ГОНКИ ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ
Гонки для выживания
В прошлом году в Омской области произошло более тысячи дорожно-транспортных происшествий из-за отсутствия у водителей навыков управлять транспортным средством в изменившихся условиях.
Это и неправильный расчет дистанции, и неумение двигаться задним ходом, и ошибки выбора скоростного режима в зависимости от погоды
Лед для «чайников»
Известный омский автогонщик Виктор Саблин решил создать программу контраварийной подготовки водителей. Задумка Виктора Петровича – научить управлять машиной в сложных погодных и дорожных условиях. Сам автогонщик предпочитает называть свои курсы «школой экстремального вождения». А экстрим в наших сибирских условиях – это, прежде всего, гололед. Поэтому занятия будут проводиться на льду, точнее, на поверхности замерзших природных водоемов. Здесь и скольжение по-настоящему экстремальное, и неограниченное пространство позволяет избежать травм человеку и повреждений его автомобилю. Обучение будет проходить на личном авто хозяев. Практика показала, что тренировка навыков экстремального вождения сводится к нулю, если обучаемый практиковался на одном авто, а ездить предстоит на другом.
- У нас в большинстве случаев не водитель управляет автомобилем, а автомобиль водителем. Если по не-опытности заблокировали колеса, заглох мотор и машину понесло, то автолюбители уже ничего не могут сделать, – разъясняет проблему сам Виктор Саблин, автор программы контраварийного вождения. – Сейчас редко по вине автомобиля происходят ДТП. Это раньше то тяга отвалится, то колесо, то еще что-
нибудь, а теперь машины, особенно импортные, сделаны качественно, мало того, они оснащены большим количеством вспомогательных узлов и систем. Это и АБС, и «противопробуксовка», и брейк-система, – есть все возможности для безаварийной езды. Но этого не происходит! Человеческий фактор по-прежнему остается решающим. Свести этот фактор к минимуму – и есть задача, которую я перед собой ставлю.
Школы контраварийной подготовки существуют во всех крупных российских городах, а в столице их не один десяток. Как правило, в них преподают мастера автоспорта. Например, неоднократный чемпион СССР по трековым гонкам Владимир Гольцов несколько лет назад основал школу в Ижевске, и теперь очередь желающих в ней обучаться расписана на год вперед.
В Омске были попытки открыть подобные курсы, но все проекты существовали недолго. Виктор Саблин полон решимости обосноваться на этом поприще всерьез.
Права не дают право
Когда в Омском институте физической культуры основывалась кафедра автомобильного спорта, Виктора Саблина привлекали для составления учебной программы и проведения практических занятий. Первые же уроки со студентами показали, что многие из них не умеют даже правильно держаться за руль и им пользоваться. Виктор Петрович провел нехитрый тест: надо было повернуть руль налево, затем направо и так десять раз подряд на время. Эксперимент выявил, что эти нехитрые манипуляции сбивают дыхание и быстро утомляют. Однако если водитель правильно сядет, установит нужное расстояния от кресла до руля, то скорость выполнения этого упражнения значительно возрастает, причем без одышки и ухудшения реакции. Это применительно к студентам физкультурного! Что же говорить о рядовых автолюбителях, которые закончили курсы в обычных автошколах, где приоритет отдается изучению правил дорожного движения. А практических занятий по вождению очень мало и проходят они в идеальных условиях: рядом сидит инструктор и жмет за тебя на газ и сцепление. Когда автор этих строк сдавал экзамены по практическому вождению, то не успевал даже нажимать на педали, потому что ушлый инструктор опережал все действия экзаменуемого, дабы не заглохнуть на виду у строгого инспектора ГАИ. Конечно, ни все автошколы «ставят на конвейер», но и там, где к практическому вождению относятся серьезно, – просто не хватает времени. А тем более тренировать курсанта на льду никакой инструктор не станет.
- Школа контраварийного вождения, конечно, нужна. Особенно тем, у кого мало опыта, а ему надо начинать ездить часто и в самых разных условиях, – высказывает свое мнение Дмитрий Васильев, директор автошколы «Каскад». – На первый взгляд может показаться, что эти курсы составят нам, автошколам, конкуренцию. Но это не так. Наша задача – обучить курсантов правилам дорожного движения и начальным навыкам вождения. А государственные стандарты, по которым мы работаем, предусматривают ограниченное количество часов на практику. И те, кто чувствует, что им нужна дополнительная подготовка, могли бы пойти на контраварийные курсы, после которых они будут культурнее вести себя на дорогах. Те, кто потренируется на льду, кого побросает и позаносит хорошенько, будут знать, к каким последствиям может привести превышение скорости на скользкой дороге, и они уже не станут лихачить в городе.
В Германии, например, учеба в автошколах заканчивается ни тогда, когда сдаются экзамены. Права выдаются лишь тем, кто проехал определенное количество часов в различное время суток, во всевозможных условиях и на трассах разной интенсивности. «Уд» или «неуд» ставит не пришедший на разовую проверку инспектор, а тот, кто все эти часы сидел рядом с обучаемым. То есть инструктор. Только он может решить – готов человек к самостоятельному вождению или нет.
Лошадь отделалась легким испугом
Автолюбителям зачастую невдомек, что некоторые узлы их автомобиля, помимо своего основного назначения, являются дополненным подспорьем безопасности. Если о торможении коробкой передач многие хотя бы слышали, то о повороте с помощью ручного тормоза знают не многие.
- У меня жизненный был пример: еду по дороге, начинаю обгон и тут навстречу вылетает ЗИЛ-157, – вспоминает Виктор Саблин. - Я начинаю тормозить, меня ставит боком, но продолжает нести по «встречке» прямо на «ЗИЛ». Но я тут начинаю работать ручником, меня разворачивает еще на 90 градусов и я оказываюсь задом к грузовику. Тут же переключаю на первую передачу и на газ! Дым из-под колес! Удалось все-таки затормозить, буквально в нескольких сантиметрах от «ЗИЛа». Единственное последствие – это легкий шок у водителя грузовика. Прямо как у Ильфа с Петровым: водитель «ЗИЛа» отделался испугом, когда увидел дым и искры из под колес моей машины. А вот не было бы у меня навыков пользования «ручником» или ехал бы кто другой – то оказался бы под этим «ЗИЛом».
И соревновательный, и тренер-ский опыт Виктора Саблина убедил его, что зачастую автолюбители в экстренных ситуациях принимают решения, которые только усугубляют последствия. Это он может сказать и про тех, кто считает себя мастером вождения. Когда в Омске начинали проводить дрэг-рэйсинг (асфальтовые гонки по короткой прямой), помимо самих заездов на скорость, их участникам предложили пройти по две элементарные фигуры вождения: «змейку» задним ходом и въезд в ограниченное пространство. Результаты этого соревнования выявили, что 60% тех, кто называет себя «стритрейсерами», не обладают элементарными навыками вождения, хотя управляют очень «серьезными» машинами.
Курсы не для курсисток
Один из опросов среди автолюбителей показал, что треть из них предпочли бы лобовое столкновение на скорости 40 км/час, чем «нырять» в кювет или «прыгать» на бордюр. А тесты демонстрируют, что у человека отрываются внутренние органы при столкновении с препятствием на скорости 80 км/час, а это и есть те 40 км/час своих плюс 40 км/час. – скорость встречного авто. Но если бы водитель знал, что можно «ручником» поставить автомобиль боком и «проскользнуть» в кювет, то немало столкновений трагедии удалось бы предотвратить.
- Идея Виктора Саблина создать программу контраварийной подготовки как нельзя кстати. Освоить азы спортивного вождения очень важно. Не для того, чтобы лихачить на дорогах, а чтобы предотвращать дорожно-транспортные происшествия, – прокомментировал проблему Евгений Харченко, КМС спорта, омский автогонщик. – Вот у меня был случай: еду по Иртышской набережной, и тут на мою полосу со встречной вылетает и разворачивается «девятка». И уйти от столкновения по встречной полосе было невозможно – там шел поток автомобилей. Тормозить тоже было поздно, и я специальным приемом «прыгнул» на обочину, там протащило меня между деревьями, и как ни в чем не бывало я снова оказался на проезжей части с целыми и невредимыми пассажирами и своим автомобилем. Я ведь в тот момент не рассуждал, как и что делать! Ведь в моем распоряжении были считанные секунды! Я просто автоматически применил навыки вождения, которые приобрел будучи спортсменом. А навыки эти не такие уж и сложные. Так что неплохо, если бы ими владели все участ-ники движения.
По Виктору Саблину всего 11 часов индивидуальных практических занятий, как правило, хватает, чтобы освоить самый элементарный арсенал приемов вождения в экстремальных условиях. А главное, все, кто пройдет подобные курсы, не просто вспомнят, что проходили в автошколе на уроках теории, но и на практике начнут применять эти приемы.
- Взять, к примеру, ремни безопасности. Многие считают их прихотью карающих органов, чтобы было за что штрафовать несчастных граждан. Я уверен, что всего за один час занятий на ледяной поверхности любой убедится, что ремни - это жизненная необходимость. Через час «мотания» по салону водитель сам пристегнется, если не сделал этого перед началом заезда. И так по многим пунктам – на практике можно показать, как эффективно подтормаживать трансмиссией, как с помощью ручного тормоза уходить в сторону. А те, кому понравятся наши уроки, почувствуют, что автоспорт – это их хобби, смогут ходить в наш спортивный клуб. Как раз на его базе и будут организованы курсы экстремального вождения.
Владимир Никитин
Подробную информацию о курсах контр-аварийного вождения вы можете узнать по тел. 8-904-820-00-27
Данные ГБДД
Причины ДТП в Омской областив 2007 году
Несоответствие скорости дорожным условиям 367
Неправильный выбор дистанции 146
Несоблюдение условий движения задним ходом 94
Личность
Виктор Саблин начал заниматься автомобильным спортом в 1969 году как картингист. С 1980 года – трековые гонки на тольяттинской «классике». Затем на переднеприводных «ВАЗах». Участник соревнований на багги. Неоднократный победитель и призер всесоюзных соревнований по трековым гонкам. Мастер сорта России и Казахстана.
Источник: http://avtotrans-m.ru
|