МЕНЯЕМ МАШИНУ ЧЕРЕЗ СУД
Можно ли отсудить у завода-изготовителя новый автомобиль взамен заводского бракованного?
Когда на ровной загородной дороге при движении на невысокой скорости
новый автомобиль вдруг резко развернуло, выбросило на полосу встречного движения, а затем сбросило в кювет, Николай Еропин думал только о том, чтобы
остаться в живых. Опытный водитель знал, что последствия таких непредсказуемых заносов крайне опасны. Но, как показала жизнь, страшнее аварийной ситуации на дороге для здоровья водителя может оказаться тяжба с заводом-изготовителем, оснастившим автомобиль бракованной деталью.
Начало пути
День 27 мая начался с того, что, будучи заядлым рыбаком, Николай с другом на двух машинах поехал на озеро, предвкушая хороший улов. Двигались по трассе Омск-Тара не торопясь, со скоростью 70 км/ч. На 77-м километре от города (между селом Верблюжьим и Нижнеиртышским поселком) машину Николая вдруг резко занесло и выбросило на встречную полосу. Пытаясь избежать столкновения с летящим на него автомобилем, водитель вывернул руль вправо. Его «ИЖ» вылетел на правую обочину, затем в кювет, где, перевернувшись через крышу, замер. От тяжелых травм водителя уберегла привычка пристегивать ремень без-
опасности. При опрокидывании он все же ударился коленом о руль. Впоследствии пришлось делать операцию на мениске. Но главное, что голова, внутренние органы и опорно-двигательная система не пострадали, чего нельзя было сказать о кузове машины. Даже при ее беглом осмотре стало понятно, что автомобиль не подлежит восстановлению.
Причина очевидна Там же, на месте аварии, водитель стал анализировать причину происшедшего. Первое, что пришло ему на ум, – это внезапно возникшая неисправность рулевого управления. Когда на место дорожно-транспортного происшествия приехал наряд Саргатского ГИБДД, совместными усилиями удалось выяснить, что причина внезапного стопора автомобиля в заклинивании левого заднего колеса, произошедшего из-за отслоения фрикционных накладок тормозных колодок левого заднего колеса. Хотя сотрудники милиции объяснили, что причину ДТП они не устанавливают, лишь фиксируют факт случившегося. Тем не менее пострадавший водитель настоял, чтобы сотрудники ГИБДД в присутствии двух понятых сняли заклинившие тормозные колодки, опечатали их и прикрепили к протоколу осмотра места происшествия. Следует сказать, что именно эти грамотные действия автомобилиста и инспекторов ДПС позволили в последующем решить в свою пользу исход дела о замене автомобиля на новый.
Претензия автомобилиста
Помятую машину доставили на буксире в гараж, а пострадавший хозяин отправился восстанавливать справедливость. Казалось, что причина происшедшего налицо, не нужно быть экспертом, чтобы увидеть, что место тормозной колодки под накладкой, предназначенное исключительно для клея, почти полностью изъедено ржавчиной. Потом эксперт точно установил, что клеем покрыто только 40 процентов поверхности колодки.
По заключению специалиста, оценивающего стоимость ущерба, поврежденными оказались задний мост с тягами, бензобак, рулевые тяги, панель приборов, сиденье водителя, стекло задней двери, ветровое стекло, стекла первых дверей. В связи с чем, эксперт заключил, что восстановление машины до работоспособного, технически исправного состояния нецелесообразно. Казалось бы, самое время получить страховку за увечье новенькой машины. Но в страховой компании выяснилось, что выплаченная по данному факту страховая сумма не покроет стоимость ущерба. Более того, представитель компании заявил, что так как двигатель исправен, страховая сумма будет выплачиваться не за весь автомобиль, а только за искореженный кузов.
Осталось уповать на ответственность завода-изготовителя, потому что отслоение накладок тормозных колодок, безусловно, является существенным дефектом производственного характера. Автомобиль Иж-2126-020 («Москвич-Орбита») Николай приобретал новый, регулярно и своевременно проходил все регламентные работы: ТО-1, ТО-2 по требованиям сервисной книжки. Последние работы по гарантийному обслуживанию были проведены за девять дней до случая на трассе.
Пострадавший, руководствуясь Законом РФ «О защите прав потребителей», закрепляющим за гражданами право на замену бракованной продукции, написал претензию на завод «Ижмаш-Авто» с просьбой заменить некачественный автомобиль на аналогичный новый.
Ответ не заставил себя долго ждать, но он был довольно неожиданным. В квартире пенсионера прозвенел звонок. Звонивший представился генеральным конструктором «Ижмаш-Авто». Он поздоровался, сообщил, что получил претензию, и задал Николаю единственный вопрос: «Скажите, а зачем вы поменяли тормозные колодки?». С этого момента позиция завода совершенно четко обозначилась, заметим, что эту линию заводские специалисты (конструкторы, юристы и руководители) выдерживали до вынесения решения суда. Дело в том, что многие автовладельцы ижмашевских «легковушек» знают о слабости их тормозных колодок, поэтому сами меняют колодки практически сразу после покупки машины. Похоже, на заводе о такой практике автомобилистов известно, поэтому возможная самостоятельная смена колодок представлялась весомым аргументом в пользу ликвидации гарантии.
Но совесть пострадавшего оказалась чистой. Он четко руководствовался рекомендациями сервисной книжки автомобиля, где установлено, что осмотр тормозных колодок необходимо осуществлять после пробега 30 тысяч километ-ров. Машина Николая прошла 20 тысяч километров, следовательно, оснований менять колодки у него не было.
Акт с пристрастием
Тем временем эксперт Омской лаборатории судебной экспертизы на основании определения начальника РОВД Саргатского района закончил исследование опечатанных после ДТП тормозных колодок. По его заключению, причиной отделения фрикционной накладки от тормозной колодки автомобиля явилась ее некачественная фиксация при помощи клеящего вещества. Указанная неисправность – заводской брак. Заклинивание отделившейся фрикционной накладки между тормозной колодкой и тормозным барабаном во время движения транспортного средства стало причиной блокировки колеса автомобиля, смещения его с дорожного покрытия с последующим опрокидыванием. Выводы эксперта воодушевили потерпевшего на подачу искового заявления в суд с требованием заменить бракованный автомобиль на новый и оплатить стоимость лечения, потребовавшегося после аварии.
Спустя месяц на омскую землю прибыли юрист и технолог «Ижмаш-Авто». Исследовав автомобиль, они составили акт, в котором обозначили свою позицию. На левом заднем колесе прибывшая комиссия установила, что толщина накладок тормозных колодок составляет 12 мм при пробеге 20 тысяч километров. По расчетам технологов, при эксплуатации автомобиля в городских условиях их толщина должна быть в среднем 5-6 мм. Из полученных измерений комиссия сделала вывод: незначительный износ накладок тормозных колодок «не соответствует указанному пробегу автомобиля, что подтверждает замену колодок на автомобиле незадолго до аварии».
Николай объяснил, что использует автомобиль исключительно для дальних поездок по области, где тормозить приходится редко, в отличие от условий города.
Комиссия отправила для исследования в условиях завода-изготовителя тормозной барабан левого заднего колеса в сборе с колодками. В акте осмотра владелец горе-автомобиля написал, что категорически не согласен с пунктом о замене колодок.
Ижевцы забрали из ГИБДД Саргатского РОВД и недостающую тормозную колодку с накладкой.
«Специальная» экспертиза
После исследования на заводе эксперты заключили: «... тормозная накладка была отделена от тормозного барабана после совершения ДТП в результате удара автомобиля в кювете или во время транспортировки автомобиля после аварии и последующего снятия тормозного барабана. Проведение анализа состояния тормозных колодок и барабана, лабораторно-дорожные исследования и стендовые испытания позволяют достаточно объективно сделать заключение, что причиной данного ДТП является не справившийся с управлением автомобиля водитель». После таких испытаний у Николая случился инфаркт.
Правда, удача оказалась на стороне Николая. Судью насторожили столь противоречивые показания экспертов, поэтому было принято решение провести третью экспертизу. Как же это сделать, когда тормозной барабан и тормозная колодка и накладка уничтожены?
Продолжение в следующем номере
(Фамилия владельца автомобиля изменена по просьбе автомобилиста)
Татьяна Богатова
Источник: http://avtotrans-m.ru
|