КАЗУСЫ ТЕХРЕГЛАМЕНТА
Тягачи длиной в несколько сантиметров, прицепы без дышла и отсутствие ГОСТов для измерения технического состояния автомобилей обнаружил в ходе исследования принятого недавно техрегламента профессор кафедры «Автомобили и тракторы» СибАДИ Борис Савельев. Корреспондент журнала «АвтоОмска» попросил Бориса Вадимовича подробнее рассказать о несуразицах документа, который вступит в силу 11 сентября будущего года
Почему-то СМИ ухватились лишь за отдельные моменты техрегламента по безопасности транспортных средств – запрет «кенгурятников», 17-значный VIN-код, который якобы запрещает эксплуатацию в нашей стране праворульных автомобилей, и не заметили существенные новшества, порой курьезные. Технический регламент объединяет в себе все требования безопасности, которым должны отвечать колесные транспортные средства (ТС). Ранее эти требования содержались в относительно большом количестве нормативных правовых актов, в том числе в ГОСТах. Теперь проверка транспортных средств на соответствие требованиям безопасности, предъявляемым при сертификации транспортных средств, контроле внесения изменений в конструкцию, государственном техническом осмотре и т. д., технический регламент называет оценкой соответствия, которая проводится в различных формах. Перед выпуском ТС в обращение – в форме одобрения типа. Перед выпуском в обращение единичных ТС (изготовленных в единичных экземплярах, в том числе в порядке индивидуального творчества) – в форме технической экспертизы. ТС находящихся в эксплуатации – в форме проверки технического состояния в рамках государственного технического осмотра. ТС находящихся в эксплуатации в случае внесения изменений в их конструкцию – в форме проверки технического состояния. Автокомпонентов – в форме декларирования или обязательной сертификации. Технический регламент устанавливает только требования безопасности и не содержит методов испытаний и проверки технического состояния. В пункте 84 регламента указывается, что проведение испытаний и измерения должны осуществляться в соответствии с Правилами ЕЭК ООН (международными стандартами безопасности) и национальными стандартами, включенными в утвержденный правительством России перечень национальных стандартов, содержащих правила, методы исследования и измерений, в том числе правила отбора образцов и т. д. Методы испытаний, установленные правилами ЕЭК ООН, пока не охватывают все установленные регламентом требования безопасности и пока что отсутствует «утвержденный правительством перечень национальных стандартов». Другими словами, еще нет условий для полномасштабного применения технического регламента. В целом принципиально ничего не меняется, добавляются некоторые аспекты оценки соответствия ТС, которые практически не затрагивают интересы автолюбителей. Исключение – «самодельщики», для которых теперь появляется процедура, позволяющая узаконить ТС, изготовленное в порядке индивидуального творчества. Несмотря на то, что технический регламент разрабатывался специалистами нескольких уважаемых ведомств, даже при беглом ознакомлении с текстом регламента бросаются в глаза некоторые неточности. Во-первых, классификация ТС (приложение № 1, пункт 1.1). Транспорт категории М2 и М3 (автобусы) – «ТС, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя, более 8 мест для сидения». Почему следует учитывать только места для сидения пассажиров? Выходит, что городской автобус (класс I) пассажировместимостью 100 человек, но имеющий только 8 мест для сидения, следует классифицировать как ТС категории М1, то есть легковой автомобиль. Во-вторых, требования к габаритным размерам (приложение № 4, раздел 1). Допустимая длина седельного автопоезда (пункт 1.1) – 16,5 м (прощайте «Фредлайнеры»?). При этом (пункт 1.7) «максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда, от внешней передней точки кузова или платформы для установки груза за кабиной до задней внешней точки полуприцепа не должно превышать 16,40 м». Это что, разрешается эксплуатировать полуприцепы длиной не более 16,4 м в составе с седельными тягачами длиной 0,12 м? Читаем далее (пункт 1.16): «Максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда, от внешней передней точки кузова или платформы для установки груза за кабиной до задней внешней точки прицепа, за вычетом расстояния между задней частью тягача и передней частью прицепа, не должно превышать 15,65 м». Что такое «передняя часть прицепа»? Я считал, что это сцепная петля прицепа, установленная на дышле, но тогда вычитаемое расстояние «между задней частью тягача и передней частью прицепа» получается отрицательным, так как центр зева тягового крюка размещают под кузовом автомобиля. Видимо, хотели сказать – до переднего борта прицепа. В общем, очередная путаница, которая требует дополнительного толкования чиновникам, осуществляющим контроль размеров ТС. И это далеко не все неточности. Удручает, что такие грубые ошибки встречаются в столь серьезном документе. Даже оформлен техрегламент неподобающим образом: «тонна», «процент» – пишут словом, а «метры» - сокращением «м». Мы за такую безграмотность не принимаем у студентов курсовые проекты, а тут такой серьезный документ. Ведь предполагается, что нам по этому техрегламенту нужно жить в ближайшее время. Хотелось бы, чтобы эти неточности исправили за те 12 месяцев отсрочки до вступления документа в силу.
Денис Королев
Источник: http://avtotrans-m.ru
|