Рождение массового авто
Авторская рубрика
Александра ЯШКЕВИЧА
(старая одесская блатная песня)
Николаус Отто придумал двигатель внутреннего сгорания, Карл Бенц и Готтлиб Даймлер - концепцию автомобиля. Луи Рено - карданную передачу, Винченцо Лянча - несущий кузов, Фердинанд Порше - полный привод... Генри Форд не придумал почти ничего, и тем не менее его имя занимает первую строчку в «зале славы» мирового автомобилестроения. 103 года назад он создал Ford Motor, одну из тех компаний, которые не только превратили Америку в сверхдержаву, но и определили вектор развития массового транспорта в глобальном масштабе.
Автомобилем же, который произвел переворот как в техническом решении, так и в технологии производства, стал Ford Т. Свыше 15-ти миллионов проданных экземпляров являются лучшим свидетельством его успеха.
Равнение
на Зингера!
В чем же заключалась главная фордовская идея? Основная мысль предельно проста: «Изготовить и продать десять недорогих машин выгоднее и удобнее, нежели за то же самое время сработать один-единственный дорогостоящий автомобиль и продать его за баснословные деньги». Сейчас в справедливости данного тезиса сомневаться никто не сомневается, но тогда, на самой заре автомобилизации, «самодвижущийся экипаж» воспринимали как дорогостоящую игрушку, но ни в коем случае не как перспективное транспортное средство. Рынок дорогих машин насыщался в мгновение ока: заставить богатого клиента, уже купившего себе шикарное авто, приобрести в дополнение к нему еще один автомобиль не смогла бы никакая сила. Нужно было быть Генри Фордом, чтобы не только самому понять тупиковость этого пути, но и других убедить - собственным примером.
Первая модель, «А», появилась в момент создания компании Форда - в 1903 году. Новые машины обозначали буквами по алфавиту B, C, F, K, N. Спустя три года выпускали уже по сотне автомобилей в день. Первая серийная модель «А» с двухцилиндровым двигателем в восемь сил стоила всего 850 долларов за шасси и $100 - за кузов. Последующие модели были 4-цилиндровыми и, понятно, дороже. Но все же дешевле конкурентов.
Когда под давлением акционеров фирма освоила роскошный 6-цилиндровый Ford K в 40 сил, продажи сразу упали. От выпуска дорогой машины пришлось отказаться, а у Генри Форда на всю жизнь осталась стойкая неприязнь к шестицилиндровым моторам.
По мнению Форда, автомобиль должен превратиться из скопища малопонятных узлов и агрегатов, в нечто предельно простое, понятное и доступное, напоминающее, к примеру, швейную машину: тот же знакомый и домашний Singer, только не на тумбочке, а в гараже.
Рождение бестселлера
Уменьшая себестоимость, Форд максимально упрощает и облегчает конструкцию 1908 года - модель «Т». Генри Форд не любил называть имена тех, кто проектировал и внедрял в производство эту машину, и получилось так, что у машины остался автор - сам Генри. Но ему принадлежала концепция модели Т (что, согласитесь, тоже очень немало), а вот сконструировал Ford Т. Талантливый инженер Чайлд Гарольд Уиллс. Именно он, по образованию металлург, определил, что легкий и твердый металл обломков француз-ской гоночной машины - сталь с ванадиевой добавкой. Обломки эти Генри Форд лично подобрал на гонках в Палм-Бич, заинтересовавшись их необычайной легкостью.
Компоновку ходовой части и проработку некоторых ключевых узлов осуществил Йожеф Галемб, венгерский эмигрант, учившийся в Германии. Далее, Чарльз Соренсен - тоже эмигрант, но шведский - модельщик. Сделанная по его модели отливка, вставала на место «как влитая». Уолтер Фландерс - специалист по металлообработке, Джеймс Смит, конструктор-агрегатчик, и еще один Джеймс - Кузенс, «человек-арифмометр», обеспечивший с самого начала достаточно низкую себестоимость автомобиля. Были, разумеется, у Генри Форда и другие помощники, но именно стараниями тех, кого мы перечислили, модель «Т» стала такой, какой ее знают и помнят.
Зимой 1906-1907 гг. группа приступила к проектированию. Форд старается как можно больше вовлечь своих специалистов в работу, но идеи остаются его. Из легированной стали на основе ванадия и молибдена он предлагает сделать раму и рессоры. Зная о трудностях литья, заменяет его, где возможно, на штампованные детали. Применение высоколегированной стали позволило ограничиться легкими поперченными рессорами на каждый мост (число рессор на один автомобиль сократилось вдвое). Экономили не только на рессорах, но и на амортизаторах - их попросту не было. Зная «замечательные» тогдашние американские дороги, автомобилю заложили большие колеса и водозащитные кожухи на всех агрегатах.
Первый Ford T выходит с завода
24 сентября 1908 года, а официальная презентация прошла 1 октября. Модель сразу получила огромный успех, который со временем только увеличивался.
«Посажу Америку на колеса!»
Два года Ford T выпускают вместе с моделями S и R. Инженеры совершенствуют его, готовя к конвейерной сборке. Генри Форд решился осуществить свою идею производства дешевого автомобиля для массового покупателя. Он намерен выпускать только одну модель «T». На старом месте это неосуществимо, и производство переводят в пригород Детройта. Здесь на 24-х гектарах Форд построил самый большой автомобильный завод, какой когда-либо видел мир.
В начале 1912 года Фордовская автомобильная компания выпускала более двухсот автомобилей в день. Если в сезоне 1909-1910 гг. цена модели «Т» составляла 950 долларов, и было продано 18664 экземпляра, то через год автомобиль стоил 780 долларов, и было продано 34528 штук. Параллельно росту продаж цена автомобиля неуклонно снижалась. Но самый грандиозный количественный прорыв свершился в 1914 году, когда Ford T стал первым в мире серийным автомобилем, собираемым на конвейере.
Существует миф: Форд придумал конвейер. Нет. Конвейер в автомобилестроении появился еще в 1903 году на заводе Oldsmobile. Генри Форд беззастенчиво позаимствовал эту идею, но довел ее до совершенства.
Уже к 1913 году на долю компании Ford приходилось около половины от общего объема выпуска автомобилей в США. А в знаковом 1914 году силами 13000 человек было собрано около 300000 машин, в то время как три сотни других мелких и крупных автофирм выдали на гора в том же году всего 280000 автомобилей. В 1917 году Ford T стоил уже всего 350 долларов! Модель «Т» заполонила Америку. «Миллионы людей вдруг обнаружили, что им хочется поездить и поглядеть мир».
К началу 20-х годов более половины зарегистрированных во всем мире машин носили марку Ford. В 1923 году ежедневно производилось около 10000 автомобилей Ford T, то есть по 2 машины за 1 минуту
5 секунд. По мнению многих экспертов, это достижение еще долгие годы останется непревзойденным.
«Жестянка Лиззи» - автомобиль на все времена
В момент дебюта никто не распо-знал в непритязательной фордовской новинке будущую королеву автомобильного царства. Но не зря говорят, что Генри Форд создал Ford T, а Ford T создал Америку. Автомобильную Америку, уж точно. Ведь именно на «Т» руль впервые «переезжает» с правой стороны на левую, и внимание водителя переключается с пешеходов на тротуаре на встречные машины. А в рекламных проспектах объявлялось, что каждый дилер обучит клиента вождению Ford T в течение 5-12 мин.
Это не было преувеличением, так как машина действительно отличалась особой простотой управления благодаря планетарной коробке передач. Коробка эта представляла собой настоящий инженерный шедевр, с двумя передними передачами и одной задней. Управлялась коробка одной педалью, которая в отпущенном состоянии держит включенной вторую передачу и в нажатом состоянии - первую. Вторая педаль управляет задней передачей, третья - ленточным трансмиссионным тормозом. Как во всех планетарных передачах, шестерни всех ступеней находятся в постоянном зацеплении: никогда никакого скрежета при переключении передач, даже у начинающих водителей. А уж сломать такую коробку было нельзя, даже специально неправильно нажимая на педали.
Водителю фордовской машины не приходилось задумываться над тем, как «втыкается» та или иная передача, и он знать не знал, что за штука такая - «педаль сцепления». Так что именно Ford T заложил основы «американского образа жизни за рулем», когда водитель не желает отвлекаться на переключение скоростей и передоверяет это дело автоматике в первую очередь потому, что самая массовая и самая общедоступная в Штатах модель отучила выжимать сцепление еще его отцов и дедов.
Способность планетарной трансмиссии быстро переходить с передней передачи на заднюю с эффектом, который можно себе вообразить, часто использовалась в многочисленных комических фильмах, где Ford T являлся главным действующим лицом.
Акселератор и опережение зажигания управлялись двумя рычажками, расположенными под рулем. Форд хорошо знал, что многие владельцы «Т» были новичками в вождении; при нормальном управлении водитель никогда не должен был убирать руки с руля, кроме того, Форд знал, что человек, поддавшийся панике, инстинктивно начинает нажимать на педали и тянуть на себя рычаги. Именно поэтому управление сделали таким образом, чтобы при нажатии на педали и оттягивании рычагов автомобиль замедлял бы свой ход и останавливался. Этот элемент активной безопасности является действительно поразительным.
Другим ключевым достоинством машины оказалась ее небывалая выносливость - в сочетании с несравненной ремонтопригодностью. Предельная простота конструкции: не было ни топливного насоса, ни водяного, ни аккумуляторной батареи - только магнето. Все это свело на нет количество систем и устройств, способных выйти из строя. Регулировать на машине тоже практически было нечего. Гибкая рама не ломалась даже при больших перекосах. На автомобиле впервые стояли моноблочный 4-цилиндровый двигатель со съемной головкой, пневматические шины в качестве серийной комплектации. Автомобиль был широким, вместительным и прекрасно ездил по бездорожью, а мощности 2,9-литрового двигателя в 20,5 л. с. хватало, чтобы разогнать машину до скорости 65 км/час.
Ford T имел девять модификаций кузова на одном и том же шасси, в том числе и грузовые. И, конечно, все кузова «могли быть любого цвета, при условии, что он черный».
Знаменитые слова Генри Форда скрывали не слепое упрямство, а практическое соображение - только япон-ский черный лак успевал высохнуть за те 93 минуты, в течение которых собирали Ford T, кстати, в 8 раз быстрее, чем на других заводах. В середине 1910-х годов маленькие черные машинки бегали по всем дорогам, и их стали называть ласкательными именами: «трясучками», также «жестянками», а иногда - «генриками». О них сочиняли анекдоты, всюду можно было слышать «фордовские шутки». Все они, в основном, сводились к тому, что пять жестянок из-под томата и матрацную пружину по ошибке приняли за фордовский автомобиль, произвели надлежащий ремонт, и машина поехала. Так что кличек у Ford T было много, но вот по-настоящему прилипла к машине только одна - «Жестянка Лиззи». Почему «жестянка» - это как раз понятно, а вот почему именно «Лиззи» - этого мы, наверное, так и не узнаем.
Зато мы знаем теперь эту фордов-скую модель как Car of the Century - автомобиль ХХ столетия. Знатоки считают, что из выпущенных 15,2 млн. Ford T до наших дней дошло в сохранности не менее 10 тысяч прославленных автомобилей, которые можно теперь встретить во многих автомобильных музеях, частных и государственных коллекциях. Завидное долголетие и сохранившаяся работоспособность этих «старичков» лишний раз подтверждают правоту экспертов, признавших право этого вроде бы несерьезного «самохода» служить одним из символов мировой автомобильной истории ХХ века.
Источник: http://avtotrans-m.ru
|