ХОЛОДНЫЙ ПУСК ДАН
С проблемой холодного запуска двигателя борются все ведущие автопроизводители. Свою лепту, и довольно существенную, в решение этой непростой для задачи внесли и специалисты СибАДИ. Причем некоторые омские разработки не имеют аналогов в мире
Шуба для двигателя
Проблемами холодного запуска, минимизацией расходов, связанных с подготовкой двигателя к зиме, рациональным выбором эксплуатационных материалов, которые используются в автомобиле, занимается кафедра «Теплотехника и тепловые двигатели». По словам заведующего кафедрой, к.т.н. Александра Иванова, многие изобретения ученых СибАДИ уже запатентованы и используются в Сибири на Крайнем Севере. Но есть и такие, которые только проходят тесты. Так, одна из последних разработок специалистов кафедры – теплоизоляция ДВС. Теплоизоляция может выполняться либо с использованием вспененных материалов, либо с помощью теплоизоляционной краски (современный материал на основе керамики, пришедший к нам из космических технологий). Теплоизоляция позволяет сохранять тепло двигателя, как в термосе. «Подобная технология используется лишь на некоторых импортных моделях, где изолируют все подкапотное пространство, – комментирует старший преподаватель кафедры «Теплотехника и тепловые двигатели» Дмитрий Худяков. – Задачи нашего изобретения несколько другие. Мы можем утеплить двигатель любого автомобиля, уже находящегося в эксплуатации, и совсем не нового, и не обязательно импортного. Надежность такого способа теплоизоляции выше, чем, скажем, при утеплении радиатора картонкой или куском другого материала, когда при неожиданном потеплении на улице двигатель автомобиля, «утепленного» подобным образом, может закипеть и выйти из строя. По сравнению с многими другими методами, мы заводим более теплый двигатель, который еще не успел остыть, и, следовательно, получаем меньший износ двигателя от холодного запуска». Как известно, один запуск холодного двигателя в мороз по износу равносилен пробегу автомобиля до 500 км. Ну, а если учесть, что в Сибири зима длится порой до шести месяцев, то несложно подсчитать, что ресурс мотора автомобиля, работающего в наших условиях, сокращается вдвое. Теплоизоляционная краска, не то чтобы продлевает жизнь мотора, но позволяет ему работать достойно весь отмеренный производителем период. Надо ли говорить, что эта разработка специалистов СибАДИ значительно экономит масло, топливо, увеличивает ресурс двигателя и избавляет автомобилистов от затрат на электроподогрев, установку предпусковых подогревателей и покупку теп-
лого гаража. Теплоизоляционная краска подходит как бензиновым двигателям, так и дизельным. При использовании ее на автомобиле с двигателем воздушного охлаждения, ею покрываются воздушные кожухи. Двигатель, покрытый теплоизоляционной краской, может работать как зимой, так и летом, ведь термостат будет регулировать температуру двигателя также эффективно, как обычно. По словам Дмитрия Худякова, пока изобретение прошло тесты только в лабораторных условиях. Но весной будущего года начнутся полевые испытания на «ВАЗовской классике».
Мотор маслом не испортишь
Какое масло лучше всего подходит для эксплуатации в сибирских условиях? Ведь производитель дает порой огромный перечень ГСМ с усредненными параметрами, не обращая внимание на различие климата на российских территориях. А ведь в условиях низких температур масло густеет. Кроме того, при остывании разогретого двигателя на холодной стоянке на его стенках образуется конденсат, который опускается в масло, нарушая правильную работу присадок. В результате те свойства, которые были заложены производителем, масло может и не выполнять. Специалисты кафедры «Теплотехника и тепловые двигатели» СибАДИ бьются над оптимизацией применения смазочных материалов уже давно, изучают изменение их свойств в процессе эксплуатации в условиях наших зим. Два года назад было разработано своеобразное ноу-хау – технология по определению работоспособности моторного масла для транспорта, работающего в конкретных условиях. Технология уже апробирована на крупных автопредприятиях Сургута и Нижневартовска. «Мы проверяли одно конкретное масло и составляли регламент технического обслуживания двигателя, – рассказывает инженер кафедры «Теплотехника и тепловые двигатели» Станислав Дорошенко. – В данном случае брали «МАЗы» с 24-тонными прицепами. Полностью проверяли все узлы и агрегаты, затем промывали их и заливали определенное масло. Изучали условия хранения и выдачи масел на предприятиях. Например, на предприятии 15 бочек масел разных производителей, а наливают их, используя три ведерка. Пусть это и нюансы, которые не приводят к катастрофе, но в совокупности эти мелочи способны нанести значительный урон двигателю. Мы провели все замеры, взяли пробы, устранили недочеты, рассчитали и установили оптимальный срок по замене масел, разработали технические карты для проведения ТО и запустили процесс в эксплуатацию». Через год эксплуатации машин по этой технологии выяснилось, что экономия средств на ремонт неисправностей, как правило, происходящих по «масляной» причине, составила 15 процентов. Для крупных предприятий с автопарком от 200 единиц такой показатель очень даже неплох.
Сибирские подогреватели В СибАДИ на протяжении
15 лет разрабатываются и внедряются комплексные технологии зимней эксплуатации автомобилей. Пожалуй, самое известное на данный момент изобретение, имеющее патент, – региональные подогреватели моторного масла и коренных подшипников, топливного фильтра, топлива в баке и охлаждающей жидкости.
Бензиновые двигатели в условиях зимы заводятся и без средств облегчения запуска при условии, что все системы и агрегаты исправны, используются зимние технические жидкости и зимнее топливо. А вот у дизельного двигателя нет внешнего источника воспламенения, которое происходит за счет сжатия. Конечно, есть множество промышленных решений, например, свечи накаливания. Они устанавливаются в цилиндр, и топливо впрыскивается на предварительно разогретую свечу накаливания. Существуют электрические, электрофакельные подогреватели. Но они помогают запустить «дизель» до определенного предела температуры. А что делать при минус 25-30 градусах и ниже? «Недавно появились баллончики с легковоспламеняющейся жидкостью. Брызнул на воздушный фильтр и, говорят, можно запускать, – объясняет преподаватель кафедры «Автомобили и тракторы» Борис Журавский. – Возможно, это неплохое решение. Но к этой технологии следует подходить осторожно. Жидкость неконтролируемо дозируется, что может привести и к поломке мотора. Мы изобрели региональные подогреватели ленточного типа, устанавливаемые в картер, топ-ливный фильтр, топливный бак непосредственно около сетки топливозаборника». В отличие от тенов, пластинчатые подогреватели ленточного типа не пригорают, практически не обогревают себя, быстро отдают тепло и способны подогреть площадь, в несколько десятков раз превосходящую сам подогреватель. Причем они не требуют демонтажа летом. Включить и отключить подогреватель можно из салона. Испытания проводились на грузовых автомобилях типа «КамАЗ». А сейчас они широко используются при производстве тракторов на Челябинском заводе и других крупных предприятиях. ак что, омские ученые нашли способ, значительно помогающий решить проблему холодного запуска двигателя, независимо от его конструкции и вида потребляемого топлива. И глядишь, лет через пять всякие «моторогреечки» в виде картонок на радиатор, войлока под капот, тепловентилятора и даже паяльной лампы, исчезнут в небытие. Автомобилисты получат простые и эффективные решения эксплуатации двигателя в зимнее время, причем – за совсем скромные деньги.
Евгений Романовский
Источник: http://avtotrans-m.ru
|