Улицы Омска преобразятся
Максим КУРГУЗОВ
Об особенностях нового генплана рассказывает главный архитектор Омска Анатолий ТИЛЬ
Ожидали большего...
Публичные слушания по проекту нового генплана прошли в конце прошлого года. Всего поступило
57 предложений, большинство из них уже включены в проект: сохранение исторического центра, архитектуры, своеобразия города. Ожидали большего, хотя некоторые проекты порадовали. Например, пенсионер, железнодорожник Филатов, предложил по-новому взглянуть на железнодорожные обходы – перенести некоторые из них за пределы города. Были и абсурдные предложения. Омичи, участвующие в слушаниях, в основном высказались в поддержку принятой концепции развития города.
Телецентр переедет?
Разработчики нового генерального плана всерьез задумались о переносе главной городской телевышки. Как известно, вопрос о переносе омской телевышки будоражил еще проектировщиков прежнего генплана в 1978 году. Специалисты «Омскгражданпроекта» считают, что на этом привлекательном месте можно построить до
1 млн кв. м жилья, причем это будут высотные здания. Сейчас высотки строить там нельзя – сразу же попадут под сильнейшее радиоизлучение. Так куда же перенесут вышку? Пока не ясно. Рассматриваются три площадки, одна из которых окраина города – район поселка Лукьяновка, поближе к радиовышке и промышленной зоне. Неизвестно только, будут ли жители рады такому новому гостю в своем районе? Ведь у них уже есть не совсем приятный «радиоизлучающий гость» – радиовышка. На перенос телецент-ра планируется потратить примерно 200 млн. рублей.
Эх, дороги...
Особое внимание в новом ген-плане уделяется комплексной транспортной схеме, в которой когда-то были допущены ошибки и теперь, на переходном этапе, нужно найти правильное, нужное решение. Омск мучается автомобильными пробками, как тяжелым, но, судя по всему, излечимым заболеванием. Чтобы его вылечить, в первую очередь планируется построить развязки на пересечении улиц Гагарина – Щербанева, Лукашевича – Крупской, Конева – 70 лет Октября. Необходимо решить, станет ли набережная Тухачевского дублером Красного пути. Новая концепция предполагает единое архитектурное решение ул. Красный путь — расширение дороги до шести полос. Все-таки цент-ральная магистраль. Нужно разгрузить центральные улицы с помощью дорог-дублеров. Развязки на улицах Маршала Жукова, 10 лет Октября и Орджоникидзе планируется сделать двухуровневыми методом подземного прокола. Было бы логично таким же способом решить и развязку у метромоста на правом берегу, в районе улиц Герцена – Фрунзе, тем более что сама природа подсказывает такое решение – перепад грунта позволил бы сделать прокол закономерным.
Станет ли Любинский проспект пешеходным, пока не ясно. В любом случае закрыть движение здесь сейчас — означает добавить «пробковых» проблем в центре города.
Что будет с остановкой «Дом туриста»? Вопрос, ставший притчей во языцех. Вот уже полгода павильоны на этой остановке не работают, закрыты щитами. Идет судебная тяжба. Ясно одно: развязка здесь чрезвычайно необходима. Жизненно важно также строительство большой транспортной развязки Северо-Западного промышленного узла, на выходе из города, где сосредоточены крупные предприятия: мясокомбинат, ОАО «Сан Интербрю» и другие.
Большие надежды возлагаются на строительство Иртышской набережной, которая станет дублером центральных магистралей. Будут прорабатываться так называемые дороги-стяжки, перпендикулярные набережной: улицы Маяковского и Циолковского, бульвар Победы и ул. Ф. Крылова. Расширение этих улиц позволит транспортному потоку равномерно распределиться по улицам. Остро назрела необходимость строительства магистрали в обход городской территории для исключения транзита по улицам города.
Итак, до 2015 года необходимо построить и реконструировать
67 км дорог общегородского и 112 км магистралей районного значения, построить 7 транспортных развязок с разведением потоков на разные уровни.
Метро. Как много в этом слове!
Ремонтируя дороги, строя развязки, мы не должны забывать и о метро! Именно метрополитену, пуск которого уже стал реальностью, отведено особое место в городской транспортной составляющей. Сегодня уже можно увидеть, как будут выглядеть первые станции. Схема омского метро – это три линии, которые обеспечат быструю и комфортную связь населения с центром, спальными районами, общественными местами и зонами отдыха. В планах градо-строителей к 2008 году запустить первую линию метрополитена. Это четыре станции и метродепо, которое осуществит связь правобережного центра города с левобережьем. А в 2015 году планируется закончить строительство первой линии (пр-т Рокоссовского – 15-я Рабочая). Вторую линию омского метро – Северо-Западный пром-узел (ул. Губкина – ж/д вокзал) планируется осуществить только к 2030 году, а уж третью линию (Старый Кировск – Амурский поселок) и того позже.
Планируется максимальное развитие электрических видов транспорта – троллейбусных и трамвайных линий, при этом трамвай на качественно-новом уровне: бесшумный, с современными вагонами, на обособленном современном полотне, с оптимальной скоростью движения. Мировой опыт показывает, что это самый экономичный вид транспорта, с высокой провозной способностью. Предполагаемая схема движения трамвая по кольцу с правого берега на левый поможет разгрузить центр города.
Заводов станет меньше
Уже в самое ближайшее время мы не досчитаемся в центре Омска некоторых предприятий и учреждений. Переедут Сибзавод, судоремонтный и дрожжевой заводы. Все эти предприятия не вписываются в новый облик города, к тому же стоит задуматься об экологии. Перенесут и аэропорт. По расчетам специалистов 30% города находится под влиянием омского аэропорта, а это экология, шум, о безопасности и говорить нечего.
На месте китайского вещевого рынка на левобережье будет общественно-деловая зона. Конечно, жителям сейчас это очень и очень трудно представить. Столько лет из тех мест доносились: «Холосо», «Тебе оцинь идет», «Бели, дазы не думай»! А теперь вот общественно-деловая зона!
Воинские части, которые находятся на территории города, также планируется перенести. Здесь, правда, дела будут посложнее. Земли, на которых стоят части, федеральные. Придется договариваться с Москвой.
Каким будет лицо города?
Многие считают привокзальную площадь лицом города. Ведь любой приезжающий знакомится с городом, начиная именно с привокзальной площади. Сейчас после реконструкции вокзала следует реконструировать и саму площадь. Омским архитекторам она видится в террасном исполнении. Планируется снос жилого здания напротив ж/д вокзала с дальнейшим расселением жителей. Затруднения вызывает сложный транспортный узел: необходимо сдвинуть трамвайные пути, расширить дорогу. В планах строительство большого гостиничного комплекса. В данный момент идет поиск серьезного инвестора.
Парки перестроят
В городе преобразится пять парковых зон отдыха. Разработано пять планировочных районов, где будут расположены зоны отдыха, городские парки. Главным, центральным местом отдыха станет левобережный парк. Строители сначала возьмутся за него, потом — парк 30-летия ВЛКСМ, Советский парк, «Зеленый остров». Отсюда исчезнут коммерческие заведения, и только 10% зеленых насаждений вынесут с территории парка. Особое внимание будет уделяться озеленению города в целом.
Нам бы строителей с Севера!
Придут ли какие-нибудь московские строительные фирмы на омский рынок? Пока о планах москвичей ничего не известно. Работой в Омске заинтересовались турецкие и югославские фирмы-подрядчики. На уровне переговоров проявляют интерес казахстанские друзья и новосибирцы. Возможно, вернутся наши строительные организации с Севера. Как говорится, не нужен нам гость заморский, мы и сами справимся. А тут гляди, и проблема занятости решится, появится работа.
Что дальше?
Остается надеяться, что депутаты без задержек примут новый, современный, вселяющий надежды генплан. Хочется верить, что предвыборные страсти никак не повлияют на сроки принятия данного документа. Графическая часть важного для города проекта – это лишь первая стадия работы. Градостроителей ждет колоссальная работа – разработка проектов планировок территории, проектно-сметной документации, раздел охраны окружающей среды и прочее. Естественно, за один год все решить не удастся, на это нужны годы. Самое главное, чтобы все запланированное не осталось только на бумаге и не стало еще одной фантастической книгой.
Источник: http://avtotrans-m.ru
|