ШУМУ-НЕТ!
Этап первый.Проклеиваем двериОпределяем цель
Причин для того, чтобы разобрать полмашины и тщательно проклеить все стыки и щели, немало, и все они оправданны. Возможно, вы загорелись идеей поучаствовать в ближайших соревнованиях по звуковому давлению, а панели в автомобиле так трещат, что напрочь заглушают сопрано Джастина Тимберлейка. Или, может, простаивая в пробке на Ленинградском мосту в час пик, стараетесь постичь дзен в звенящей тишине? А, возможно, причина еще банальнее – ваш ВАЗ-2108 настолько «разговорчив», что даже на парковке его панели не замолкают и продолжают перекликаться друг с другом. Как бы то ни было, все это действует на нервы и приводит к одной-единственной мысли: пора взять в руки отвертку и клей! В хит-параде шумов и скрипов работа двигателя стабильно занимает первые строчки. Менеджер в автосалоне может сколько угодно щебетать о том, насколько бесшумно трудится этот мотор, но рано или поздно даже самое немузыкальное ухо автовладельца начнет различать целую гамму звуков, издаваемых агрегатом. Чуть потише, но тоже ощутимо шуршат покрышки, особенно зимние, оснащенные металлическими шипами. И хотя производители уверяют, что каждая новая шинная коллекция тише предыдущей в разы, идеально «молчаливой» резины еще никто миру так и не представил.
Считается, что процедура шумоизоляции прописывается исключительно отечественным автомобилям, однако «японцы» признаны такими же частыми клиентами сервисов по установке «шумки» – производители в целях экономии не очень-то заботятся о высоком качестве штатной шумоизоляции и точной подгонке всех деталей.
Действуем сообща
Шумоизоляция бывает частичной и полной. Если хотите, чтобы дребезга было поменьше, а прилагать усилия лень, можно обойтись шумоизоляционной подготовкой дверей, днища/капота, пластиковых деталей в салоне. Все это значительно повысит акустические свойства аудиосистемы, устранит скрипы и снизит уровень уличного шума. Во всяком случае, первое время будет казаться, что в машине стало значительно тише, а вот потом ухо начнет различать другие шумы. И вот тогда, возможно, вы решитесь на полную шумоизоляцию, а для достижения эффекта «тишина вокруг» придется потрудиться, как следует. Переработке подвергнутся все двери, колесные арки, пол, пластиковые детали салонной обшивки, задняя полка, потолок, торпедо и центральная консоль. Зато такие масштабные энергозатраты обернутся впоследствии крутым бонусом: шумоизоляционные материалы обладают отличным теплосберегающим эффектом, позволяющим лучше хранить тепло в салоне зимой и не так быстро нагреваться воздуху летом.
Материализуем
Руки уже чешутся начать разбирать двери, в гараже ждет своей участи автомобиль... А инструменты и средства есть?
Специально для таких процедур используются материалы с загадочно-химическими названиями: вибропласт, визомат, сплен, битопласт, маделин и другие. Чтобы вам не лезть в энциклопедии и не вспоминать школьный курс, кратко пробежимся по основным понятиям.
Итак, вибропласт – это гибкий и эластичный вибропоглощающий материал. Представляет собой полимерную самоклеящуюся композицию, дублированную алюминиевой фольгой. Материал не подвержен влиянию воды, обладает антикоррозийными свойствами и схож с герметиком. Используется для обработки пола, дверей, крыши, боковин кузова, крышки капота и багажника. Визомат – самоклеящийся вибропоглощающий битумный материал черного цвета. Зоны обработки: пол салона и багажника, арки колес.
Сплен – звукоизолирующий материал с клеевым слоем, обладает высокими теплоизолирующими свойствами, легко монтируется на вертикальные поверхности. Зоны обработки: щит передка со стороны салона, арки колес, тоннель. Битопласт – уплотнительный материал на основе пенополиуретана с липким слоем, водостойкий, долговечный, звукопоглощающий. Зоны обработки: пластмассовые детали салона, панель приборов, крыша. И, наконец, маделин – уплотнительный и декоративный материал на основе ткани толщиной 1-1,5 мм, тоже на клейкой основе. Нужен для устранения зазоров между декоративными элементами салона и кузовом автомобиля, в панели приборов, уплотнения воздуховодов.
Материализация
Этап первый, сложный. Приготовившись морально к виду распоротой обшивки, начинаем готовиться в реале – аккуратно, шаг за шагом разбираем обшивку двери. Приступаем ко второму этапу, не менее сложному. После разбора моем все, что можно мыть, обрабатываем, если есть, ржавчину металлической щеткой и спецсоставом, а потом тщательно, словно хирург, обезжириваем поверхности. Внимание, если ваш «страдалец» уже оснащен штатной шумоизоляцией (понятное дело, не лучшего качества), новую устанавливаем поверх заводской. И не надо ничего отдирать! Тем временем вспоминаем уроки ИЗО (можно и учительницу заодно припомнить) и режем картонные лекала, по которым в дальнейшем фигурно вырезаем вибропласт и сплен – по форме двери. На лишенную всякого жира, пыли и прочего налета поверхность кладем первый слой вырезанного куска и плотно прикатываем с помощью специального валика. Валик, конечно, готовим заранее, иначе руки в процессе установки «шумки» можно начисто стереть. То же самое проделываем со спленом. Обычно самое сложное – это снять бумагу и наклеить ровно, без ненужных пузырей и волн. Но тут сноровка нужна, советы сильно не помогут. Если до этого у вас на двери дребезжала некая кнопочка и раздражала донельзя, проклейте ее маделином – встанет намертво. Затем вспоминаем последовательность действий при разборе двери и пытаемся сделать, «как было». Удалось? Приглядитесь, чтобы нигде не топорщилось, не пучилось и не высовывалось. Кстати, если за долгие годы обладания автомобилем вдруг стал страшно бесить оттенок отделочной ткани – бегом в магазин «Шьем и вяжем»! Выбираем любой подходящий драпчик (можно и атлас, если вы эстет) и, вырезав необходимый лоскут, креативно драпируем его на мес-то старого. Дверь как новая! Теперь то же самое проделываем с оставшимися. В среднем на проклейку одной двери уйдет от трех до пяти часов.
Так что же должны дать эти титанические усилия? Двери отныне обязаны закрываться с приятным глухим звуком, пусть и станут потяжелее, а звучание любимой песни Фрэнка Синатры уже не будет таким «пластиковым», как раньше.
Алина Декабристова
ОМСК – ИССЫК-КУЛЬ – ОМСК
ОМСК – ИССЫК-КУЛЬ – ОМСК
Автотуристы преодолели путь длиной 5500 км
В наше время не каждый рискнет отправиться в дальние края на автомобиле. Да еще вместе с семьей. Да еще в такие места, в которые другие ехать не решаются. Но, слава Богу, не перевелись увлеченные автотуристы на Руси! Итак, впечатлениями о поездке делится Роман Штерн, омский предприниматель. Ему 35 лет, он опытный водитель со стажем
Только вперед
Отправляясь в дорогу, мы совершенно не знали маршрута. Просто взяли автомобильный атлас – и поехали. Мы – это я, жена Ольга, дети Игорь 16 лет, и Маша 7 лет.
Цель была, как и в прежние годы, побывать там, где не были, посмотреть красивые места, в частности, озеро Иссык-Куль, ну и, конечно, отдохнуть.
Когда миновали Павлодар, нас остановили гаишники и поинтересовались, зачем едем в ту сторону. Дороги, мол, впереди, плохие, вокруг – ни души, и если что-то случится с машиной, помочь будет некому. Позже мы убедились в правдивости этих слов. Но поворачивать назад не стали.
В первый день путешествия проехали Семипалатинск, добрались до пос. Георгиевка. Там трасса разделялась на два направления: Китайское и Алматинское. Между Семипалатинском и Георгиевкой попали на очень плохую дорогу, где невозможно было поднять скорость выше 30-40 км в час. Когда она достигала хотя бы 70 км, приходилось резко тормозить перед ямами, неожиданно «выскакивающими» из темноты. В Георгиевке мы заночевали.
Машина не подвела
Сразу расскажу о своем автомобиле. Это не какой-то мощный внедорожник, как вы можете подумать, а отечественная «десятка» «ВАЗ-21102» 2003 года выпуска, с пробегом 100 тыс. км.
Почему я рискнул на ней отправиться так далеко? Во-первых, постоянно слежу за ее техническим состоянием и на этот раз был в ней уверен. Во-вторых, не так уж плоха отечественная техника, «как ее малюют». В-третьих, это просто наша семейная машина.
Действительно, с маршрутом «десятка» справилась. Режим движения у нас был щадящий, ночью отдыхали и мы, и автомобиль. Торопиться особенно не хотели – все же это поездка в отпуске.
Дороги встречались либо асфальтированные, либо каменистые – хорошо, что не было грязи. Виражи и крутизну подъемов преодолеть тоже удалось. Поломок в пути тоже практически не было, за исключением одного неприятного случая.
В Омске бензин лучше
Через 200 км пути после Георгиевки прибыли в Аягуз, небольшой населенный пункт. Здесь заправились и навсегда запомнили этот момент в нашем путешествии: 100 км трассы – и машина встала.
Оказалось, что засорился практически новый топливный фильтр, хотя при движении по родному городу и области его хватало на 70 (!) тыс. км пробега. Я очистил фильтр, насколько было возможно, машина тронулась. Но в первом же автомагазине мы приобрели два запасных фильтра, заменили испорченный фильтр на новый, опасаясь очередной заправки некачественным бензином.
Больше ничего подобного не случалось. Однако мнение о бензине на казахстанских и киргизских АЗС у нас сложилось далеко не лучшее. Не только я, но и жена, и дети почувствовали разницу: на омском топливе машина идет гораздо быстрее и ровнее, а на местном – медленнее и «нервознее». Кстати, цены на бензин и масло в тех краях не выше, чем у нас, но качество оставляет желать лучшего.
Степь да степь кругом...
От Омска до Семипалатинска и от Астаны до Омска (обратный путь) все чем-то напоминало Россию: природа, люди и их образ жизни, дороги. Южный же Казахстан очень похож на пустыню. Особенно это ощущалось на участках пути Семипалатинск – Талды-Курган и Алматы – Балхаш (обратный маршрут).
Смотришь по сторонам и видишь бескрайний простор с уходящим «в никуда» асфальтом. По обеим сторонам дороги сожженная солнцем трава, сухая земля без признаков жизни. Магазинов нет, заправок нет, указателей дорожных – и тех нет.
После Семипалатинска такая пустыня простирается местами на 300-500 км пути. Страшно представить, что твоя машина заглохнет и придется «застрять» в этом безлюдном месте.
Если сам не исправишь поломку, останется надеяться на попутку, которая возьмет на буксир. А вот с попутками здесь тоже не так просто. Личный транспорт – просто диковинка. В основном ходят фуры, груженные фруктами, а они могут не остановиться в ответ на твой призыв.
Не удивительно, что местные жители предпочитают лишний раз не ездить по такой дороге: боятся остановиться в пути, остаться на жаре без воды и пищи. Вот почему нас и предостерегали сотрудники местной ГИБДД: вероятно, им знакомы трагические случаи поломок на трассе.
С нами на опасных участках ничего не произошло. Мы просто проехали их, испытывая некоторые неудобства от жары и духоты.
Пустыня сменилась садом...
Талды-Курган нам показался оазисом после безлюдной трассы. Да он и на самом деле очень симпатичный. Прямо курортный городок! Асфальт отличный, домики покрашены, декоративный кустарник ухожен. Много летних кафе, играет музыка, продаются шашлыки.
Здесь без опасения можно было поесть. Не то что на трассе часами раньше, где через 100-150 км встречались сомнительные придорожные «кафэшки», рядом с которыми — ни водоемов, ни населенных пунктов.
Остановились в гостинице. Питание было вполне приличным, а цены, по сравнению с омскими, намного ниже.
Следующим остановочным пунктом был Алматы. Мы не знали, что сюда в обеденное время лучше не въезжать, нужно дождаться позднего вечера, либо планировать попасть в город на выходные. Это совет для будущих путешественников.
Дело в том, что пробки на улицах просто неимоверные! Вроде бы и город большой, и магистрали широкие, но проехать, особенно в районе рынков, невозможно.
Мы потратили целых четыре часа, чтобы просто пообедать и выбраться отсюда. Зато на обратном пути были гораздо умнее: расспросили местных гаишников, как можно миновать Алматы объездными путями, так и поступили.
И это у вас — ВАЗ?
В Казахстане, да и в Киргизии тоже, транспорт не такой, как в Ом-ске. В Алматы на дорогах можно увидеть либо старые-престарые «Мос-квичи», в частности, 412-й модели, либо иномарки, тоже подержанные, хотя и «помоложе». Это «Тойоты», «Мерседесы», «Ауди» и другие зарубежные авто. Сюда их поставляют в огромных количествах: мы не раз встречали автовозы, груженные старыми иномарками. Отечественных машин почти не встретишь.
Что самое удивительное, так это невежество местных жителей. В пути нас не раз спрашивали, что у нас за машина такая – «Жигули» десятой модели и давно ли она появилась в России?
Похоже, людям надоели старые автомобили, на ремонт которых уходят немалые деньги (запчасти на иномарки не самые дешевые). Вот и потянуло водителей к более доступной по ремонту технике.
На горном бездорожье
Вот и Кордайский перевал. До озера Иссык-Куль уже недалеко. Подъемы и спуски на «серпантине» такие, что дух захватывает! Еще и уши за-кладывает, все-таки высота над уровнем моря больше тысячи метров. Зато дороги отличные, видно, что за ними следят соответствующие службы.
Вообще поездка по горным дорогам доставила массу впечатлений семье, также обогатила меня определенным водительским опытом. Я встретился с незнакомым омичу бездорожьем, которое проходит не по грязи, а по камню в ущельях. Здесь, чтобы построить трассу, просто взрывают скалы и ровняют место проезда с помощью техники. Для легкового автомобиля такого рода «магистрали» мало пригодны, но мы их преодолели на «ВАЗе». Хотя на внедорожнике было бы удобнее.
Когда до озера оставалось 180 км, в одном из ущелий нас застал дождь. Натерпелись... не то экстрима, не то страха! Представляете: внизу, под вами, река бурлит; над вами, на высоте 100 м, железная дорога грохочет, а еще выше молнии полыхают – не такие, как у нас в области, а куда больше и ослепительнее! Местные жители знали этот путь и двигались по нему более уверенно, чем мы. Нам же приходилось принимать вправо, чтобы пропустить кого-то. Плюс сумерки... К счастью, и это испытание преодолели.
Были другие переживания в горах, более приятные. В Киргизии по дорогам мы поднимались на высоту 2200 м, оставляли машину и пешком шли уже до уровня 2800 м. Как там красиво! Горы такие величественные, и кажется, снежные вершины совсем рядом.
Добро пожаловать!
Приятно было попасть в Киргизию без проблем на границе, в самом прямом смысле. В поселке Кордай мы узнали, что можно проехать к Иссык-Кулю не через Бишкек, а через другой пропускной пункт — для туристов.
Вся процедура осмотра длилась не более 20 минут. Казахи пожелали нам счастливого пути, а киргизы сказали: «Добро пожаловать!».
Вообще порядок на границе с Казахстаном следующий. Заполняешь де-кларацию, имея при себе российский паспорт. Если на машину перед путешествием оформляется доверенность, важно не забыть заверить ее у нотариуса. Вот и все. Если у вас нет с собой незаконных грузов, не будет и проблем.
В древний город не попали
Отдых на Иссык-Куле – это, конечно, здорово! Озеро огромное, 200 км в длину. Вода в нем прозрачная, с лодки хорошо различимы и кораллы на дне, и плавающая рыба.
Нам рассказали, что на дне Иссык-Куля есть древние города, затонувшие во 2-3 тысячелетии до н. э., через слой воды видны строения и домашняя утварь. Вот простор-то для исследований! Мы хотели понырять и потрогать все это руками, но не нашли лодку. Местные жители воды боятся и лодок в хозяйстве не держат. Жаль, что такой интересный план провалился!
Зато удалось покататься на шестиместной яхте за 800 рублей в час. Капитан и матросы там были самые настоящие. Они очень удивились нашей идее «понырять», говорят, мы первые, кто до этого додумался.
О сервисе. В санатории Чолпон-Ата и детям, и нам с женой не очень-то понравилось. Решили переселиться в коттедж, что было дороже, но куда комфортнее! Машина стояла тут же, во дворе. И опять вызывала самый неподдельный интерес у местных мужчин.
Когда не знаешь закона
Отдельно стоит поговорить об инспекторах ГИБДД. Думаю, тема интересна всем.
Когда мы пересекли границу, прямо из-за кустов, как в добром старом анекдоте, неожиданно показались они, стражи дорог. Оштрафовали нас на 2 тыс. рублей за небольшое превышение скорости. Естественно, расчет произошел на месте – не поедем же мы неизвест-но куда оплачивать квитанцию!
Кстати, в Казахстане и Киргизии такая практика, видимо, распространена. Тебе выписывают квитанцию, если ты провинился на дороге, и отправляют с трассы в такой-то населенный пункт для оплаты. А где этот пункт найдешь, если ты не местный? Да и кому это надо? Вот так и идут водители на нарушения.
Когда мы приехали в пос. Рыбачий, знающие люди пояснили, что нас «надули», как маленьких детей. Максимальный штраф за нарушение ПДД в Киргизии в переводе на наши деньги составляет 32 рубля! Просто мы этого не знали, чем «предприимчивые» люди и воспользовались.
Штрафуют за ремни
Сотрудников ГИБДД было много в районе озера. Здесь дорога проходит вдоль населенных пунктов, инспекторы часто наказывают за превышение скорости, это их любимое занятие. Но следует отдать им должное: тех, кто не нарушал ПДД, не останавливают.
Правила движения в Казахстане и Киргизии те же, что в России. Казахи еще и за непристегнутые ремни безопасности штрафуют. Мы привыкли не соблюдать данное требование в Ом-ске, но там этот номер не пройдет.
На трассе тоже встречаются знакомые «будки» инспекторов, но на пустынных участках их нет. Форма у местных гаишников такая же, как и у российских. А вот жезлы выглядят забавно. Они короче стандартных, полосатых, похожи на игрушечные палочки с «мигалками».
Вообще ничего пугающего во встречах с инспекторами нет. Если ехать, не нарушая ПДД, то и бояться нечего.
Подводим итоги
Обратный маршрут был несколько иным, дороги лучше, асфальт ровнее. Теперь мы ближе познакомились с Алматы. Посетили высокогорный каток Медео в национальном парке, поднимались на перевал Чимбулак. Прокатились по всем трем уровням канатной дороги, самый последний достигает высоты 3100 м, здесь облака уходят под ноги.
На озере Балхаш задержаться не удалось – не встретили оборудованного пляжа, просто купались по пути. Поэтому предлагаю автотуристам, побывавшем на озере дольше нас, поделиться своими впечатлениями и опытом.
Итак, мы пересекли Казахстан с севера на юг и обратно, побывали в Киргизии. Я приобрел ценный опыт вождения на горных дорогах. Помощником и штурманом в путешествии был мой сын Игорь, также как и на автомобильных соревнованиях в Омске.
Другим чудесным помощником оказался GPS-навигатор.
Машина вела себя хорошо, хотя для дорог с крутыми подъемами я бы посоветовал автомобиль с более мощным мотором.
Станьте туристами!
Мы хотели посмотреть, как живут люди в тех краях. Посмотрели. Живут они небогато, а порой просто ленятся, ведь на туризме можно сделать отличный бизнес.
Отдыхающие на Иссык-Куле — в основном казахи и киргизы. Они привыкли довольствоваться малым и не требуют особого сервиса. Для них прокатиться по воде – уже счастье, а купание и ныряние не так важно.
В советские годы русских туристов, в том числе на автомобилях, здесь было куда больше. Теперь уже на трассе за Павлодаром наших машин почти нет. А жаль. Впечатления от отдыха на авто в Казахстане могут быть потрясающие!
Я советую тем, кто любит путешествовать, отправиться в те места, где побывали мы. Природа уникальная, озера чудесные, цены доступные. На дорогах «криминала» не наблюдается. Только подготовьтесь поосновательней.
Можно взять с собой палатку, запасы воды, пищи, бензина, если поедете на микроавтобусе. А лучше путешествовать на двух автомобилях двумя семьями – это и веселее, и помочь друг другу можно.
Сезон отдыха на Иссык-Куле – июль, август. Так что, в путь! Лето еще не кончилось. Пусть и для вас оно станет незабываемым.
Кстати
Самые-самые...
В поездке запомнилась трасса «Астана – Кокчетав», вернее, ее прообраз. В этом месте ведется грандиозное строительство. Дорожная техника работает в огромном количестве, технологии используются самые современные, все материалы – под рукой.
Работа кипит вовсю! Возвышенности «срезают», низинки засыпают, бетонную основу закладывают основательно, насыпают толстый слой камня. Похоже, магистраль будет самого высокого уровня.
А самый плохой участок пути встретился, наверное, на трассе Семипалатинск – Талды-Курган. В одном месте асфальт – как после бомбежки, разбит «в пух и прах». Здесь китайцы перегоняют в Россию тяжелую технику, соответственно, дорога пришла в полную негодность.
Маршрут
Омск – Павлодар – Семипалатинск –
Аягуз – Талды-Курган – Алматы —
Кордайский перевал – пос. Рыбачий –
Чолпон - Ата (прямое направление).
Чолпон -Ата — Кегенский перевал —
Алматы – Балхаш – Астана – Боровое –
Омск (обратное направление).
Источник: http://avtotrans-m.ru
|