ПРАВЫЙ РУЛЬ ЗАПРЕТЯТ?
Разбираемся с техрегламентомСлухи и пересуды
В последнее время все чаще в редакцию журнала звонят взволнованные читатели с вопросом «запретят ли правый руль?» В прессе периодически появляются новости с противоречивым содержанием. Перекупщики на рынке и вовсе, ссылаясь на «компетентные источники», с авторитетным видом пугают друг друга невероятными байками: «Купишь «японца», а в октябре с учета не снимешь!», «На Севере уже запретили эксплуатацию...», «Ввоз запретят, а имеющимся заставят руль переставлять налево». Правда, если попытаться расспросить такого сплетника, выяснится, что все его утверждения основаны на рассказах друзей и знакомых. С чем же связан запрет правого руля, большинство из них и вовсе не знают.
Те же панические настроения подтверждает опрос, проведенный порталом autoomsk.ru. Большинство наших читателей в течение месяца голосовали за то, что запрет на ввоз правого руля все-таки введут. Лишь немного отставало мнение об ограничении постановки на учет. И лишь за последние две недели вперед вырвался ответ: «Это интриги продавцов европейских машин». Так в чем же дело? Чем вызвана паника? И как обстоят дела на самом деле?
Виноват Техрегламент
А дело все в техрегламенте. Сколько раз мы уже писали об этом новом законе. И до сих пор ни у кого нет полного понимания. Главная неоднозначность регламента связана с ограничением на ввоз подержанных автомобилей из Японии: формат идентификационного номера кузова в Японии не совпадает с новыми требованиями. Справедливости ради следует отметить, что и сами авторы этого проекта до сих пор не могут до конца разобраться в своем детище. Зимой были подготовлены поправки, в которых отменялось действие некоторых пунктов для ввоза автомобилей в частном порядке. Однако они приняты не были.
Тем временем в Интернете муссировались слухи о том, что в дальневосточных отделениях ГИБДД водителей предупреждают о том, что с сентября 2010 года ставить на учет японские авто перестанут. Во владивостокском МРЭО якобы даже висело объявление об этом. Дальше всех пошли наши соседи новосибирцы, распространив в глобальной сети «официальное» заявление начальника местного Управления ГИБДД о том, что запрет правого руля совершенно очевиден. Однако пресс-служба Новосибирского ГИБДД поспешила отказаться от этой информации, отметив, что главный инспектор говорил не о запрете, а о вступлении в силу техрегламента, а уж что будет запрещать или разрешать данный документ, они не знают».
Автора к ответу!
Несладко пришлось и автору техрегламента Алексею Рахманову. Его блог в глобальной сети трещал по швам от гневных посланий взволнованных водителей. Законотворец пытался оправдаться, что его проект ничего не запрещает и такой задачи не ставилось вовсе. Верить ему не спешили. Тогда Рахманов официально объявил: «Обещаю, что заявленный на высшем уровне отказ от запрета правого руля будет выполнен. И если остаются какие-то недоразумения вроде ВИН-номера — мы это урегулируем». Алексей, засыпанный вопросами, угрозами и мольбами, даже дал торжественную клятву: «Обещаю, что не будут пересмат-риваться правила по головному свету, никто не запретит ввоз подержанных машин, правила ТО будут одинаковы для всех».
И вот, когда до вступления в силу Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств остается меньше трех месяцев, поправки, наконец, обнародованы.
Документ призван уточнить многие формулировки в исходном тексте регламента, дать разъяснения основным терминам и сгладить пункты, вызвавшие наиболее негативную реакцию общественности. Документ пока не утвержден. Давайте разберемся, какие существенные изменения внесены в текст проекта.
VIN или Frame?
Самое главное. Техрегламент (в его текущей редакции, вступающей в силу 10 сентября 2010 года) утверждает, что автомобиль, выпускаемый в обращение в России (произведенный или импортированный в РФ), должен быть промаркирован 17-значным VIN-номером (Приложение №8 пункт 1.2). Однако не все автомобили имеют VIN-код. Выпущенные для японского рынка маркируются 11-значным Frame-номером. По логике техрегламента получается, что если нет ВИНа — нет и машины, нет свободного импорта подержанных машин из Японии.
Теперь требования подпункта 1.2 не распространяются на единичные транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации. Единичное транспортное средство — это ТС, ввозимое в Россию без предоставления документов, подтверждающих проведение оценки соответствия в форме одобрения.
В случае принятия поправок
Физические лица смогут свободно ввозить подержанные иномарки на территорию РФ.
Регулировка света фар
В приложении №5 к регламенту среди прочих требований к фарам ближнего и дальнего света есть пункт, требующий корректировки светового пучка автомобилей, выпущенных для внутреннего японского рынка: «1.3.14.2. На транспортном средстве не должны устанавливаться фары ближнего света, предназначенные для дорог с левосторонним движением». Данное требование исключено совсем.
В случае принятия поправок
Не будет необходимости регулировать фары японских автомобилей перед ввозом автомобилей в Россию, корректировка фар потребуется только перед прохождением технического осмотра.
Колхозный ксенон
Одним из требований техрегламента является запрет на установку ксеноновых фар без автоматического корректора: «1.3.14.7. Использование газоразрядных источников света категории D (категория D — ксенон, категория С — лампы накаливания, категория H — галогеновые лампы) на транспортных средствах, не оснащенных автоматическими корректорами фар, не допускается. Автоматические корректоры фар на транспортных средствах, оснащенных фарами с газоразрядными источниками света, должны быть работоспособны». Данный пункт исключается из итогового документа. Вместо него будет принята другая формулировка: «Фары ближнего света, источник света которых представляет собой газоразрядную лампу (читай: ксенон), должны быть оснащены устройством фароочистки и работоспособным автоматическим устройством регулировки угла наклона».
В случае принятия поправок Ксенон в фары головного света можно будет ставить самостоятельно, но только с фароомывателем и автоматическим корректором. Те же требования относятся к установке ксеноновых фар в «противотуманки».
«Кенгурятники» и бамперы
Техрегламент запрещает установку на любые пассажирские автомобили усиленных бамперов или «кенгурятников»: «Запрещается установка на транспортные средства категорий М1 и N1, включая транспортные средства повышенной проходимости, выступающих вперед частей конструкции, крепящихся к бамперу или другим элементам передней части транспортного средства, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными характеристиками». В новой редакции предлагается исключить автомобили с повышенной проходимости массой не более двух тонн, с максимально допустимой нагрузкой не более 3,5 тонны и количеством посадочных мест не более 4-х. В случае принятия поправок Установка усиленных бамперов и решеток на внедорожники разрешается.
Импорт запчастей
В техническом регламенте в пункте 86 содержится требование, фактически позволяющее фирме-производителю монополизировать рынок России: «В качестве заявителя выступает изготовитель компонентов или его уполномоченный представитель, действующий от его имени. В случае подачи заявки на подтверждение соответствия партии компонентов, изготовленных за пределами Российской Федерации, заявителем может являться ее импортер. В этом случае предоставления полномочий от изготовителя не требуется». В такой формулировке ввозить в РФ запчасти может только фирма-изготовитель. Свободный или параллельный импорт становится невозможными. Это вызвало негативную реакцию у параллельных импортеров и антимонопольщиков. В новой редакции технического регламента данный пункт уточнен: «В случае подачи заявки на подтверждение соответствия партии компонентов, изготовленных за пределами Российской Федерации, заявителем может являться импортер или компания, организованная как оптовый склад. Закупки оптового склада непосредственно у изготовителей должны быть подтверждены документально. Предоставления полномочий от изготовителя импортеру или оптовому складу не требуется». В случае принятия поправок Фирмы-импортеры могут ввозить в РФ запчасти к автомобилям, не будучи при этом официальными представителями производителя.
Что дальше?
Итак, поправки написаны и озвучены. С ними техрегламент приобретает новое звучание. Он предъявляет довольно жесткие требования к производителям (вплоть до наличия датчиков давления в шинах) и довольно мягкие к обычным гражданам, которые ввозят автомобили в индивидуальном порядке. Одиозные требования удалены из текста полностью. Успеют ли все это одобрить и принять? Оставшегося времени более чем достаточно. В любом случае здравый смысл должен победить. И если запрет ввоза автомобиля с неправильно расположенным рулем (равно как «кенгурятники», колхозный ксенон и другое) еще можно как-то оправдать и понять, то ограничение регистрационных действий для ввезенных машин выглядит полным бредом либо спекуляцией тех, кому это выгодно. Последнее подтверждает и наш опрос автомобилистов.
Александр ЗАРЕМБА
Источник: http://avtotrans-m.ru
|