ДЖИПЕРЫ ПОКОРИЛИ СЕВЕР
На прошлой неделе омские любители бездорожья вернулись с экспедиции к озеру Черталы
Идея маршрута родилась после осуществленного омскими экстремалами путешествия на квадроциклах в сентябре 2008 года. Джиперов заинтересовала возможность попробовать пробиться на автомобилях к далекому таежному озеру Черталы. В старые времена, до начала 20 века, в тех краях было много жилых деревень, но сейчас многие поселки заброшены и дороги, если они и были, разрушены.
В 10 утра в субботу от Христорождественского собора отъезжают двенадцать участников на пяти подготовленных машинах. Три «УАЗа», ГАЗ-69 и Toyota Land Cruiser 80. Первая точка маршрута – город Тара. Здесь пополнившись топливом и пообщавшись с местной прессой на центральной площади, экспедиция отправляется на паром через Иртыш в Пологрудово. Успешно переправившись через реку, машины доезжают до места первой стоянки на реке Турунгас.
На второй день начинается самое интересное. С утра под дождем экспедиция отправляется по разбитой дороге в поселок Князевка. Глубокие колеи от «УРАЛов» и гусеничных вездеходов сильно затрудняют движение. Проливной дождь добавляет трудностей. Сложнее всего дается эта дорога автомобилю Toyota Land Cruiser (Евгений и Наталья Гехт). Сказывается большая масса машины. Там, где «УАЗы» легко проскакивают через колеи и глубокие лужи, TLC80 неизбежно застревает. Ближе к Князевке появляются напитавшиеся дождем ручьи. Участники преодолевают их с трудом. За день экспедиция проходит 20 километров и подъезжает к поселку Князевка. Экипаж Toyota Land Cruiser, принимая во внимание сложность дороги для своего автомобиля, решает не задерживать экспедицию, а разбить лагерь возле Князевки и дожидаться остальных здесь. Связь с основной группой решено поддерживать по УКВ-радиоканалу и спутниковому телефону.
Обменявшись необходимым инвентарем с остающимся экипажем, участники экспедиции выдвигаются через село Князевка в направлении реки Туй. Дальше дорога расходится. Первый путь – «новая дорога», западнее, в объезд. В последнее время этот путь используется геологами и лесозаготовителями. На этом направлении имеются обустроенные мосты через реки и ручьи, но сами дороги разбиты глубокими колеями. Второй путь – «старая дорога», восточнее, ближе к реке Кыртовка. Хоть она и заброшена, но от этого меньше разбита вездеходами. Под большим вопросом также состояние мостов и переправ. Решено пойти по «старой дороге». Вечер. Остатки грунтовой дороги вполне приемлемы для движения. Экспедиция идет быстро. Но на первой же реке, под названием Сигоза, не всем удается с ходу пройти переправу, выложенную из бревен. Под «УАЗом» Алексея Соловьева бревна расходятся, и машина проваливается. На помощь приходит лебедка.
Следующим препятствием становится старинный деревянный мост на реке Кыртовка. Опоры моста достаточно крепкие, но местами прогнило полотно моста и размыты места его примыкания к берегам. Джиперы перекладывают доски, выстилают сложные места сэнд-траками и переправляются. Но без приключений не обходится – под задним левым колесом автомобиля ГАЗ-69 Сергея Голузова не выдерживают бревна. Автомобиль повисает на полутораметровой высоте над водой. В ход идут домкраты.Последующие два крупных ручья участники проходят вброд. Таким образом к наступлению темноты удается добраться до реки Кыртау. Ширина реки – шесть метров, крутые берега, глубина более полутора метров, на дне беспорядочно навалены затонувшие бревна от старой переправы. Решено разбить лагерь и отложить переправу на утро.Утром начинается строительство моста. С помощью бензопил и топоров участники валят лес, укладывают бревна, скрепив их скобами. На берега накидывают ветки, чтобы бревна не тонули в жидкой глине. В 11.30 переправа полностью готова, мост выдерживает все машины.
Но сразу за рекой новое испытание – топкое болото длиной около 300 метров. Виднеются следы старой гати, ближе к лесу все изрезано глубокими колеями от гусеничных вездеходов. На спущенных колесах, с сэнд-траками автомобили по одному форсируют болото.
Далее рельеф становится изменчивым, но особых сложностей не возникает, лужи, подъемы и небольшие ручейки преодолеваются легко. Через два километра экспедиция выходит к слиянию старой и новой дорог. Оставшуюся часть пути до поселка Туй автомобили проходят без особых проблем. В поселок Туй, состоящий из одного дома с баней и сараем, машины въезжают в 17.30. Единственный житель Николай Алмазов с интересом встречает омичей. Абориген очень удивлен, увидев «УАЗы» (летом сюда только на гусеничной технике доезжают). Но за деревней появляется очередное препятствие – из-за обильных дождей уровень воды чрезмерно поднялся, имеющийся мост остался глубоко под водой, только плавучие по течению бревна корнями цеплялись под водой за поручни. Вдобавок подходы к мосту очень размыты. Ширина реки в месте переправы достигла 50 метров. Чтобы пересечь реку, необходимо было ждать 3-4 дня. Этого времени у экспедиции нет, решено переправиться на лодке и продолжить экспедицию пешком.
Весь следующий день у джиперов ушел на пешую прогулку. Однако добраться до озера Черталы так и не удалось. Добравшись от реки Туй до озера Хрящевское (около 11,5 км), повернули обратно, времени осталось мало, а вещей для ночевки никто не взял. Вернулись в лагерь поздним вечером. На следующий день решено двигаться назад. Обратная дорога оказалась легче, так как дожди в тайге кончились и солнце высушило землю. В целом участники считают экспедицию успешной. Джиперы получили ценный опыт преодоления естественных препятствий и почувствовали себя настоящей командой. «Особенно проявились друже-любие и сплоченность при строительстве моста через реку Кыртау, – рассказывает участник экспедиции президент клуба «Золотой джип» Игорь Красов. – Конечно, было обидно, что не доехали до цели всего 15 километров, но с природой не поспоришь. Зато какие там летали бабочки, просто красотища. Я уже молчу про мух и комаров, которым все наши репелленты и лосьоны были просто безразличны. Спасибо всем участникам за выдержку, стойкость и взаимовыручку».
Александр ЗАРЕМБА
ГОНКИ С СЮРПРИЗАМИ
Воскресным хмурым утром, когда омичи еще только планируют свой выходной день, на парковочной площадке у «Фестиваля» наблюдается «броуновское движение». Участники усиленно готовятся к старту: оклеивают свои автомобили спонсорскими наклейками, проверяют уровень техжидкостей и нервно посматривают на часы. Организаторы проверяют экипажи по списку и готовятся выдать легенды штурманам. Все по регламенту – за 10 минут до старта. Три, два, один... Ралли!
Гонка начинается с фигурного вождения, она же слалом: между замысловато расставленными фишками автомобиль должен проехать на время, верно выполнив все маневры, изображенные в легенде. И тут не обходится без неразберихи – особенно нервничают те, кто решил впервые участвовать в соревновании. Штурман путается, пилот теряется, а время идет. Наконец, после всех испытаний классический финиш «базой» – и в путь, по сложному городскому маршруту... Трасса по обыкновению составляется в условиях строжайшей секретности, о ее длине и направлении знают лишь несколько организаторов. В гонках участвует 22 автомобиля – тут и Mini Cooper, и Daewoo Matiz, и Ssang Yong Musso. Машины разные, но всеми участниками движет одно – победить. Тем не менее гонщиков делят на зачеты – в классах «Спорт» и «Автоледи». Плюс еще одно нововведение, которое в будущем, возможно, станет традицией – в рамках гонки стартует проект «Лучший инструктор». Это особый зачет, в котором должны принимать участие семь автомобилей от пяти омских автошкол: «Перекресток», «Зеленая волна», «Синтез», «Штурман», АСС. Интересно, что на участие в соревновании заявилось девять машин, однако пилоты двух из них то ли проспали, то ли испугались, однако на старте их нет. Поэтому к гонке допущены только четыре автошколы. Первую часть состязания – городскую – ребята идут наравне с остальными участниками, по общему маршруту, а вот через пару часов их пути расходятся. Основные экипажи следуют на режимный участок, который расположен на полигоне в Ростовке, а для инструкторов предусмотрено другое задание – мотодром РОСТО. И, конечно, не обходится без курьезного случая. Каким-то необъяснимым образом на старте машина под номером 20 случайно получила легенду обычного участника, поэтому, следуя подсказкам, уходит на ростовский полигон, где преспокойно проходит режимку. В это время инструкторы, как и полагается, сдают стандартные нормативы на мотодроме РОСТО: «бокс», «змейку», фигуры. Когда путаница обнаруживается, пилот 20-го экипажа радостно звонит коллегам и кричит: «Ребят, вы чего там ерундой страдаете? Давайте сюда – тут круче! Настоящие гонки!». В это время остальные участники после прохождения не самого короткого режимного участка продолжают распутывать легенду дальше. И пара экипажей в этом сложном задании терпит неудачу. На всем пути следования автомобили должны «засветиться» на четырех ВКВ (внезапный контроль времени). Штурманы двух машин явно путаются в маршруте – в результате проскакивают «ключевые» подсказки и пропускают ВКВ. И несмотря на то, что экипажи проходят все контрольные пункты – один у чайханы «Кишлак», второй – у парикмахерской «Нимфа», все же за такой серьезный промах, как пропуск ВКВ, штрафуется... снятием с гонки.
Не меньше эмоций оставляет и РД – участок с заданным режимом движения. Это езда по городу с соблюдением Правил дорожного движения. То есть, если знак ограничивает скорость до 20 км/ч, а экипаж ох как сильно опаздывает, нарушать РД категорически запрещено. Несколько экипажей «горят» на любви погонять там, где этого не стоит делать, что в итоге строго наказывается. Вообще в этом году в соревновании впервые вводятся такие длинные режимные участки – 5, 8 и 10 километров. Задача участников – пройти их с четким расчетом времени. И если это непростая задача даже для бывалых участников, то для новичков и подавно. В целом гонка получилась интересной для всех автоспорт-сменов. Награждение, в том числе и специальным призом от журнала «АвтоОмск» (набор автохимии), прошло через два дня в чайхане «Кишлак».
Инна Степанова
Победители ралли
Автошколы
Зачет «Лучший инструктор»
1 место – экипаж № 28, Агеев Владимир, Остаповский Александр
2 место – экипаж № 21, Петько Николай, Куценко Владимир
3 место – экипаж № 27, Ефимкин Олег, Якубенко Павел
Лучший пилот – Агеев Владимир
Лучший штурман – Остаповский Александр
Командный зачет среди автошкол
1 место - «Штурман»
2 место – «Перекресток»
3 место – НОУ СТЦ «Синтез»
Основной зачет
Зачет «Спорт» (пилот мужчина)
1 место – экипаж № 2, Кислицин Виталий, Плигунова Ольга
2 место – экипаж № 9, Теплоухов Алексей, Киргинцев Дмитрий
3 место – экипаж № 5, Черноморцев Виктор, Танцура Иван
Лучший пилот – Черноморцев Виктор
Лучший штурман – Плигунова Ольга
Зачет «Автоледи» (пилот женщина)
1 место – экипаж № 6, Крещановская Оксана, Жуков Юрий
2 место – экипаж № 13, Карнаушенко Наталья, Поликарпов Петр
3 место – экипаж № 3, Шалмина Ирина, Алексеенко Ирина
Лучший пилот – Карнаушенко Наталья
Лучший штурман – Алексеенко Ирина
Командный зачет
1 место – Автоклуб «Мастер-Спорт»
2 место – «VIOLeiNщики»
3 место - «Ретранс»
Источник: http://avtotrans-m.ru
|