Культурист из шестидесятых
Авторская рубрика Александра ЯШКЕВИЧА
В летописи корпорации General Motors марка Pontiaс занимает исключительное место.
В первый же год своего появления Pontiaс сразу доказал свою состоятельность и полноценность, что позволило продать около 77 тысяч автомобилей. Впоследствии он неоднократно оказывался лидером в соответствующем сегменте рынка. Его стремительный успех нередко затмевал деятельность всей империи GM. Самая знаменитая марка американских автомобилей Pontiaс получила свое название в честь города, в котором была основана фирма, их производившая. Но мало кто знает, что на самом деле Pontiaс – имя вполне реальной исторической личности – легендарного индейского вождя племени оттава, сплотившего вокруг себя в 1762 году несколько индей-ских племен и выступавшего в войне за независимость на стороне французских колонистов.
Вождь шестицилиндровых
Фирма по производству конных колясок «Понтиак Багги Компани» была основана в 1893 году Эдуардом Мэрфи в городе Понтиак, штат Мичиган. С 1907 года она выпускала автомобили «Окленд», а с 1909 фирма вошла в состав GM. Первые машины марки Pontiac появились в Нью-Йоркском автосалоне в 1926 году. К этому времени у руководителя Oakland созрела идея создания недорогого автомобиля с шестицилиндровым двигателем, и такая машина на шасси Сhevrolet была сделана. На фирменной эмблеме красовался «портрет» вождя в традиционном головном уборе из перьев, а под ним стояла несколько нескромная подпись: Chief of the Sixes – «Вождь шестицилиндровых». «Понтиаки» с 6-цилиндровым мотором объемом 3065 см3 оказались настолько удачными, что в 1932 году производство однотипных и более дорогих моделей «Oakland» пришлось прекратить. Долгие годы Pontiac был самой массовой и популярной моделью с шестью цилиндрами в Америке.
Но к концу пятидесятых годов репутация марки не то чтобы испортилась, но оставляла желать лучшего: машины «Pontiac» воспринимались покупателями как «стариковские» – добротные, надежные и вместительные, вяловатые на ходу и невыразительные внешне. С 1956 года команду менеджеров отделения Pontiac возглавил 43-летний Саймон Клудсен. Будучи самым молодым руководителем корпорации, Саймон оказал существенное влияние на имидж Pontiac. В арсенале появился специально подготовленный двигатель V8, оснащенный парой очень производительных карбюраторов. Благодаря этому подкапотному монстру (320 л.с.) «Pontiac» начал решительно теснить соперников на национальных автодромах.
Для молодых и спортивных
Первые спортивные достижения не замедлили сказаться: «омоложение» покупательской аудитории, и, соответственно, рост продаж.
В 1958 году стилистическое подразделение General Motors оказывается поставленным перед необходимостью отказываться от фэйслифта еще свежих моделей и готовить им на смену абсолютно новый дизайн – космическо-ракетный. Из-за острой нехватки времени все пять марок корпорации General Motors получают один и тот же кузов – в нескольких вариантах – соответствующим образом оформленный за счет оперения и декора. По ходу дела руководство отделения Pontiac отмечает, что для нового кузова колея шасси кажется слишком узкой, и принимает вполне волюнтаристическое решение расширить ее на пять дюймов. Решение оказывается правильным, и автомобиль 1959 года подается публике как «новый ширококолейный Pontiac». Действительно, модели 1959 года привлекали особым изяществом, высоким уровнем оснащенности и солидной электровооруженностью.
Спустя два года дебютировала «компактная» модель «Темпест», объединившая немало инженерно-технических особенностей: рама, выполненная вместе с кузовом, заключенный в трубу карданный вал; независимая задняя подвеска, вынесенная к заднему мосту коробка передач, сблокированная с картером главной передачи задних ведущих колес (схема «трансэкл» – transaxle) и четырехцилиндровый двигатель, полученный делением мотора V8 пополам.
Tempest, моментально вызвавший ажиотажный спрос, вывел Pontiac на третье место в абсолютном зачете по итогам продаж на рынке США в 1962 году. Однако независимая подвеска задних колес «Тампеста» оказалась неудачной, и в 1964 году ее заменили обычной цельной балкой.
Как яхту назовете...
К концу пятидесятых годов у Pontiac сложилась громкая спортивная репутация, не потускневшая и по сей день.
Самая большая и дорогая машина получила название Bonneville – в честь высохшего соляного озера, на ровной и идеально гладкой поверхности которого систематически устанавливались и побивались самые разнообразные рекорды. Самую маленькую, но в исполнении делюкс, прозвали LeMans – по знаменитой европейской гоночной трассе. Еще одна модель носила замечательное название Grand Prix. В последствии появились и другие «гоночные» имена: 2+2, Grand Am, Trans Am, Formula. Но только Pontiac GTO удостоился чести быть представленным в Зале славы (Cruisin Hall of Fame) в городе Сан-Бернордино, штат Калифорния. Как получилось, что автомобиль, вообще не предполагавшийся к существованию, стал горючим для разжигания конкуренции между GM, Ford и Сhrysler в производстве машин этого класса?
Умный в гору не пойдет
В 1963 году высшее руководство GM резко приостановило финансирование спортивных мероприятий, мотивируя это началом очередного этапа перевооружения и расширения производства. Мало того, по всем отделениям GM было разослано письмо, в котором для вновь запускаемых в производство моделей устанавливались обязательные соотношения массы автомобиля и рабочего объема двигателя. Проще говоря, запрещалось на среднеразмерные автомобили ставить двигатели большого литража. Главным инженером Pontiac в то время работал Джон Де Лорен, и вместе с соратниками он нашел «лазейку» в строгом предписании. Если все новые модели необходимо было согласовывать «на самом верху», то относительно опций решение принималось на уровне отделения. И в октябре 1963 года для люксовой модели Pontiac «Tempest Le Mans» был предложен своеобразный спорт-пакет: 325-сильный мотор V8 объемом 5,4 л, механическая трехступенчатая КПП, иная главная пара, усиленное сидение, сдвоенные выхлопные трубы, интегрированные в капот воздухозаборники. Весь этот набор опций окрестили звонким именем GТО и просили за все удовольствие всего-то 296 долларов. Конечно, в ту стоимость входила и стоимость шильдиков GТО, которыми мощная машина должна была выделяться среди себе подобных. Руководство отделения рассчитывало продать 5000 машин, но вскоре стало ясно, что спрос намного превышает предложение, и в 1964 году было продано 32450 машин Tempest GТО с двухдверными кузовами купе, хардтоп и кабриолет. Имя GТО автомобиль «позаимствовал» у настоящего спорткара Ferari-250 GTO, равному которому на гоночных трассах с 1962 по 1964 годы не было. Что означает GT – понятно – Gran Turismo, а вот буква «О» – «оmologato» – подтверждало соответствие гоночной машины новым, более жестким правилам безопасности, введенным FIA.
Был бы мотор...
Для настоящего спорткара двухдверка Pontiac GТО была, конечно, слишком большой и слишком тяжелой, да и простейшая подвеска не могла дать отточенной управляемо-сти. Зато огромный V8 гарантировал спорткаровский разгон – с нуля до 60 миль/час (с 0 до 90 км/час) за 6,6 секунд! Кстати, Ferrari-250 GTO разгонялся до сотни за 5,6 секунды.
Удачное сочетание стильного «ширококолейного» кузова и мощного двигателя с вполне демократичной ценой самым благотворным образом сказались на сбыте Pontiac GTO. Именно данная марка, Pontiac GTO, положила начало так называемым мускулистым автомобилям (muscle cars) и породила множество подражателей. Успех 1964 года подтолкнул к развитию модификации GТО в 1965 году. Прежде всего, машина получила сдвоенные фары «столбиком» и задние фонари такие же, как и у полноразмерных моделей Pontiac. Мощность двигателя повысили до 360 л.с. Машина продавалась так хорошо, что в 1966 году Pontiac GТО стал самостоятельной моделью с характерным силуэтом кузова, боковины которого с перетянутым пояском перед аркой задних колес напоминали бутылку кока-колы. Молодежь, уже оценившая все прелести мощных спортивных моделей, приняла на «ура» GTO, и ее счастливыми обладателями стали 96946 человек. Это был наивысший показатель продаж среди всех выпускаемых «muscle cars».
Ежегодное обновление модели поддерживало хороший спрос, и 1968 году по итогам конкурса «Автомобиль года», проводимого журналами «Мотор Тренд», Pontiac GTO как гармоничное сочетание стайлинга, безопасности и динамических параметров добился титула победителя.
GTO 1968 года обладал уникальным элементом активной безопасности – энергопоглащающим бампером, спроектированным инженерами «Понтиака» и ставшего объектом для подражания. Собственно, бампером служила практически вся облицовка радиатора, сделанная из специальной резины. При ударе она практически не разрушалась и восстанавливала свою форму после него.
Последние из могикан
Популярность GTO не давала покоя конкурентам. Plymouth в 1968 году создает в противовес «Понтиаку» модель Road Runner с двигателем V8 в 395 л.с.! Не остался в стороне и Ford. В 1969 году на рынке muscle cars появился умопомрачительный «Mercury Marauder» исполинских размеров с фиксированным V8 в 400 л.с. и многочисленными тяжеловесными опциями из разряда люкс. В том же ряду находились Dodge Charder, Dodg Challender, Chevrolet Camaro...
Конец 60-х годов стал золотой эрой muscle cars, начало которой положил Pontiac GTO. Умелая рекламная кампания и постоянное обновление позволили GTO продержаться на конвейере 11 лет. Последняя модель GTO увидела свет в 1974 году, а всего было выпущено 514793 автомобиля. С начала семидесятых годов на американское автомобилестроение в целом и на марку Pontiac, в частности, посыпались одна за другой беды. Грянуло нефтяное эмбарго, введение жестких нормативов на токсичность отработавших газов, повышенное налогообложение автомобилей с плохой топливной экономичностью – и крупнолитражные машины в одночасье лишились своей традиционной популярности. Тираж и структура американских легковых автомобилей коренным образом изменились...
Pontiac GTO же останется самым первым в когорте, именуемой muscle cars. Первым, стопроцентно подтвердившем фирменный лозунг отделения Pontiac: We build excitement («Мы строим, чтобы будоражить», или «Мы создаем волнение»).
В 1999 году в Детройте GM показала концепт Pontiac GTO, буквально сотканный из отдельных элементов, характерных для серийных автомобилей GTO разных лет выпуска. Это, конечно, не означает, что подзабытая модель воскреснет, но... нет ничего невозможного...
Источник: http://avtotrans-m.ru
|