивных машин типа penny-farthing, с огромным передним "пенни" и крохотным задним колесиком - "фартинг" (самая мелкая английская монета). Через пару лет вместе со своим компаньоном Рихардом Янике Иоганн открывает в саксонском городе Хемнице мастерскую по ремонту велосипедов всех систем.
На исходе позапрошлого века велосипедный бум обеспечил мастерскую работой, что называется, под завязку: двухколесные машины тогда были хлипкими, ремонта, причем серьезного, требовали часто. Заказы приносили хорошую выручку, деньги вкладывались в приобретение нового инструмента и оборудования, так что очень скоро мастер-ская оказалась оснащенной на уровне приличного велозавода. Им она, в конечном счете, и стала.
В самом начале 1887 года продукции новой фирмы было официально присвоено название Wanderer, - хотя сама она по-прежнему носила шикарное и длинное, словно дворянский титул, наименование Chemnitzer Velociped - Fabrik Winklhofer & Jaenicke. Только через несколько лет, после акционирования и постройки нового производственного корпуса в ближнем пригороде Шенау, название предприятия, наконец, совпало с торговой маркой: компания стала называться Wanderer Fahrradwerke AG.
Продукция "Вандерера" начала пользоваться большой популярностью, что позволяло партнерам постоянно расширять номенклатуру выпускаемых изделий. В 1890 году - это металлорежущие станки. В 1902 - мотоциклы. В 1905 году фирма приняла к производству еще и такое сложнотехническое изделие, как пишущая машинка. В продажу они поступали под маркой Continental - но тем не менее каждая была украшена логотипом компании Wanderer, вытянутой по горизонтали латинской буквой W, украшенной по бокам стилизованными "крылышками".
Бугатти? А кто это?
Самое первое авто под маркой Wanderer увидело свет в 1905 году, но так и осталось в единственном экземпляре - до серийного производства его решили не доводить, поскольку подобных моделей на немецком рынке уже хватало и без него. С 1908 по 1911-й годы инженеры корпели над проектом небольшого и недорогого легкового автомобиля - маленького, двухместного (однако четырехцилиндрового). Машина была готова к августу 1912 года и как раз находилась на заводских испытаниях, когда фирме предложил свою собственную конструкцию один молодой способный инженер из Эльзаса. Понятно, что в Шенау были уверены в преимуществах своего собственного проекта, поэтому молодому человеку отказали прямо с порога. А был это, между прочим, Этторе Бугатти. Предложенная им конструкция, конечно же, не пропала даром: ее приняла к производству другая компания, и появилась знаменитая Peugeot Bebe... А первый легковой Wanderer, успешно прошедший все испытания, был запущен в производство и заслужил у широкой публики ласкательное прозвище Puppchen "куколка". У автомобильчика было все, как у большого... два ряда сидений, две двери с левой стороны - и ни одной справа.
Сиденья были одноместные, и пассажир сидел за спиной водителя, как на мотоцикле, зато и руль располагается точно посередине (из-за очень узкой колеи). Ширина автомобиля - соответствующая. Простенькая двенадцатисильная машинка разгонялась до 75 км/час и продержалась на производстве добрых пятнадцать лет, обзаведясь за это время тремя лишними "лошадями" под капотом, трехместным кузовом, сиденья в котором располагались в "шахматном порядке" и новым обозначением в модельном ряду фирмы - W3.
Первые опыты Порше
На протяжении первой половины 20-х годов автомобили Wanderer оставались малогабаритными, малолитражными и экономичными - другие были бы немцам просто не по карману. Однако уже после 1925 года в продажу начали поступать модели более крупные и солидные - как с четырьмя, так и с шестью цилиндрами под капотом. В фирме не забыли случай с Этторе Бугатти и постарались привлечь к созданию линейки новых шестицилиндровых моторов самые лучшие силы, какими тогда располагала Германия. И преуспели: работы по двигателям возглавил не абы кто, а сам Фердинанд Порше. Был построен и введен в эксплуатацию еще один автомобильный завод, в другом пригороде Хемница, - Зигмаре, подразделение по выпуску оргтехники добавило к пишущим машинкам еще более сложные - счетные, а от выпуска мотоциклов решено было отказаться вообще.
В 1933 году публике была представлена новая шестицилиндровая модель Wanderer W-21. Она базировалась на агрегатах, сконструированных все тем же Порше. Двигатель модели W-21 рабочим объемом 1680 см3 развивал 35 л. с. при 3500 об/мин. Машина выпускалась только с двумя типами кузовов: четырехдверный лимузин и шестиместный кабриолет. Она продержалась в производстве два года, зато послужила базой для целого семейства легковых "вандереров", в том числе и Wanderer W-22, также выпускавшегося два года и в 1935 году получившего обозначение W-40 (вторая серия, более мощный двигатель в 40 л. с.). Силовой агрегат Wanderer W-40 имел верхние клапаны с двойными пружинами со штанговым приводом от нижнего распредвала. Особенностью двигателя был алюминиевый блок цилиндров, отлитый заодно с верхней частью картера и гильзы "мокрого" типа из легированного чугуна, плюс алюминиевые поршни, комбинированная система смазки с параллельно включенным фильтром тонкой очистки.
На ранних моделях W-22 передний мост оставался неразрезным, а вот задний был качающимся. Только через три года модель получила независимую подвеску передних колес. Задний мост подвешивался на одной полуэллиптической высокорасположенной рессоре, а реакции тяговых усилий, крутящего и тормозного момента воспринимались реактивными штангами и передавались на раму. Во всех прочих отношениях конструкция ходовой части была вполне традиционна для немецкого автомобиля тех времен. Выбор типов кузовов был довольно широк, благо рамная конструкция позволяла: имелись кабриолеты с двумя дверями и с четырьмя, закрытые купе на две персоны и даже грузопассажирский вариант - на вид точь-в-точь шестиоконный престижный "пульман", только с дверцей в задней стенке кузова и с задним диваном, который можно было, откинув спинку, уложить плашмя на пол. У четырехдверных кузовов двери, как правило, навешивались на центральную стойку кузова, поэтому передние створки открывались против хода машины.
По сегодняшним меркам это кажется небезопасным: ведь если замок изношен, дверь может на большой скорости распахнуться и сбить подвернувшегося по пути полисмена или поцарапать какой-нибудь "Хорьх" стоимостью в несколько десятков тысяч рейхмарок. Но это - теоретически. Практика таких казусов не знала - замки работали исправно.
Встречают по кузову
Кузова для машин Wanderer делались и на самом заводе-изготовителе, и на предприятии Horch в Цвиккау, и силами сторонних поставщиков, - кузовостроительных мастерских и именитых ателье, вроде дрезденской фирмы Glaser. Иногда за подобные заказы брался даже кузовной участок фирмы Daimler-Benz в Зинденфильгене: он часто бывал недозагружен и, чтобы не простаивать, работал на сторону. Примером такого кузова может служить резко выделяющийся из всего ряда "вандереров" автомобиль, лично принадлежавший профессору Порше - 3-литровый компрессорный W-52. Интересной особенностью кузовов была крышка багажника, открывающаяся вбок (как садовая калитка!), а не кверху. Для оптимального же использования багажного отделения помогали соответствующие его конфигурации багажные кофры, поставлявшиеся вместе с машиной. И, конечно, как и любой другой немецкий автомобиль, Wanderer, если это оговаривалось в заказе, мог иметь сдвигающийся люк над передним сиденьем.
Как и другие фирмы концерна, Wanderer с 1934 года работал и на вермахт - выпускал армейские автомобили с упрощенными кузовами - кюбельвагены, которые зарекомендовали себя с самой хорошей стороны.
Всего было выпущено с 1933 по 1938 год почти тридцать тысяч "вандереров", около пятидесяти модификаций. Основную массу машин Wanderer составляли обычные средние немецкие автомобили для обычного бюргера, но были и действительно настоящие немецкие классики - родстер Wanderer W-25 К (с компрессором), растиражированный всего в 258 экземплярах, да и стоивший дороже всех остальных автомобилей этой марки.
Как всегда случается в крупных автомобилестроительных объединениях, машины разных марок, образовавшие такую корпорацию, со временем начинают все более и более походить друг на друга. Причина тому - элементарное желание сэкономить на производственных издержках, максимально унифицируя линейку моделей по комплектующим. Уже в 1936 году был впервые продемонстрирован закрытый цельнометаллический кузов, равно пригодный для применения на автомобилях Wanderer, Audi и Horch; предвоенный DKW F-9 (1939 г.) выглядел сильно уменьшенным, но довольно точно копировал машины Horch 930S. Не приходится сомневаться - не случись второй мировой войны, все без исключения машины Auto Union обрели бы уже к середине сороковых годов единый "корпоративный" стиль сродни фордовскому, - когда автомобили всех четырех марок выглядят сошедшими с одного и того же кульмана. А отличают их друг от друга лишь текстура фальшрадиаторной решетки да прикрепленная к ней фирменная эмблема...
Но история рассудила иначе - и в результате город Хемниц на долгие годы стал Карл-Маркс-Штадтом, а объединение Auto Union приказало долго жить. Вместе с автомобильной маркой Wanderer: в отличие от трех остальных она после войны так и не возродилась.
Александр Яшкевич
Источник: http://avtotrans-m.ru
|