Маршрутные войны
Газелистам не нужен медкабинет
Конкурсные требования к маршруткам вызвали бурное обсуждение и волну протеста среди газелистов. Многие условия, по их мнению, невыполнимы (например, наличие личного медкабинета, обновление автопарка), а сокращение количества маршруток оставит сотни людей без работы и осложнит ситуацию с пассажирским транспортом. К тому же, по мнению автоперевозчиков, этот конкурс нарушает права свободной конкуренции.
После нескольких митингов и акций протеста газелистов под окнами горсовета депутаты вступили в диалог и пошли на уступки. Одной из этих уступок стало исключение из обязательных требований наличие собственного лицензированного медицинского пункта (кабинета). Однако это условие останется одним из критериев, влияющих на общее число баллов участников конкурса.
В связи с изменениями срок приема заявок продлили до 18 апреля, а сам конкурс пройдет в июне.
Тем временем у перевозчиков остаются и другие претензии. Самый главный касается количества «Газелей» в городе.
Для укрепления своих позиций маршрутчики уже создали саморегулируемую организацию (СРО). Перевозчики хотят самостоятельно устанавливать правила, а не жить по тем, которые сейчас им диктуют. В СРО уже вошли владельцы маршруток, которые в совокупности контролируют две трети рынка. Возможно, после получения устава к ним присоединятся и остальные, потому что в том, чем будет заниматься СРО, заинтересованы все. «Каждые пять лет нам придумывают новые правила игры, – отмечает один из крупнейших игроков рынка Владимир Геворгян. – Но мы хотим быть равноправными партнерами, чтобы и наши предложения и поправки в правила конкурса учитывались. Весь прошлый год мы обсуждали правила, которые были утверждены горсоветом, насчитали более 53 поправок, но в большей части они все «отметались».
Сегодня в Омске работает около четырех тысяч «Газелей». Новую маршрутную сеть вновь хотят сократить. В этот раз до 2117 машин. Нечто подобное уже пытались сделать депутаты на прошлом конкурсе. Тогда проигравшие конкурс перевозчики начали открытую войну с победителями, не пуская их на маршрут всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Власть устраивала проверки, проводила рейды. Но маршруток меньше не стало.
Сегодня позиция перевозчиков состоит в том, что существующие игроки рынка, имеющие лицензии, должны быть в приоритете. «Поэтому лишать их бизнеса на основании личного мнения чиновников о том, что городу не нужно столько пассажирского транспорта, нельзя», – считает Владимир Геворгян.
А навигаторы - необходимы
Приоритета касается и положение конкурса о навигаторах. Горсовет своим решением от 24 ноября 2010 года № 369 «О порядке допуска перевозчиков к осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок коммерческой маршрутной сети в городском сообщении на территории города Омска» установил наличие навигационной системы в маршрутках как приоритетное. При оценке заявок перевозчиков в качестве критерия учитывается способ диспетчерского контроля за движением транспортных средств по маршруту регулярных перевозок. Более высокий балл присваивается заявкам при наличии спутниковой системы контроля или при наличии гарантийных обязательств по внедрению данной системы в течение ближайшего времени (1-2 года).
Решение горсовета не высосано из пальца. Об этом говорится в статье 4 Федерального закона «О навигационной деятельности» и в постановлении правительства от 25 августа 2008 года № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», а также в приказе Минтранса Российской Федерации от 9 марта 2010 года № 55 «Об утверждении Перечня видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS». Все они мотивируют, что навигаторы повысят уровень безопасности перевозок пассажиров.
Итак, оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат все автобусы, троллейбусы и трамваи, используемые для перевозки пассажиров в качестве транспорта общего пользования.
В 2010 году администрация Омска уже оснастила навигационной аппаратурой весь подвижной состав муниципальных пассажирских предприятий города, а также ОАО «ПАТП-2». Теперь дело дошло до маршруток.
Контроль нужен всем
Но что же маршрутчики? Их обвиняют во многих грехах: они и от налогов уходят, и количество своих пассажиров занижают, и дистанции срезают, и пробки создают, и аварии устраивают. Большинство этих проблем, уверяют чиновники, можно решить установкой навигаторов.
Навигатор ГЛОНАСС представляет собой устройство, напоминающее мобильный телефон, которое передает в единую диспетчерскую службу информацию о местоположении машины, направлении и скорости ее движения. При внедрении системы можно контролировать водителя хоть автобуса, хоть машины «Скорой помощи». В ГИБДД уверены, что, находясь под постоянным контролем, водитель будет работать более ответственно, соблюдать правила и установленный маршрут. А при возникновении экстренной ситуации пассажирам и водителю уже не нужно будет по телефону объяснять месторасположение. Это увидит диспетчер. И примет решение направить на место медиков, пожарных или милицию.
Алена Зарина, ведущая автомобильной программы «Перекресток»:
- Если цель данного прибора – следить за соблюдением маршрута водителем «Газели», то я целиком и полностью поддерживаю нововведение. Очень часто они едут не по пути, отраженному в маршрутном листе, срезая и тем самым, возможно, даже создавая пробку. А если этот навигатор лишь для информирования водителя, то не вижу в этом никакого смысла.
Анатолий, водитель маршрутки, частный предприниматель:
- Да, я слышал, что якобы навигаторы поставят, точнее, обяжут это сделать. Но только не знаю, за чей счет. И якобы тогда ты с маршрута никуда не сможешь съехать. А как же заказ «Газели»? Я что, не смогу сойти с маршрута и отправиться в другую часть города? Но ведь это моя личная машина.
Следить будет якобы человек в ПАТП или еще где-то, у него на компьютере будет отражена вся картина, будут наблюдать за каждой машиной. А мне это зачем? Тем более еще и за мой счет.
Александр, наемный водитель маршрутки:
- Вообще, мне все равно, я просто водитель, о навигаторах пусть хозяин думает. Будем меньше срезать. Хотя если мне надо объехать пробку, то я всегда объеду, никакой навигатор не остановит.
Сергей, пассажир маршрутки:
Навигаторы в «Газелях» — это полный бред. Чтобы отследить перевозчика, нужен не простой навигатор, а с обратной связью. К тому же необходима целая команда людей, которая будет дежурить и эти маршрутки отслеживать на экране. И все это будет стоить уже хороших денег. А заплатим за все это, конечно, мы, пассажиры.
Антон, пассажир маршрутки:
- Если мэрия желает контролировать перевозки, то и ставить должна свои опломбированнные приборы, а так попытка контролировать перевозчиков превращается в обычный пиар.
Наталья, автолюбительница:
- Отличная идея с навигаторами! Хорошо бы ими еще и снегоуборочные машины оснастить и сделать схему с их местонахождением общедоступной в Интернете. Жители точно будут знать, сколько машин чистят город и сколько снега в тоннах вывозят. А потом оснастить технику по ремонту и строительству дорог. Вот тогда налево материалы уже не отвезут. Это все не менее ответственные и значимые дела. Причем выгода от внедрения ГЛОНАСС будет куда существенней, чем на маршрутках или троллейбусах.
ГЛОНАСС или GPS?
Еще 15 лет назад наша орбитальная группировка космических аппаратов уже была развернута до штатного состава – 24 спутника. С 2001 года Россия, по сути, заново создает ГЛОНАСС. Уязвимость прежней группировки состояла в том, что у нее был один заказчик и один потребитель – Министерство обороны. Монополист никого не подпускал к своей системе. Когда начались проблемы с финансированием армии, о ГЛОНАСС все забыли. В итоге, к ноябрю 2001 года в орбитальной группировке осталось всего шесть работоспособных спутников. Для сравнения: в то время орбитальная группировка системы американской системы GPS состояла из 28 спутников.
Сейчас с реконструкцией ГЛОНАСС российские навигационные приборы особенно выгодны для потребителей во всех странах, так как пока только мы сумели научить свои приемники принимать не только сигналы ГЛОНАСС, но и GPS, а также создаваемой сейчас европейской системы «Галилео» (Galileo). При этом Россия гарантирует: доступ мирового сообщества к гражданскому сигналу ГЛОНАСС ни при каких обстоятельствах ограничен не будет. В отличие от США, которые оставляют за собой право на санкции «в целях национальной безопасности».
Источник: http://avtotrans-m.ru
|