ХВОСТ ДЛЯ ВАШЕЙ МАШИНЫ
Выбираем прицеп
Лето – традиционное время дачного сезона. Не всегда все вещи, так необходимые на даче, можно засунуть в багажник. Приходится цеплять к машине «хвост» в виде прицепа. Прицепов к легковым автомобилям сейчас становится все больше и больше. Все они делятся на две группы: общего назначения и специальные. Прицепы общего назначения предназначены для перевозки различных грузов, не требующих создания специальных условий для их транспортировки. К ним относятся прицепы, оснащенные обычными грузовыми платформами с откидными бортами и тентами. Специальные же прицепы приспособлены для перевозки каких-либо конкретных видов груза. Например, в Луховицах выпускали цистерны для буксировки обычным легковым автомобилем охлажденного молока, а в Кургане делают платформу доставки шестиметровых досок. Также к специальным прицепам относятся автовозы, прицепы для перевозки яхт, катеров, различных транспортных средств (гидроциклов, квадроциклов, снегоходов), крупных домашних животных. Отдельную категорию специальных прицепов составляют так называемые дома на колесах, рассчитанные на комфортабельный отдых от двух до восьми человек.Специальные прицепы чаще всего выпус-каются небольшими партиями или по индивидуальным заказам под конкретный тип автомобиля и груз. Например, при перевозке яхт и крупных катеров необходимо учитывать размеры и форму корпуса. Еще сложнее обстоит дело с автовозами. При их выборе приходится учитывать не только возможности автомобиля-буксировщика, но и габариты, массу перевозимых авто. Ширина колеи влияет на размеры погрузочных аппарелей, масса автомобиля – на систему фиксации и т. п. В основном для управления такими автопоездами необходима категория «Е» в правах, тогда как для обычных прицепов вполне достаточно легковой категории «В».
Дачный помощник
Готовясь к приобретению помощника по хозяйству, стоит познакомиться с характерными особенностями его конструкции, основными изготовителями и модельными рядами. Основная часть прицепа общего назначения – грузовая платформа, большинство которых изготавливается из стальных штампованных панелей. Правда, есть смешанные конструкции: борта стальные, а пол деревянный. Кузовные панели могут окрашиваться эмалями или оцинковываться. Следует помнить, что окрашенный прицеп дешевле, зато оцинкованный гораздо долговечнее. Еще дольше служат платформы, у которых поверх оцинковки нанесено защитное лакокрасочное покрытие. Особняком стоят прицепы из алюминиевых сплавов, но серийно их выпускает только ростовское объединение «Роствертол». Они используют богатый технологический опыт и наработки авиационного производства, ведь «Роствертол» расшифровывается как Ростовский вертолетный завод. Его прицепы значительно долговечнее стальных (гарантия от коррозии достигает 15 лет) и заметно легче. Правда, за эти преимущества придется выложить немалые деньги. Некоторые производители выпускают прицепы с надставными бортами, они могут «расти» в зависимости от характера груза. При выборе стоит отдать предпочтение тем из них, чьи кузова полностью укладываются в колею и не имеют колесных арок. Это позволяет более рационально использовать площадь платформы.
Ходовая часть
В грузовых прицепах используют два типа подвесок. Наибольшее распространение получила зависимая рессорная конструкция, более простая и дешевая. Однако она жесткая и неудобная при езде порожняком. Более современной является независимая подвеска. В ней используются резино-жгутовые торсионы и пружины.
Чаще всего на прицепах используются 13-дюймовые колеса, так как самые распространенные дачники – владельцы «Жигулей». Некоторые прицепы (Тонар-8310, ВМЗ-8291) устанавливаются на 10-дюймовые колеса. Преимущества такого прицепа – низкая погрузочная высота и центр тяжести, следовательно, их проще загружать и они более устойчивы. Но маленькие колса могут выдержать меньшую нагрузку, значит, и грузоподъемность прицепа меньше. У ВМЗ-8291 она составляет всего 190 кг. К тому же для прицепа приходится возить лишнюю запаску. Поднять грузоподъемность до больших величин можно за счет увеличения числа осей (например, у Тонар-8310 их две). Международные и российские правила допускают эксплуатацию прицепов полной массой до 750 кг
без их оснащения тормозами. На более тяжелых прицепах применяют тормоза инерционного типа. Да и более тяжеловозные прицепы требуют открытия в правах категории «Е».
На вкус и цвет
Всего в России выпускаются сотни марок прицепов на десяти предприятиях. К примеру, самый крупный курганский машиностроительный завод, используя ограниченное количество узлов и деталей, выпускает 7 типов прицепов, составляющих семейство «Крепыш». Применение надставных бортов позволяет увеличивать их высоту от 250 до 500 мм. Передний и задний борта откидные, причем задний борт может откидываться на нижних и верхних петлях. Последнее обстоятельство вкупе с оригинальной конструкцией дышла позволяет использовать прицепы 8213 и 8284 как самосвальные. Компания «Тонар» из подмосковья выпускает семейство бортовых прицепов грузоподъемностью до 1600 кг. Все они имеют оцинкованные борта, независимую торсионную подвеску фирмы AL-KO KOBER, пластиковые крылья, унифицированные каркасы для тентов различной высоты. Из набора модульных узлов и деталей выпускается около десяти базовых моделей и практически неограниченное число версий и модификаций. Московский завод спецавтомобилей изготавливает отличные шасси для многофункциональных прицепов, среди которых и бортовые. Подвеска независимая торсионная, колеса 13-дюймовые. Борта высотой 300 мм, штампованные из оцинкованной стали с защитным покрытием. Грузоподъемность базовых моделей серии от 310 кг. Ступинское производство совсем недавно вышло на рынок с серией прицепов «Трейлер» полной массой до 500 кг. Простота конструкции, рессорная подвеска, подрамник и дышло из труб квадратного сечения обеспечили им относительно невысокую цену. Все прицепы «Трейлер», несмотря на единый индекс 82940Т, имеют мало общего. Самый интересный из них – 3.2Н – предназначен для погрузки и транспортировки самоходной техники весом до 315 кг: снегоходов, квадроциклов, гидроциклов, небольших катеров. Для этого он оснащен дополнительной опорой, откидными аппарелями, лебедкой, специальными проушинами для фиксации крепежных ремней, тентом на каркасе увеличенной высоты.
в тему
Правила безопасности
Самое главное – не перегружайте прицеп. Вы причиняете вред не только ему, но и автомобилю, несущий кузов которого очень восприимчив к перегрузкам. К тому же лишняя сотня килограммов «за спиной» вносит заметные коррективы в работу подвески, рулевого управления и тормозов, а это уже проблемы безопасности. Сложнее становится маневрировать, особенно при поворотах на перекрестках в условиях городского движения. Да и со скоростью надо быть аккуратнее. А если вам приходится регулярно таскать за собой мощный прицеп, да еще и с тентом, позаботьтесь о нормальном обзоре - недаром многие компании выпускают специальные дополнительные выносные зеркала.
Источник: http://avtotrans-m.ru
|