ПОЖАРНЫЕ ГОНКИ
В Омске прошли городские соревнования по скоростному маневрированию
среди отрядов МЧС
В финале - лучшие
Хмурое сентябрьское утро. Однако стадион РОСТО выглядит празднично. Он расцвечен яркими флажками, стойками-ограничителями для выполнения фигур. Да и сами пожарные машины на фоне серого поля смотрятся впечатляюще.
Подобное мероприятие проводится раз в два года с целью повышения профессионального уровня водителей. Это соревнования по скоростному маневрированию на пожарных автомобилях среди команд отрядов Государственной противопожарной службы МЧС России по Омской области.
Отборочные этапы в округах прошли раньше, и сегодня на финал собрались 16 лучших экипажей города. В каждой команде – два человека: водитель автомобиля и пожарный.
Заканчивается построение участников, и показательный заезд выполняет экипаж 24-й пожарной части, многократного призера соревнований.
В боевом порядке
«Пожарные расчеты работают в экстремальных условиях, по-этому и требования к ним предъявляются высокие, - говорит начальник Управления материально-технического обеспечения ГУ МЧС России по Омской области Вадим ДЬЯЧЕНКО.
- Все этапы соревнований приближены к реальным условиям, в которых каждое дежурство оказываются и водитель, и пожарные. Успех зависит от слаженности боевых действий экипажа в чрезвычайной ситуации. Сегодня команды демонстрируют свою боевую готовность и профессиональное мастерство. Соревнования по скоростному маневрированию давно стали традиционными. Они очень эффективны».
Все экипажи выполняют задания на автомобилях одной марки. Согласно требованям, это ЗИЛ-130, автоцистерна (в обиходе «бочка») или АЦ-40 (130) 63Б.
Быстро, точно, уверенно
Задача водителя экипажа – выполнить все упражнения в определенной последовательности, как можно быстрей и без ошибок. За каждую сбитую стойку добавляется штрафное время. Водители маневрируют задним ходом только при помощи стекол заднего вида. Открывать двери и окна нельзя, исключение – стекло водителя.
Команды проходят 10 этапов. Этап «Круг» – движение по часовой стрелке между стойками - выполняют успешно практически все. «Колея» заканчивается для некоторых водителей сбитыми столбиками, между которыми проходят колеса их машин. На этапе «Бокс» нужно заехать передним ходом на площадку и задним ходом загнать автомобиль в бокс. Касание одного ограничителя обходится участнику в 15 штрафных секунд, а неполный заезд – в целые 50. Во время «Эстафеты» водитель, не останавливаясь, снимает кольцо с одной металлической стойки и вешает его на другую по ходу движения. За касание стойки некоторые участники получают ненужные им 50 секунд.
В основном задания под силу всем экипажам. Только на последнем этапе «Открытый водоисточник» неудачу терпят сразу несколько команд. Задача действительно сложная. Нужно подготовить автомобиль к подаче воды , забрать ее из неглубокого резервуара и струей из ствола сбить мишень. Время падения мишени считается финишным.
Все, как на работе
Экипаж 6-й пожарной части прошел все этапы. Водитель Николай Теслюк и пожарный Сергей Кейв ожидают результатов.
- На таких соревнованиях мы впервые. Волновались немного, но уже после старта сработала профессиональная привычка и поехали, как на обычный пожар. Выполнили задания с одним замечанием.
- Что оказалось самым сложным?
- Забор воды. Водоем тренировочный, емкость небольшая. Требовалось подать воду в рукав, да еще и оставить в водоеме.
- Моя задача была проще – развернуть рукав и направить струю в мишень. Я пожарный. Сложнее пришлось Николаю, ведь это соревнования по маневрированию.
- Как вела себя машина?
- Хорошо, так же, как на работе. ЗИЛ проверен временем, удачно взят за базу для пожарной цистерны. Автомобиль безотказный, ремонтопригодный. Летом, в сезон пуха и сухостоя, у нас бывает до 40 выездов на пожары в сутки. Машина справляется. Проезжает по узким аллеям на дачах, во дворах, где крупногабаритный автомобиль двигаться не сможет.
- Сергей, сколько лет работаете в пожарной части?
- Шесть.
- А вы, Николай?
- Восемнадцать.
- Ваше впечатление о соревнованиях?
- Они важны, особенно для специализированных частей, которые охраняют предприятия и на пожары выезжают нечасто.
Задания, которые мы выполняли, разработаны с учетом жизненных ситуаций. Например, заезжаешь во двор между деревом и плитой, которой перегорожен въезд – вот тебе упражнение «Змейка». Заехал во двор, а там тупик, назад движешься – опять «Змейка», только задним ходом. Так что соревнования – полезная вещь. В них оттачивается наше мастерство.
Победители
1 место – ПЧ-1 по охране Центрального округа
2 место – ПЧ-4 по охране Кировского округа
3 место – ПЧ-30 по охране Телевизионного завода
Триумф Астаны: Город, устремленныи ввысь
Максим КУРГУЗОВь
Что мы знаем о новой столице Казахстана? Авантюра Нурсултана Назарбаева?
Современное казахстанское поднятие целины? Необходимость? А может быть, это сомнительный и невероятно дорогой проект? По крайней мере, когда Президент России Владимир Путин впервые приехал в Астану, то дал ей немилостивую оценку - «большой аул с евроремонтом»
Город новой истории
Солнечным утром фирменный поезд «Омск-Астана» прибывает в Астану. Современный железнодорожный вокзал встречает приехавших блеском бесконечных стекол и гулом моторов десятков городских такси.
Таксист, любезно согласившийся за восемьсот тенге ( сто восемьдесят рублей) довезти до гостиницы, убирает сумку в багажник, и мы отправляемся. По дороге он рассказывает о том, что жизнь в республике потихоньку налаживается. При въезде в город разговор невольно переходит на тему Астаны.
Астана (ранее: Целиноград и Акмола) – некогда был городком районного значения и являлся железнодорожным узлом северного Казахстана. В начале девяностых здесь началось строительство новой столицы, чью роль ранее выполнял город Алма-Ата.
Понятное дело, строительство шло ускоренными темпами, нищий Казахстан, где не менее половины населения жило достаточно бедно, выкладывался весь на возведение новой столицы для новой страны.
Соединятся Европа и Азия
Будущее новой столицы в подавляющем большинстве случаев видится и жителями, и архитекторами как синтез восточной и европейской культур. Как и сама идея евразийства, идеал оказывается очень противоречивым. От европейской культуры предполагается заимствовать прагматизм, который понимается очень своеобразно – это строительство игорных и развлекательных заведений (коих, как оказывается в Астане превеликое множество), ночных клубов, «Диснейленда», площадок для занятий элитными видами спорта (теннис, гольф и пр.). Для меня перечисленные атрибуты «европейского прагматизма» скорее являются неотъемлемой частью американского образа жизни. С другой стороны, новая столица в идеале должна восприниматься как «Северная Венеция» с каналами, островами и небоскребами. Не вполне понятно, каков должен быть вклад Востока. Пока синтез носит в основном архитектурный характер, порождая формы и не снившиеся современному постмодернизму метаморфозы, когда холодный европейский дом плавно переходит в теплую, уютную юрту.
Астана в прямом смысле стремится ввысь, возводятся десятки небоскребов, нам же похвастать особо нечем, разве что – ТВЦ «Каскад» да здание, в котором располагается «Банк Москвы». Новостройки Астаны отвечают двум основным требованиям: эргономике и эстетике. Проще говоря, они максимально удобны для жизни и радуют глаз. Например, жилой комплекс «Гранд Астана» - это четыре высотки, от 29 до 48 этажей, стеклянная отделка и подчеркивающая высокий статус – изогнутая золотая линия на фасаде. Если у нас стремление к простоте, то у них – к вычурности.
Продуманная концепция
В отличие от многих, в том числе российских городов, Астана имеет свою градостроительную концепцию. Она будет стремиться к идеальной форме, то есть кругу, который будет виден с высоты птичьего полета. Застраивать столицу будут вокруг главного транспортного кольца, отделяющего жилой массив от индустриально-инновационной зоны.
Из прошлого в будущее – такой философский путь проложит «архитектурная дуга». Идея не нова – ей уже не одна тысяча лет. Авторы современной концепции «идеального круга» учились у древних зодчих – большинство найденных в казахских степях городищ возводилось в форме геометрической окружности. Собственную ось имеют и многие крупные современные мировые города, например, Пекин, Париж или Санкт-Петербург.
Путешествие начинается
Куда отправляется турист вроде меня, приехав в Астану? Прямиком на левый берег, который местные жители окрестили «Новым городом». С этим трудно не согласиться, левобережье – это совершенно новая, не застраиваемая до этого времени земля. Левый берег - самый фешенебельный район города, поэтому все, кто видит суперсовременные устремляющиеся ввысь административные и офисные здания, которые вписываются в общую концепцию, невольно ощущают себя попавшими в другой мир.
Въезжаю на левый берег и проезжаю под так называемыми воротами города «Найза». Ворота представляют собой три стелы, пересекающиеся на высоте пятнадцати метров.
Движемся по широкой эстакаде, которую с одной стороны огромной дугой огибает помпезное здание компании KazMunaiGaz. С другой – начинается центральная улица Энтузиастов. Она спланирована так, что любой проезжающий видит символ города – «Байтерек» в виде огромного желтого шара, лежащего на вершине металлической стелы. Это не просто слияние стекла и железа, это символ. «Байтерек» - это воплощенная теория мироздания, представленная в восточноазиатских мифах. Древо жизни уходит корнями в прошлое и простирает свои ветви в будущее. Весящий почти восемьсот тонн стеклянный шар – символ светлого будущего Казахстана. Внутри «ствола» - скоростной лифт, который останавливается на 97-м этаже. Весьма символично, ведь 1997 год - год переноса столицы. Далее пешком - и перед вами весь город как на ладони.
Нельзя не упомянуть о казахском чувстве юмора, которое проявляется буквально во всем. Символ новой столицы быстро получил прозвище «чупа-чупс», а здание KazMunaiGaz прозвали «элеватором». Злую шутку сыграло название небоскреба министерства транспорта республики. В один из весенних дней «Зажигалка» очень сильно пострадала от пожара, что дало повод для целой волны шуток. Два жилых комплекса на правом берегу Ишима были названы «Курск» и «Титаник» - считается, что река подмывает их фундамент. Президента Нурсултана Назарбаева в республике называют не иначе как «Папа».
Устремляю взгляд вдаль и вижу комплекс правительственных многоэтажек, которые расположились на улице Энтузиастов. Венчает улицу огромное здание резиденции президента «Ак Орда», расположенное на холме. Очень ярко и зрелищно эта часть города выглядит ночью – дизайнеры и светотехники поработали на славу. Напротив резиденции расположились шикарные здания министерств и ведомств.
Следует отметить и огромную мечеть, которая напоминает гостям, что они прибыли в Азию. Высокие купола минаретов, сверкающие на утреннем солнце, размах и внутреннее убранство завораживают надолго. Во время экскурсии нам даже разрешили зайти внутрь: впечатлил масштаб и завораживающая роскошь.
А уж когда проезжаешь мимо жилого комплекса «Триумф Астаны», становится ясно – при таких масштабах триумф столичного города состоялся, по крайне мере на левом берегу точно.
Очень современно выглядит и примыкающая к реке правая часть города – огромные жилые комплексы, супермаркеты, спортивные центры.
В районе притока Ишима – речки Ак-Булак, что переводится с казахского как «Белый родник», расположен одноименный городок чиновников. Там на небольшой территории уместилось множество компактных и современных домов с развитой инфраструктурой и ландшафтным дизайном. Утверждение местных жителей: «Астана - город контрастов» - становится понятным, когда по соседству с «Ак-Булаком» видим старое кладбище. Представьте себе кусочек степи размером в три футбольных поля с каменными надгробиями в цент-ре современного города. До сих пор власти не знают, что делать с остров-ком древности: не использовать - непрактично, застраивать – неэтично.
Чем дальше удаляемся от президентского дворца, тем больше город становится похожим на провинциальный, но при этом чистый городок.
Беда не только русских
Первое «транспортно-дорожное» впечатление - в столице республики дороги оставляют желать лучшего. Это только кажется, что только в России две всем известные беды, сами знаете какие. Таксисты шутят, что перед покупкой нового автомобиля они его проверяют на дорогах правой части города – это лучше любого бездорожья. Один из наблюдательных таксистов рассказывает: «Папа» редко появляется в старой части города после того, как его администрацию перенесли в «Ак Орду», поэтому перед город-ским акиматом дорожная проблема не стоит на первом месте».
Зато с креативом у них все в порядке. С прошлого года тридцать специально отобранных девушек-автоинспекторов патрулируют дороги столицы. Дать взятку такому «гаишнику» просто невозможно, приходится следовать букве закона.
Пробки давно стали сильнодействующим раздражителем для автолюбителей Астаны. Пробки по своей сути «демократичны»: в них с одинаковой безысходностью стоят и старенькие «Запорожцы», и тонированные «Лексусы», коих в городе хоть отбавляй. Решить эту проблему должно, помимо всего прочего, запланированное строительство десяти стоянок и многоуровневых паркингов в каждом из районов города. Приезжему сразу ясно: необходимо расширение улиц, выравнивание дорожного полотна, строительство развязок и мостов, соединяющих город с его новым административным центром, устранение дефицита парковочных мест, сооружение подземных переходов и возведение, в качестве эксперимента, легких крытых мостов-переходов на длинных участках дороги между светофорами.
По «сингапурской модели»
Наблюдаю за дорогами, улицами и машинами через стекло автомобиля. Бесспорно, в Астане, где узкие провинциальные улицы пришли в неразрешимое, казалось бы, противоречие с возрастающим благосостоянием населения, то бишь количеством авто на душу населения, проблема дорожных заторов, а попросту пробок, во-шла, по словам все того же Батыра, в философскую стадию, миновав «терпеливую» и «ругательную». Жизнью в пробке живёт, пожалуй, каждый житель столицы. Впрочем, как и в Омске.
Для решения этой проблемы наверняка необходимы радикальные, а потому дорогие средства. Таксист как будто знает, о чем я думаю. Тишина прерывается речью Батыра: «По личному приглашению акима в Астану даже приезжали сингапурские специалисты, которые будут внедрять какую-то автоматизированную систему управления. «Умные» светофоры, как их называют в мире, и электронные транспортные «гиды» должны раз и навсегда решить проблему дорожных заторов в нашем городе. Денег только вкладывать нужно будет много».
По замыслу сингапурских специалистов, на основных городских магистралях установят арки раннего предупреждения, посредством которых система будет давать он-лайн консультации водителям: как удобнее проехать, избежать «опасных зон» и быстрее добраться до пункта назначения.
Сингапурская транспортная модель - это лишь часть хорошо продуманной «дорожной политики», которая включает в себя и создание особого «экономического режима» для автовладельцев – дорогой бензин, большие пошлины и лицензия на владение, сборы за проезд в центр города. Выплачивать солидные суммы приходится регулярно, так что личный транспорт в Сингапуре – роскошь, а не средство передвижения. Взамен власти города предлагают жителям достойную альтернативу: такси, автобусы и сеть электричек полностью обеспечивают транспортные потребности населения. В итоге более 70% всех деловых поездок в коммерческий центр совершается на общественном транспорте, в том числе метро.
Понятно, что на такой компромисс жители Астаны пока пойти не готовы и вряд ли пойдут. Да это и не нужно.
Общественный транспорт
Вижу множество автобусов и ни одной маршрутки. Для омича это не просто удивление, а скорее «культурный шок».
Еще разговорчивый таксист поведал, что до конца этого года за-планировано поэтапное приведение к единой цветовой гамме общественного транспорта и такси. Все расходы, связанные с унификацией, возьмут на себя руководители предприятий пассажирского транспорта.
Явные признаки большого города, сразу же бросающиеся в глаза, как-то: пробки и обилие маршрутов муниципального транспорта постепенно становятся нормой жизни горожан. Местные жители утверждают, что общественный транспорт никогда не был слабым местом городской инфраструктуры. Но, превратившись в одну огромную строительную площадку, город стал ощущать определенный маршрутно-автобусный дискомфорт. Департамент пассажирского транспорта города быстро отреагировал.
Вот и закончилась наша прогулка по столичному городу. Так что же это, авантюра Нурсултана Назарбаева или невероятно дорогой проект? По мнению зарубежных зодчих, перенос столицы Республики Казахстан в Астану стал не только успешным, но и, пожалуй, самым грандиозным геополитическим и социально-экономическим проектом минувшего века. Я же думаю, что Астана – это широкомасштабная национальная стройка во всех смыслах этого слова: строят город, новое государство и, конечно же, свое будущее.
Источник: http://avtotrans-m.ru
|