Практические советы при ДТП
Правило первое:
Фиксируйте обстоятельства ДТП
В ДТП, как и в другой сложной жизненной ситуации, выигрывает тот, кто сохраняет спокойствие и трезвый ум. Поэтому после ДТП вы должны записать все данные второго участника, номер, модель и цвет его автомобиля.
Обратите внимание на особенности участка дороги, где произошло ДТП, наличие дорожных знаков, разметки, состояние дорожного покрытия. Кроме того, отметьте следы ДТП: тормозной путь, следы осыпи, осколки стекол, частей автомобиля. Запишите имена, адреса и телефоны свидетелей ДТП. Внимательно осмотрите транспортное средство второго участника ДТП, для того чтобы на вас «не повесили» старые повреждения автомобиля от прошлых аварий. Лучше, чтобы в автомобиле всегда находился фотоаппарат для фиксации обстановки ДТП, на крайний случай может пригодиться сотовый телефон со встроенным цифровым фотоаппаратом.
Пример: В Центр страхового права обратился гражданин С., который стал участником ДТП. Как объяснил С. сразу после аварии, в которой была явная вина другого водителя на место, по звонку последнего съехалась «группа поддержки» и стала убеждать невиновного в том, что на самом деле он виноват. Ситуацию спас знакомый С., который прибыл на место ДТП с фотоаппаратом и сделал несколько снимков расположения автомобилей. В ходе последующего судебного разбирательства данные фотографии позволили экспертам-автотехникам определить реального виновника ДТП. Потерпевший получил заслуженную компенсацию от страховой компании.
Правило второе:
Контролируйте правильность действий сотрудника ГИБДД
Это правило означает, что вы должны не стесняясь принимать активное участие в осмотре места ДТП и оформлении необходимых документов. Прежде всего, следите за правильностью фиксации всех следов на месте ДТП и проводимых замеров. От этого напрямую зависит, кто будет признан виновным в ДТП. Не подписывайте пустые бланки схемы ДТП или объяснений!
В объяснении вы должны зафиксировать обстоятельства ДТП, если за вас объяснение написал сотрудник ГИБДД, проверьте, правильно ли отражены в объяснении обстоятельства происшествия.
Пример: В Центр страхового права обратилась гражданка К. Она пояснила, что управляя автомобилем новый ситроен с4 седан, она столкнулась на ул. Б. Хмельницкого с грузовиком. Водитель грузовика был явно виноват в ДТП. Направление движения его автомобиля и силу удара показывало отлетевшее в сторону зеркало легкового автомобиля. Однако сотрудники ГИБДД не отразили в схеме ДТП лежавшее на проезжей части зеркало. Поэтому понадобилось привлечение экспертов и долгое судебное заседание для того, чтобы доказать невиновность К.
Правило третье:
Не признавайте свою вину в ДТП, если вы не виноваты
Надо запомнить, что вину в ДТП устанавливает только суд. Однако сотрудники ГИБДД на месте составляют протокол в отношении лица, нарушившего ПДД. Впоследствии после производства по административному материалу инспектор ГИБДД выносит решение о привлечении лица к административной ответственности. От составления этих двух документов зависит вопрос о выплате страхового возмещения пострадавшей стороне. Если виноват в ДТП второй участник, у вас есть все основания на получение страховой выплаты по его полису страхования гражданской ответственности.
Имел место случай, когда некий гражданин по договоренности с виновником ДТП поменял его вину на свою для того чтобы разделить с виновником сумму страхового возмещения. Для этого даже состоялся судебный процесс с признанием вины. Однако страховая компания установила реального виновника.
Правило четвертое:
Узнайте, где застрахован второй участник ДТП
Для того чтобы рассчитывать на получение страховки по ОСАГО, вы должны знать страховую компанию виновника, чтобы обратиться туда с заявлением о страховом случае. Для этого, вы должны узнать, где застрахован виновник. Помните, что каждый водитель должен возить с собой страховой полис ОСАГО (за отсутствие полиса полагается штраф), поэтому потребуйте полис для ознакомления. При отказе показать полис обратитесь к сотрудникам ГИБДД для установления факта наличия полиса у виновника ДТП.
При предъявлении полиса обязательно запишите название и адрес страховой компании, номер и серию полиса, дату выдачи, адрес и телефоны страховой компании, фамилию представителя компании, подписавшего полис, данные лиц, вписанных в полис. Если у водителя нет полиса, запишите номер «стикера» – наклейки на лобовом стекле, которая свидетельствует о выдаче полиса ОСАГО.
Пример: Очень распространенной ошибкой водителей является то, что участники ДТП не пытаются узнать о наличии страховки, а если интересуются, то не смотрят документы, а верят на слово. В подобной ситуации, особенно если второй участник ДТП проживает в другом регионе, шансы получить страховку практически равны нулю.
Правило пятое:
Обратитесь в страховую компанию
Если виноваты не вы, то страховая компания виновника или ваша страховая компания (по вашему выбору) должна возместить вам ущерб. Для этого вам лучше незамедлительно после ДТП обратиться в ближайший филиал этой страховой компании и подготовить документы, предусмотренные Правилами обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (заявление о страховом событии, извещение о ДТП, справку о ДТП и др.). Страховая компания обязана организовать оценку ущерба от ДТП, но если этого не произошло по истечении пяти дней после вашего заявления в страховую компанию, вы имеете полное право провести оценку самостоятельно.
Сделайте копии всех представленных документов и получите у сотрудника страховой компании подтверждение того, что все документы он от вас принял.
Законом предусмотрен срок страховой выплаты по ОСАГО - в течение 30 дней, со дня получения всех документов о ДТП, если этот срок нарушен, можете смело обращаться в суд.
Пример: Некоторые страховые компании и сотрудники ГИБДД взяли за правило отправлять потерпевших по всем инстанциям и требовать предоставления самых немыслимых документов, кстати, не предусмотренных Законом и Правилами об ОСАГО. В практике специалистов Центра страхового права имел место случай, когда сотрудник ГИБДД посоветовал потерпевшему обратиться за выплатой по ОСАГО сразу в Российский союз страховщиков, при этом, пояснив, что сначала нужно дождаться окончания дознания пол делу. Подобное некомпетентное консультирование привело к тому, что потерпевший нарушил сроки подачи заявления о страховом событии, а все документы представил совершенно в другую компанию.
Еще один пример. Одна из омских страховых компаний, являясь одновременно представителем другой страховой компании, расположенной на севере, посоветовала потерпевшему обратиться в город Ханты-Мансийск. Между тем, закон позволяет обращаться с заявлением в ближайшее представительство страховой компании.
Правило шестое: Обращайтесь за помощью к юристам
К сожалению, редкое ДТП заканчивается благополучно, без споров с виновниками или страховой компанией. Как правило, возникает обратная ситуация: потерпевший ходит по замкнутому кругу: виновник — ГИБДД — страховая компания и везде получает «от ворот поворот». Проблема в том, что большинство автомобилистов пытается решить проблемы самостоятельно, не зная сложной системы административного производства, оценки стоимости ремонта, страхового дела и множества других правовых вопросов. Расплата за самонадеянность — потерянное время, нервы и деньги. Проблемы автомобилиста могут решить только опытные юристы — специалисты по ДТП и страховым спорам.
Источник: http://avtotrans-m.ru
|