"ЛЕГКОСТУП" ПРОШЕЛ ИСПЫТАНИЯ!
"ЛЕГКОСТУП" ПРОШЕЛ ИСПЫТАНИЯ!
Омский вездеход доехал до самого северного города планеты
Без дорог и направлений
«АвтоОмск» уже писал о продукции специалистов «Омского полигона внедорожной техники» – опытном образце вездехода «Легкоступ». На днях он вернулся с полноценного испытания, доехав своим ходом до самого северного города планеты Земля и обратно. Маршрут пролегал вне дорог и зимников, экипаж ориентировался по GPS-навигатору.
Омская разработка превосходит существующие стандартные гусенечные вездеходы и вездеходы на пневмоходу по эксплуатационным характеристикам, а по расходу топлива она гораздо экономичнее. Грузоподъемность составляет 3,5 тонны. Конструкция (ломающаяся рама), мощный дизельный двигатель и увеличенные колеса сверхнизкого давления позволяют использовать «Легкоступ» в условиях полного отсутствия дорог.
Конструкторы из «Омского полигона внедорожной техники» рассчитали маршрут до Дудинки, запланировав на дорогу 10 дней, с учетом всех возможных поломок, остановок и трудностей трассы. Однако машина позволила добраться до места за три дня без происшествий.
Курс на ВТТВ!
Маршрут был проложен заранее. Время его прохождения выпало на весну, которая на Севере выдалась снежной и вьюжной, а температура опускалась до -38 градусов. Тем не менее, вездеход легко покорил сотни километров снежной целины без посторонней помощи.
Обратная дорога заняла чуть больше времени из-за вынужденной остановки в самом начале пути. «Поднялась такая метель, что дальше капота невозможно было что-то увидеть, – рассказывает руководитель экспедиции Юрий Сатлаев. – Решили переждать буран, остановившись на стоянке трактористов, перевозящих буровую установку». На этом участке пути, к сожалению, не смогли установить спутниковую связь. Пожалуй, это единственная чрезвычайная ситуация, произошедшая с испытателями за весь пробег. Дальше все проходило спокойно, и обратная дорога до Омска оказалась весьма монотонной из-за однообразия пейзажей и нескончаемых просторов. Сейчас «Легкоступ» и его экипаж готовятся к выставке «ВТТВ-2009». Вездеход будет представлен на выставке возле торгово-выставочного комплекса «Континент-2».
Итоги испытаний
Уже сейчас началась работа по модернизации «Легкоступа». По результатам испытаний предполагается существенно облегчить конструкцию и довести грузоподъемность до 4 тонн. Для этого решено самые массивные детали изготовить из алюминия и титана. Так, чугунные ступицы колес предстоит заменить на кованые алюминиевые, диски колес будут также легкосплавные. Конструктивно изменится и поворотный узел без потери надежности.
Также после поездки на Север выяснилось, что для вездехода необходима автоматическая коробка передач, которая увеличивает плавность хода при поездках по глубокому снегу. Изменению подвергнется кабина. Так как испытания показали, что сегодня требуется не только абсолютная проходимость, но и комфорт, чего не может предоставить штатное водительское место от ЗИЛ-131, новая кабина будет выполнена из пластика и будет отличаться не только комфортом, но и гораздо меньшим весом. В результате предполагается, что машина сможет передвигаться на плаву с полезным грузом в три тонны.
Кроме того, планируется дополнить мосты межколесными блокировками дифференциалов, так как выяснилось, что в условиях глубокого снега колеса могут проворачиваться. При этом стоимость «Легкоступа» планируется увеличить незначительно.
Но самое главное – после всех изменений в конструкции главный принцип ломающейся рамы останется прежним, а проходимость и масса перевозимого груза только увеличатся.
личный опыт
Юрий Сатлаев, руководитель экспедиции:
В экспедицию мы ехали подготовленными, но детали маршрута прояснялись на ходу. Конечно, просчитали все на карте, запаслись необходимым со значительным запасом, но о местности, по которой предстоит ехать, имели весьма смутные представления. Предполагалось, что местность будет относительно ровной. Оказалось, Север – это не только снежные пустыни, но и холмы, возвышенности, плато. Однако вездеход и экипаж справились со всеми предложенными испытаниями.
Было ли страшно перед дорогой? Пожалуй, нет. Сзади на прицепных волокушах перевозили снегоход Polaris. Кунг был оборудован под жилое помещение и подготовлен для автомномного проживания двух человек в течение двух месяцев. Снегоход использовался не только как разведчик, но и был предназначен для эвакуации в случае поломки «Легкоступа».
При прохождении маршрута встретили оленеводов, которые с точностью GPS-навигатора на словах указали нам прохождение участков до ближайшего населенного пункта. Проезжали небольшие поселки газовиков, в которых с интересом рассматривали наш вездеход и расспрашивали о нем. Но больше всех удивились жители Дудинки, когда узнали, что мы приехали к ним «с материка» своим ходом.
в тему
Самый крайний север
Дудинка — город в Красноярском крае, административный центр Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края.
Население 24,4 тыс. чел. Город расположен за Северным полярным кругом, на правом берегу Енисея, в 2021 км к северу от Красноярска. Является самым северным городом планеты Земля (именно городом, а не поселком). Дудинка — морской порт в низовьях Енисея, крупнейший в Сибири. Круглогодично связан морским сообщением с Архангельском и Мурманском, в период летней навигации — речным сообщением с Красноярском и Диксоном. Дудинский морской порт — единственный в мире ежегодно затапливаемый в период весеннего ледохода. Самая северная в мире железная дорога и автомобильное шоссе связывает Дудинку с Норильском (96 км) и аэропортом Алыкель (40 км).
Конструкция «Легкоступа»
Вездеход создан с использованием ходовой части автомобиля ЗИЛ-131. Омские специалисты поставили более мощный двигатель – форсированный и модернизированный Д-245.30-Е3, выдающий 156 л.с. Для облегчения холодного пуска установлен автономный предпусковой подогреватель.
Значительной доработке подверглась подвеска автомобиля и мосты. Стандартные колеса значительно увеличены, поставлены шины сверхнизкого давления размерностью 1700 х 750. Главное их отличие – малый вес и эластичность не в ущерб надежности. Применение шин сверхнизкого давления вместо обычных колес позволило уменьшить давление на грунт. Такие колеса легко приспосабливаются к неровностям дороги и поглощают небольшие толчки.
Но если установить такие шины на стандартный ЗИЛ-131, он будет ехать только прямо. Следовательно, для обеспечения управляемости надо увеличивать колею либо сделать сочлененную, «ломающуюся» раму. Именно по последнему пути было решено пойти. Более того, рама ломается в двух плоскостях: продольной (для поворота) и поперечной (для исключения вывешивания колес). Поперечный излом – блокируемый – для улучшения устойчивости и управляемости на дорогах общего пользования. Кстати, на них вездеход чувствует себя вполне уверенно. Тем более что скорость его движения сравнительно небольшая, а управляемость, опять же сравнительно, неплохая. Кстати, применение «ломающейся» рамы позволило решить еще одну проблему надежности вездехода. Ведущий управляемый мост подразумевает наличие шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов) либо карданных передач между дифференциалом и колесами. Подобные узлы являются «зоной риска» в надежности полноприводного транспортного средства. Применение ломающейся рамы позволило использовать в конструкции спереди и сзади «стандартные» задние мосты.
ОМСКИЙ ПОЛИГОН ВНЕДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ Т./ф. 8 (3812) 28 62 68, +7 960 992 09 21, +7 913 971 00 68
Источник: http://avtotrans-m.ru
|