Электрическии бум
Электродвигатель появился гораздо раньше привычного ДВС (двигатель внутреннего сгорания), 150 лет назад. Ровно столько времени понадобилось производителям машин, чтобы реанимировать идею экологически чистого авто. Видимо, не последнюю роль в этом сыграл начавшийся на планете топливный и экологический кризисы
Первые изыски
Вот уже в Москве появились первые электроавтобусы, и даже планируются некоторые льготы по транспортному налогу для владельцев экологических машин. А на скором саммите «Большой Восьмерки» в качестве официального транспорта будет использоваться электрический концепт-кар Subaru, построенный на основе минивэна Stella. Причем японская компания уже выпускала экомобиль R1e, который мог проехать без подзарядки до 80 км. Однако он не пользовался популярностью из-за дороговизны.
Время от времени над созданием электромобиля задумывались практически все автомобилестроители и даже модные дома. Швейцарская фирма Cree лет пять назад разработала и построила электрический трехколесник SAM с двухместным кузовом, свинцово-кислотными батареями, заряда которых хватало на 50-70 км. Он способен был развить скорость до
85 км/ч. Правда, небольшая серия SAM разошлась по частным коллекциям.
А два года назад супруги-модельеры Андре и Колин Кураж представили на международном соревновании экологических автомобилей Challenge Bibendum трехместный Zoop на литий-ионных батареях с электромотором мощностью 150 кВт, который был удостоен специального приза. Причем еще двумя годами ранее они же создали и показали экомобиль EXE. Однако о серийном выпуске речь не шла.
Первая попытка создать модель на электротяге для широкого рынка жестоко провалилась. Gene-
ral Motors на рубеже веков пытался выпускать электромобиль-купе EV1. Реализовав несколько машин в лизинг, производитель свернул проект в 2003 году. Спустя некоторое время поляки настроили конвейер машинок для гольфплощадок и электропогрузчиков «Мелекс», которые нашли широкое применение сейчас. За постоянную эксплуатацию этого авто Папой Римским «Мелекс» даже прозвали «папомобилем».
Следующими, кто решил настроить массовое производство, стали американцы. Компания Tesla Mo-tors построила предсерийный Tesla Roadster, на платформе Lotus Elise, оснащенный электромотором переменного тока мощностью 185 кВт (248 л.с.). Максимальная скорость спортивного родстера 209 км/ч, а время разгона до 100 км/ч – 4 с. Но до сих пор янки не решились поставить спорткар на поток: стоимость новинки – 100 тысяч долларов, а не менее дорогие литий-ионные батареи нужно менять после 160-200 тысяч километров пробега.
Однако несбывшиеся ожидания не помешали Tesla Motors заявить в прошлом году, что компания намерена создать и поставить на поток седан на электротяге.
Конвейер
Успешное серийное производство налажено в Норвегии. На автозаводе местной компании
TH!NK в Осло ежегодно выпускается
1200 электрокомпактов City, способных проехать на одной зарядке 170-203 км. Стоимость одного экомобиля гораздо меньше «американца» – 20 тысяч долларов. В будущем году производитель City намерен увеличить выпуск до 10 тысяч машин в год и поставлять его на рынки Дании, Швейцарии. Также норвежцы собираются наладить сборку еще одного, разработанного ими и представленного на мартовском Женевском автосалоне, экомобиля OX, который в отличие от City, имеющего 2 взрослых и опционально – 2 детских сиденья, должен стать полноразмерным седаном с пятью местами. Мощность двигателя переднеприводного ОХ – 100 кВт, которой хватает, чтобы за 8,5 с достигнуть 100 км/ч и максимально разогнаться до 130 км/ч. Немаловажно и то, что батарею можно зарядить на 80 процентов всего за час. Правда, на полную подпитку понадобится 12 часов.
Планируется, что ОХ будет оснащаться не только литиевыми батареями, но и натрий-никель-хлоридными ZEBRA. На автосалоне были представлены 3-х
и 5-дверные версии, укомплектованные бесключевым доступом в салон и системой двухсторонней перекачки электроэнергии: не только из розетки – в машину, но и наоборот. Производители предполагают, что это новшество позволит владельцам ОХ продавать энергию в часы «пик», когда происходит наибольшее потребление электричества. Норвежское правительство не исключает возможности предоставления для владельцев электромобилей специальных тарифов на элект-роэнергию.
Через два года Mercedes-Benz намерен выпустить электромобиль, собранный на базе A-Class, ионно-литиевые батарейки к которому, кстати, будет поставлять небезызвестная Tesla Motors. Электрическую тягу получит и городской Smart. Планируется, что электромодели смогут проехать без подзарядки 200 км. Ожидается, что вначале будут выпущены опытные партии объемом 500-1000 штук, а после длительной обкатки в реальных условиях начнется полномасштабное производство. Немецкий автогигант Volkswagen также собирается к 2010 году выпустить массовое поколение электромобилей с гибридными двигателями, которые смогут с одной зарядкой преодолевать 50 км.
Не отстают от немцев и японцы. Mitsubishi Motors в ближайшие три года полностью изменит концепцию компании и переориентирует свое производство на гибриды, электромобили и «дизельные» машины, соответствующие стандарту «Евро-5». Сейчас японцы активно развивают производство автомобилей с нулевым выбросом CO2 и электромобиль MiEV, полная зарядка которого будет занимать всего 4 часа. Ее хватит на
250 км. Они тоже обещают, что цена нового экомобиля будет около 20 тысяч долларов.
Местные «кулибины»
Разработками и даже производством электромобилей занимались и омские ученые. Три года назад на базе ОАО «Сатурн» было организовано конструкторское бюро по разработке двухместного мини-электромобиля с рабочим названием МЭМ с комбинированным двигателем, придуманным студентами факультета автомобильного транспорта СибАДИ. Предполагалось, что сибирский гибрид будет расхо-
довать 3 л бензина на 100 км. При этом максимальная скорость его составит 80 км/ч. Омские ученые обещали, что стоимость местного изобретения будет чуть выше 40 тысяч рублей. Но пока омичи не увидели МЭМ.
В целом же, судя по автоэлект-рической лихорадке во всем мире и невероятных цен на нефть, массовое нашествие электрических машин – уже не за горами.
Мир уже готовится к этому. К примеру, в Израиле уже в следующем году появятся 500 тысяч станций перезарядки. Единственное, что тормозит развитие серийного производства электромобилей – технология: срок службы тяжелых батарей недолговечен, дальность хода на одной подзарядке пока не дотягивает до среднего пробега на одной бензиновой заправке. Причем цена новых батарей сопоставима со стоимостью самого экомобиля. Но наука не стоит на месте. Думается, все эти вопросы удастся решить в самое ближайшее время. А мы еще успеем покататься на электромобилях!
Евгений Романовский
Альтернатива
Не успели автомобилестроители запустить серийное производство электромобилей, как на рынке появились предложения по альтернативному виду транспорта. Так, японская компания Genepax разработала экомобиль, который можно заправлять обычной, дождевой или морской водой. Для часовой поездки при скорости 80 км/ч на этой машине необходим всего лишь литр воды. Это стало возможным благодаря коллектору электродов мембранного типа, которым оснащается экомобиль. Коллектор состоит из специального материала, который при помощи химической реакции полностью расщепляет воду на водород и кислород в течение длительного времени. Однако избавиться от электрических батарей автомобилю все же не удалось. Вода – лишь топливо, способное заряжать аккумуляторы.
Не сдаются и машины на солнечной энергии. Solartaxi – машину на солнечных «батарейках» построил инженер Луи Палмер. Трехколесный автомобиль оснащен 20-сильным электромотором, способным разогнать авто до 90 км/ч. Экомобиль укомплектован спутниковой навигацией, Интернетом, борткомпьютерем и MP3-плеером. Кардинально решена и проблема с расположением руля. «Баранка» и педали легко переезжают от одного борта к другому. Недавно Solartaxi отправился в круго-светное путешествие. Правда, одних солнечных батарей, установленных на крыше авто, не хватает для покорения стран Европы и Азии. Так что разработчикам пришлось снабдить экомобиль легким прицепом с дополнительной солнечной батареей.
Источник: http://avtotrans-m.ru
|