Транспорт под контролем
Под колпаком
До конца 2010 года контроль за организацией движения пассажирских автобусов осуществлялся при помощи системы диспетчерского управления (АСДУ-А), внедренной в Омске еще в 1979 году, а работу электрического транспорта проверяли диспетчеры на конечных пунктах. Но амортизационный срок службы системы истек, она морально устарела и физически полностью изношена, поэтому ее заменили другой, полностью автоматизированной системой на основе ГЛОНАСС.
Новую систему в нашем городе начали внедрять на муниципальном пассажирском транспорте еще с 2007 года. Тогда на автобусах Пассажирского предприятия № 8 установили 20 бортовых навигационно-связных терминалов и организовали рабочее место диспетчера. Новые приборы показали множество преимуществ перед старой системой, поэтому ими решили оборудовать весь городской пассажирский транспорт. В 2010 году плановые работы по внедрению навигационной системы ГЛОНАСС завершились, а с 1 января 2011 года уже полностью отказались от старой системы и перешли на новую.
Каждой маршрутке — навигатор!
Новая система полностью автоматизирована. Старая система работала по контрольным точкам, которые заложены на остановках (а их было не так много в городе), водители знали, где их проверяют, они могли проехать контрольную точку и уйти с маршрута, а сейчас за ними следят постоянно. У каждого транспортного предприятия есть диспетчерский пункт, где диспетчер целый день отслеживает работу пассажирского транспорта. Он получает данные о том, весь ли подвижной состав вышел на линию, с опозданием или вовремя. Если какая-то машина ломается, диспетчер связывается с парком и сломанный автобус или троллейбус стараются заменить другим.
С помощью ГЛОНАСС осуществляется контроль как автомобильного, так и электрического транспорта, а в скором времени планируют взять под контроль и маршрутные такси. Возможно, уже в этом году будет объявлен конкурс по распределению коммерческих маршрутов. Если перевозчики оборудуют свой подвижной состав системой навигационного контроля ГЛОНАСС, то у них появятся определенные привилегии при участии в конкурсе, они получат дополнительные баллы и у них будет больше шансов получить маршрут. Контроль маршрутных такси выгоден, в первую очередь, для пассажиров, потому что сегодня водители «Газелей» могут выйти на маршрут, а могут и не выйти. Для крупных перевозчиков эта система тоже станет большим плюсом, они смогут следить за всеми своими водителями.
Еще одним преимуществом ГЛОНАСС является увеличение зоны покрытия, сейчас под контролем держат не только городской транспорт, но и рейсовые автобусы в ближайшем пригороде.
Эта система позволяет оперативно координировать действия в случае возникновения внештатных ситуаций: пробок на дорогах, поломки транспортного средства, ДТП или криминальной ситуации. Если что-то произойдет, водитель нажмет на навигационном блоке кнопку SOS, после этого диспетчер выходит на связь с водителем и выясняет, что случилось, а при необходимости вызывает спецслужбу.
А в чем же польза?
После того как установили контроль за всем пассажирским транспортом, в Омске взялись за развитие дополнительных возможностей навигационной системы ГЛОНАСС. Одна из таких возможностей — видеокамеры в салонах. Как нам сообщил Игорь Кожухов, на сегодняшний день видеокамеры установлены в салоне каждой подвижной единицы. С их помощью отслеживается пассажиропоток, загруженность маршрутов. Также видеонаблюдение позволяет отслеживать посторонние предметы, резкие торможения, пострадал ли кто-то из пассажиров при этом. «Видеокамеры каждые десять секунд делают снимки, — рассказывает Игорь Кожухов, — хранятся они трое суток. Мы получаем покадровую фотосъемку. Можно запрограммировать камеры и на видео-
съемку, но тогда данные будут храниться всего около суток. Сейчас мы с прорабатываем вопрос об организации рабочего места в городской полиции, чтобы их сотрудники тоже получали данные с навигационной системы и при необходимости могли их посмотреть». Информация с видеокамер может помочь, например, ловить карманников.
Сегодня омичи уже пользуются еще одной возможностью новой системы — электронными табло. В этом году в рамках программы «Электронный Омск» приобретены информационные экраны, которыми до конца года оборудуют 16 остановочных пунктов. Эту работу планируется продолжить и в последующие годы, программа «Электронный Омск» предусматривает финансирование до 2015 года. Каждый год информационными табло будут оборудовать по 10-15 остановочных пунктов. Пока электронные информаторы появились только на центральных магистралях, где много людей и хорошее освещение, чтобы избежать случаев вандализма. Список остановок, которые планируется оборудовать информационными табло в последующие годы, еще не определен. На самых отдаленных окраинах их устанавливать пока не собираются, но и ограничиваться центром города тоже. Конечно, в первую очередь табло разместят на тех остановках, где больше всего маршрутов. На трамвайных остановках их ставить нецелесообразно, потому что трамваев не так много.
«Мы сами выезжали на остановочные пункты и проверяли работу электронных табло, — рассказывает Игорь Кожухов. — Если честно, это достаточно тяжело: на табло очень много информации и она быстро меняется». Главное достоинство электронных информаторов в том, что они показывают реальное время прибытия транспорта на остановку, с учетом пробок и аварий. Благодаря спутниковой системе навигации ГЛОНАСС информация о местонахождении автобуса поступает к диспетчеру каждые 30 секунд, в вычислительном центре рассчитывают опережение или отставание по графику и точно указывают время прибытия транспорта к остановке. Погрешность расписания не больше минуты. На табло пассажиры могут увидеть не только те маршруты, которые должны прийти в ближайшее время, но и те, которые уехали несколько минут назад. Это очень удобно, если ты знаешь, что твой маршрут уехал совсем недавно, то проще будет поехать на другом, чтобы не стоять долго на остановке.
Помимо этого жители Омска уже сейчас могут узнать, когда придет нужный автобус или троллейбус, не выходя из дома. На сайте городской администрации есть рубрика «Мой маршрут» (bus.admomsk.ru), где можно найти достаточно подробную информацию о работе пассажирского транспорта: узнать расписание маршрута и отследить его движение. Здесь видно, где в настоящее время находится нужный вам маршрутный транспорт, и можно рассчитать, когда он подъедет к вашей остановке. Недавно появилась возможность посмотреть расписание маршрутов и с мобильного телефона — при наличии доступа в Интернет. Для этого в браузере мобильного устройства нужно набрать адрес bus55.ru. Доступ к мобильным версиям предоставляется бесплатно (пользователям необходимо оплачивать только доступ в Интернет). Также в ближайшем будущем планируют ввести возможность узнавать расписание маршрутов через SMS.
Путевки на матч года от АЗС «Газпромнефть»
Награждение победителей состоялось на АЗС №20, той самой, где еще недавно свой счастливый билет в США получил участник акции «Проверь себя на гоночной трассе в Лас-Вегасе», омич Андрей Шебанов. Под громкие аплодисменты журналистов сертификаты на участие в главном футбольном событии года получили Алексей Искоренко и Марина Голубниченко. За поездку на легендарный матч вступили тысячи клиентов сети АЗС «Газпромнефть» по всей России. На фоне столь большой конкуренции двойная победа омичей — событие поистине знаменательное.
Получая сертификат на поездку Алексей Искоренко вспоминал, что сначала на победу и не надеялся. Однако участвовать в творческом конкурсе все-таки решился. И только когда его фоторабота по итогам интернет-голосования попала в сотню лучших, смог поверить в мечту. «Акция заинтересовала меня тем, что нужно было проявить творческий подход. Задание мы выполняли всей семьей, главным героем стал мой маленький сын. Все участники находились в одинаковых условиях, но мне повезло чуть больше. Мой фотоколлаж понравился и интернет-сообществу, и компетентному жюри. Спасибо организаторам, для меня это действительно потрясающее событие!», — поделился впечатлениями Алексей Искоренко.
Вторая победительница Марина Голубниченко призналась: несколько последних дней буквально жила надеждой на то, что ей удастся попасть на игру любимой команды. Преданная поклонница мадридского «Реала» уверена, что осуществить мечту ей помогла безоговорочная вера в победу!
В акции «Заправьтесь до победы» приняли участие свыше 300 тысяч клиентов АЗС «Газпромнефть».
Более 20 тысяч стали обладателями еженедельных призов, 8 автомобилистов получили возможность стать свидетелями главного футбольного поединка между мадридскими клубами «Атлетико» и «Реал».
Источник: http://avtotrans-m.ru
|