КИТАЙЦЫ НАСТУПАЮТ?
В редакцию «АвтоОмска» пришло письмо от читателя Юрия Белогорохова. Письмо длинное, рассудительное и полное негодования. Мы внимательно прочли послание и решили разобраться с поставленной автором проблемой. Прежде всего, представляем вашему вниманию текст самого обращения в сокращенном виде
Письмо в редакцию:
«Машины всегда ломались и будут ломаться. У кого работы сверх меры, так это у жестянщиков и маляров, которые эти машины ремонтируют. Однако в последнее время с клиентурой все не так замечательно. Как ни спросишь жестянщика или маляра, как, мол, работа, ответы редко бывают оптимистичными: «Вот зашла пара машин, а в прошлом месяце вообще глухо было». Или: «Пусто, совсем пусто! Что с прошлого месяца оставалось, доделал и вот уже вторую неделю курю». Что это — машин стало меньше или маляров развелось в избытке?
Парадокс. Машин на дорогах больше, а клиентуры у жестянщиков – меньше. Вот типичный разговор авто-владельцев:
- Куда ремонтироваться поедешь?
- Денег нет совсем, к китайцам поеду.
- К тем самым?
- Нет, тут новая СТО открылась, работают аж две команды!
Вот вам и ответ! Те услуги, которые в Омске обычно оказывали российские граждане, теперь «перешли» к иностранцам. И у китайских СТО число клиентов растет, а у российских падает.
1. Производительность труда, то, что влияет на скорость работы и ее стоимость.
Я неоднократно бывал на китайских СТО. Вот что там творится: практически стопроцентный ручной труд, отсутствие средств защиты дыхания, пренебрежение нормами противопожарной и электробезопасности, правилами охраны труда, график работы с восьми часов утра до десяти часов вечера.
Российские граждане, которым зачастую по сорок и более лет, просто физически не смогли бы работать в таких условиях, а на китайских СТО работают пареньки 20-25 лет. Российские работники постоянно проживают в Омске, а иностранные меняются с периодичностью два-три месяца. Таким образом, с каждым российским специалистом конкурируют, по меньшей мере, три иностранных. Пока наш мастер отдыхает, на смену выдох-шемуся китайцу приезжают три новых.
2. Качество выполняемых работ
Если машина делается для перекупщика, то материалы и технологии ремонта, как правило, не предусмат-ривают гарантий на несколько лет. Главное, «доехать до базара». Конечно, если и маляр, и жестянщик, и перекупщик живут в Омске, то покупатель подержанного авто может рассчитывать хоть на какие-то гарантии. Специалист-ремонтник осознает эту ответственность и относится к работе соответственно. А какое отношение к работе у иностранца, который поживет в этой стране всего несколько месяцев и будет делать машины для совершенно чужих ему людей? Значение он придает только тому, как выглядит поверхность детали на момент приемки заказчиком.
Вот типичный диалог бывалого клиента с иностранным мастером:
- Вы почему пластиковый бампер мажете той же шпатлевкой, что и металл?
- Нальмальна!
- Так ведь отвалится при деформации!
- Не! Нальмальна!
- Переделывайте, работу не приму!
- Ладна, завтла пеледелаем.
А если клиент окажется неподготовленным, через некоторое время последствия «упрощенных технологий» дадут о себе знать.
Никакой честной конкуренции не получается. Законы рынка просто в грубой форме вытесняют из бизнеса наших соотечественников и заменяют их иностранцами. Если не вмешается государство, весь сегмент экономичного ремонта автомобилей перейдет в иностранные мастерские. Я глубоко убежден в том, что в условиях кризиса нам не нужны иностранцы, которые выполняют то, с чем прекрасно справляются наши соотечественники».
Юрий Белогорохов
«АвтоОмск» обратился к заместителю руководителя СТО «Китайские мастера» Владимиру Горобцу с просьбой прокомментировать ситуацию. Несмотря на намек в названии станции технического обслуживания, Владимир уточнил, что это всего лишь рекламный ход, как, например, «китайские цены». «Мы не относимся к китайским СТО, работаем сами на себя. Более того, наша станция – это скорее подработка, так как в основном мы сотрудничаем с одним из заводов по производству автомобилей. У нас есть постоянная клиентура, так что нельзя сказать, что наши мастера делают «до первой мойки». По его словам, все зависит от воли человека – если он хочет ремонтироваться исключительно на русском СТО, делает там. Хочет сотрудничать с китайцами – пожалуйста. Тут все зависит от самого умельца – если он хороший мастер, то национальность тут совершенно ни при чем.
Денис Пастушенко, водительский стаж 9 лет
От появления дешевых китайских услуг пострадали, прежде всего, мелкие жестянщики-гаражники, ремонтирующие машины полуподпольно, без уплаты каких-либо налогов и сборов. Редко кто из них имеет статус частного предпринимателя, а чтоб такие умельцы оформляли наряд-заказ или выдавали кассовый чек, я вообще никогда не видел. Китайцы, открыв СТО, получили разрешение на работу в России, оплачивают налоги и сборы. Не думаю, что результаты их ремонта значительно хуже услуг гаражников.
Выходит, от китайцев больше пользы, чем от местных халтурщиков, которые, впрочем,также не особо соблюдают нормы и ГОСТы, а в технике безопасности разбираются как в своих трех пальцах...
Что касается моральной стороны дела, то это личный выбор каждого. Честная конкуренция, если хотите. Хочешь – поддерживаешь отечественного производителя, не хочешь – едешь к китайцам, корейцам или немцам. Никто же почему-то не смотрит косо на тех, кто покупает вместо «Жигулей» с «УАЗами» — Mercedes или даже Great Wall с Geely.
Елена Лобова, водительский стаж 1 год
Несмотря на сложившиеся стереотипы о качестве китайского автопрома, я считаю, что надо приветствовать любые нововведения, особенно конкурентоспособные. При хорошем уровне сервиса, правильной работе с персоналом и гибкой ценовой политике у них есть все шансы занять свою нишу в нашем городе.
Сергей Шевченко, водительский стаж 23 года
А что за национализм с шовинизмом? Китайцы плохи только тем, что они китайцы? Пусть работают. Есть же спрос на их кроссовки. Все знают, что они через неделю развалятся, но покупают, так как цена соответствующая. То же самое и с ремонтом.
Марат Смагулов, водительский стаж 19 лет
Никак к ним не отношусь, потому что не сталкивался ни разу. В основном я езжу по проверенным, рекомендованным адресам, по знакомым. Слышал много плохих отзывов о них. Но тем не менее спрос есть и будет, потому что цены у них ниже, чем по Омску.
Роман Коропец, водительский стаж 5 лет
Как показала практика, китайские СТО не отличаются особым качеством работ. Однако они предлагают низкие цены, что и не может не привлечь водителей. Что касается китайских запчастей, то, по большей части, это барахло. Пока живы перекупщики, без работы китайцы не останутся, это факт. Но я бы не стал бить тревогу по поводу «желтой угрозы». Как правило, те, кому важно качество, обращаются к проверенным людям.
Итоги
Мнение редакции
Нам удалось опросить значительно больше водителей, перекупщиков с рынка и владельцев СТО. К общему мнению прийти не удалось. Но если по поводу качества кузовного ремонта эконом-класса разгорались жаркие споры, то с запретом на въезд в Россию китайских мастеров, предложенным автором письма в редакцию, никто соглашаться не спешил. Мы также побывали в двух ремонтных мастерских, где все — от директора до слесаря – китайцы. Несмотря на языковой барьер, в обоих случаях к нам отнеслись очень радушно и даже показали все необходимые документы для работы в России. По словам китайцев, их СТО регулярно проверяют представители ФМС и других контролирующих органов. Все возникающие нарушения руководство станций старается оперативно устранять. Тем временем, Юрий Белогорохов уже собрал инициативную группу и начал сбор подписей в поддержку принятия обращения в адрес Межведомственной комиссии Омской области по привлечению и использованию иностранной рабочей силы, а также в адрес министра труда и социального развития и министра экономики Омской области с требованием отказать в удовлетворении заявок на привлечение граждан КНР для работ по авторемонтным специальностям, в частности, специальностям жестянщик, маляр, колорист и тому подобным.
Источник: http://avtotrans-m.ru
|